Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:34, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теории и практики учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также разработка предложений по его совершенствованию в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать налоги, уплачиваемые в бюджет организацией;
показать роль внебюджетных фондов в системе социального обеспечения населения;
исследовать нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Статьей 241 НК РФ установлены различные ставки ЕСН для различных категорий налогоплательщиков. Шкала ставок, установленная для каждой категории, определена в отдельности для федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования, а также дифференцирована по размеру доходов.
Ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 НК РФ, применяют:
- организации, а также индивидуальные
предприниматели и физические
лица, не признаваемые таковыми,
производящие выплаты
- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на ее территории;
- сельскохозяйственные
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог по ставкам, установленным в п. 3 ст. 241 НК РФ, а налогоплательщики - организации, ведущие деятельность в области информационных технологий, - по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ.
Ставки ЕСН представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Ставки ЕСН в 2012г.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
ФФОМС |
ТФОМС | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
До 280000 руб. |
20,0% |
2,9% |
1,1% |
2,0% |
26,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. |
56000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280000 руб. |
8120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280000 руб. |
3080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280000 руб. |
5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. |
72800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. |
81280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
11320 руб. |
5000 руб. |
7200 руб. |
104800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной в ст. 237 НК РФ.
Сумма ЕСН, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных налогоплательщиком самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (п. 2 ст. 243 НК РФ). Однако в гл. 24 Кодекса не приведены ни виды таких расходов, ни порядок их исчисления. При расчете ЕСН, подлежащего уплате в ФСС РФ, сумма расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, определяется исходя из данных, отраженных в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ).
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных или произведенных (для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. При исчислении суммы ежемесячного авансового платежа по налогу за отчетный период учитываются ранее уплаченные суммы ежемесячных авансовых платежей. Уплачиваются ежемесячные авансовые платежи до 15-го числа следующего месяца включительно.
Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных физическим лицам выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4 ст. 243 НК РФ).
Формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядок их заполнения утверждены Приказом МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-05/443. Форма индивидуальной карточки, утвержденная МНС России, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер. Тем не менее именно эту форму карточки удобно использовать в целях последующего заполнения расчетов и деклараций по ЕСН и страховым взносам. При уточнении налоговой базы работника в текущем отчетном периоде в связи с излишне начисленными за прошедший налоговый (отчетный) период выплатами (по причине болезни или из-за нахождения в командировке) корректировка налоговой базы предыдущего налогового (отчетного) периода по ЕСН и базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предыдущего расчетного (отчетного) периода не производится; уточненные расчеты авансовых платежей за предыдущий отчетный период, а также декларации за прошедший налоговый и расчетный период не представляются (Письмо Минфина России от 29 сентября 2006 г. № 03-05-02-04/151).
В силу п. 4 ст. 243 НК РФ для обеспечения правильного исчисления единого социального налога налогоплательщик должен вести учет сумм начисленных физическим лицам выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящихся к ним, и сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу. Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и в каждый из внебюджетных фондов по ставкам, предусмотренным ст. 241 НК РФ.
Учет расчетов с внебюджетными фондами ведется на синтетическом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Для учета расчетов по ЕСН на счете 69 открываются отдельные субсчета для отражения расчетов по каждой части данного налога:
- 1-1 «Расчеты по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ»;
- 2-1 «Расчеты по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет»;
- 3-1 «Расчеты по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС»;
- 3-2 «Расчеты по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС».
В бухгалтерском учете суммы авансовых платежей по налогу учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражаются по кредиту счета 69 на отдельных субсчетах в корреспонденции с дебетом счета учета затрат на производство (расходов на продажу). Поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ сумма начисленного ЕСН учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, различий в порядке признания данных расходов в бухгалтерском и налоговом учете у организации не возникает.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (так называемый налоговый вычет), которая исчисляется исходя из тарифов, установленных ст. 22 Закона об ОПС.6 Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления является объект налогообложения и налоговая база по ЕСН (ст. 10 Закона об ОПС).
Трудовая пенсия в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» складывается из базовой, страховой и накопительной частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования. Страховая и накопительная части финансируются за счет страховых взносов, а базовая - за счет ЕСН. Все части трудовой пенсии образуют ее единую структуру. Именно изложенными обстоятельствами и обусловливается необходимость открытия и ведения нескольких аналитических счетов бухгалтерского учета, а именно:
- 69-2-1 «Расчеты по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет»;
- 69-2-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»;
- 69-2-3 «Расчеты по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии».
Бухгалтерские проводки оформляются следующим образом: сумма ЕСН в части федерального бюджета без учета налогового вычета отражается по кредиту субсчета «Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом» счета 69 (счет 69-2-1) в корреспонденции со счетами учета затрат (издержек обращения).
Затем начисляется сумма страховых взносов: кредитуется субсчет расчетов по пенсионному обеспечению счета 69 (счет 69-2-2) и, при необходимости, счет 69-2-3 в корреспонденции с субсчетом «Расчеты по ЕСН с федеральным бюджетом» счета 69 (счет 69-2-1). В результате уменьшается сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, которая отражается в бухгалтерском учете как кредитовое сальдо по счету 69-2-1.
Сумма подлежащих перечислению в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, которая отражается как кредитовые сальдо по счетам 69-2-2 и 69-2-3, при фактическом ее перечислении списывается с этих счетов в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».
Рассмотрим на примере.
Сумма расходов на оплату труда ОАО «Нальчик - АвтоВАЗ»» в апреле 2012 г. составила 400 000 руб. Совокупный доход каждого работника не превышает 280 000 руб. с начала года. Все работники организации родились после 1968 г. На основании бухгалтерской справки-расчета бухгалтер определил сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии, - 6000 руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемая на финансирование накопительной части трудовой пенсии, составила 50 000 руб. Учетной политикой организации предусмотрено, что учет расчетов по ЕСН и страховым взносам ведется на счете 69.
В бухгалтерском учете организации делаются следующие записи:
Д 44 «Расходы на продажу» К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 400 000 руб. - начислена заработная плата работникам;
Д 70 К 68 - 52 000 руб. (400 000 руб. x 13%) - начислен НДФЛ без учета стандартных налоговых вычетов;
Д 44 К 69-1-1 - 11 600 руб. (400 000 руб. x 2,9%) - начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ;
Д 44 К 69-2-1 - 80 000 руб. (400 000 руб. x 20%) - начислен ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
Д 69-2-1 К 69-2-2 - 50 000 руб. - уменьшен ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (применен налоговый вычет);
Д 69-2-1 К 69-2-3 - 6000 руб. - уменьшен ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
Д 44 К 69-3-1 - 4400 руб. (400 000 руб. x 1,1%) - начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС;
Д 44 К 69-3-1 - 8000 руб. (400 000 руб. x 2%) - начислен ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС;
Д 70 К 50 - 348 000 руб. - выплачена заработная плата сотрудникам организации.
Сумма ЕСН, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму самостоятельно произведенных организацией расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. В гл. 24 НК РФ не приведены ни виды расходов на цели государственного социального страхования, ни порядок их исчисления. При расчете ЕСН, подлежащего уплате в Фонд социального страхования, сумма таких расходов определяется исходя из данных, отраженных в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ.7
Основными расходами организации, осуществляемыми за счет средств обязательного социального страхования, являются:
- выплата пособий (по временной
нетрудоспособности, женщинам, вставшим
на учет в медицинских
- оплата путевок на санаторно-
Расходы на обязательное социальное страхование в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 69, субсчет «Расчеты по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ» (счет 69-1-1) в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Таким образом, когда налогоплательщик понес расходы, финансируемые за счет ФСС РФ, и отразил их в учете, уменьшается сальдо счета 69 по соответствующему субсчету, т.е. сумма, которую организация обязана перечислить в данный Фонд.
Ключевыми элементами в текущем учете расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ОАО «Нальчик - АвтоВАЗ» являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов. В рамках налогового контроля большое значение придается контролю за правильностью налоговых расчетов, в первую очередь исключению арифметических и счетных ошибок. Ошибки в расчетах, которые со стороны налоговых органов караются финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерии ОАО «Нальчик - АвтоВАЗ»». Примерно 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть - результат несовершенства российского законодательства.
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Пульсар»