Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Пульсар»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование теории и практики учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также разработка предложений по его совершенствованию в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать налоги, уплачиваемые в бюджет организацией;
показать роль внебюджетных фондов в системе социального обеспечения населения;
исследовать нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная бадракова.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности ОАО «Нальчик - АвтоВАЗ», являются следующие:

- отсутствие либо неправильное  оформление (с позиций налогообложения) первичных документов;

- ошибки, обусловленные неверным  толкованием действующего налогового  законодательства;

- несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно в местном;

- неверные арифметические расчеты;

- несвоевременное представление  отчетной налоговой документации;

- просрочка уплаты налогов.

Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Всякая технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а также процедур их реализации. Основополагающими принципами технологии внутреннего контроля являются следующие:8

- решения по налогам принимаются  с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм  в принятии налогового заключения;

- все налоговые решения уже  зафиксированы на этапе внедрения  технологий, и никакой субъект, включая руководителя и главного бухгалтера, не может принять ни одного решения. При изменении ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия);

- предприятие должно обозначить  круг лиц, имеющих право выполнять  определенные действия и процедуры в отношении налогов;

- любая финансово-хозяйственная  операция должна сопровождаться  письменным документом определенного  образца;

- все бухгалтерские проводки  и налоговые расчеты производятся  лишь на основе таблицы типовых  хозяйственных ситуаций (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице;

- нетиповая ситуация требует  оформления карты налоговых решений, которую заполняет только специальная  экспертная комиссия по налогообложению.

Общие требования к реализуемым контрольным процедурам:

- эффективность контрольных процедур  в части обнаружения и исправления  допущенных ошибок;

- своевременность подготовки форм  внутренней и внешней налоговой  отчетности;

- рациональность при осуществлении  контрольных процедур.

При проведении налогового контроля могут применяться следующие контрольные процедуры:

- группа 1 - арифметические (расчетные);

- группа 2 - аналитические (логические);

- группа 3 - прочие.

Под контрольными арифметическими процедурами обычно понимаются арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами (отличающимися от способа, использованного при первичном расчете) и проверка полученных результатов путем сопоставления.

В контрольные аналитические процедуры входят:

- проверка содержащихся в налоговой  отчетности данных путем их  сопоставления с данными синтетических  и аналитических регистров бухгалтерского  учета и отчетности (по тем  налоговым расчетам, где должно обеспечиваться такое соответствие);

- сверка данных налоговых регистров  между собой, с данными форм  налоговой отчетности, с данными  налоговых регистров и форм  налоговой отчетности предыдущих  отчетных (налоговых) периодов;

- проверка соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренних документов (учетной политики, положений по налоговому учету);

- контроль за правомерностью  использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок;

- проверка полученных отчетных данных на непротиворечивость;

- сравнение полученных показателей  с показателями предыдущих периодов  и анализ показателей, существенно  отличающихся от их нормальных  значений (необычных отклонений); при  этом целесообразно разработать  критерии существенности отклонений по каждому налогу и сбору для каждого конкретного случая либо исполнитель может определять существенность по своему профессиональному суждению;

- анализ форм налоговой отчетности  за предыдущие периоды, выявление  вопросов, по которым имелись замечания, которые должны были быть устранены в текущем периоде, и проверка их фактического устранения;

- контроль критических областей  налогового учета (где риск возникновения  ошибок или искажений налоговой  отчетности особенно высок).

Прочими контрольными процедурами являются:

- соблюдение подотчетности исполнителей  руководителю отдела (авторизация, визирование, утверждение);

- получение письменных и устных  разъяснений, подтверждений, расшифровок  данных налоговых регистров и  форм налоговой отчетности;

- контроль за прикладными программами  и компьютерными информационными  системами, в том числе учет  изменений компьютерных программ  и доступа к файлам данных, права доступа при вводе и  выводе информации из системы (ограничение доступа к базе  данных, программам, электронным копиям налоговых регистров и форм налоговой отчетности несанкционированных пользователей).

В условиях распространения компьютерной техники при обработке информации в самостоятельную группу контрольных процедур также можно выделить автоматизированные контрольные процедуры, к которым следует отнести автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой; автоматическое обнаружение ошибки прикладной компьютерной программой и информирование исполнителя об обнаруженной ошибке (по итогам полученной информации решение принимается исполнителем, а не автоматизированной системой проверки).

Источниками информации при осуществлении внутреннего налогового контроля могут являться:

- учетная политика для целей  налогообложения;

- учетная политика для целей бухгалтерского учета;

- внутренние положения организации, регулирующие порядок исчисления  и уплаты налогов;

- прочие распорядительные документы, определяющие общие положения  налогового и бухгалтерского  учета;

- налоговая отчетность текущего и предыдущих налоговых периодов;

- бухгалтерская финансовая отчетность;

- внутренние налоговые регистры;

- регистры синтетического и  аналитического бухгалтерского  учета;

- книга покупок и книга продаж;

- устные и письменные разъяснения, подтверждающие письма и т.п. сотрудников  бухгалтерии и других сотрудников, имеющих отношение к подготовке налоговой отчетности или обладающих необходимой для осуществления налогового контроля информацией;

- первичные документы;

- информация, полученная от третьих  лиц (контрагентов, налоговых органов  и др.);

- другие источники информации.

В случае выявления ошибок (искажений, отклонений) исполнителю следует принять меры для установления причин и исправления (устранения) обнаруженных ошибок, а если сделать это невозможно, то сообщить соответствующую информацию руководителю в максимально короткие сроки. Аналогичный порядок должен быть предусмотрен и для случая, когда по каким-либо причинам исполнитель не может реализовать отдельные контрольные процедуры, предусмотренные регламентом. С санкции руководителя исполнитель имеет право не осуществлять контрольные процедуры при подготовке форм налоговой отчетности, однако при этом ответственность за ошибки (искажения, отклонения), которые не были выявлены по причине отказа от осуществления определенной контрольной процедуры и не могли быть выявлены по итогам других контрольных процедур, будет лежать на руководителе.

При наличии разногласий, связанных с различиями в профессиональных суждениях исполнителей, привлеченных к проведению контрольных процедур, которые могут возникнуть между лицами, ответственными за их осуществление, окончательное решение принимает руководитель.

Ошибки и нарушения, выявленные при проверке, доводятся до сведения ответственных за соответствующий участок налогового учета лиц, которыми они должны быть устранены в оперативном порядке. Можно указать два способа исправления ошибок:

- путем внесения исправлений  и корректировок в подготовленную  ранее налоговую отчетность (например, на основании полученной информации, когда ошибки незначительны и  их исправление лицом, их допустившим, неэффективно с точки зрения рациональности организации процесса подготовки налоговой отчетности); при этом соответствующее лицо должно быть в обязательном порядке уведомлено о найденной по итогам контрольных процедур ошибке и способе ее устранения;

- путем формирования исправленной  налоговой отчетности в тех  подразделениях (теми лицами), где  были допущены ошибки (искажения, отклонения); соответствующие процедуры  должны повторяться необходимое  число раз до устранения всех  ошибок и нарушений.

Кроме того, для устранения системных ошибок в налоговом учете была разработана должностная инструкция специалиста по налоговому планированию (Приложение 2).

3.2. Автоматизация бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерский учет всегда сопровождается профессиональным сомнением. Правильно ли сформированы бухгалтерские проводки, верно ли рассчитаны налоги, не упущено ли что-либо при формировании бухгалтерских документов и т.д. Но теперь есть способ, позволяющий избегать ошибок в бухгалтерском учете – это автоматизация бухгалтерского и налогового учета.

Рассмотрим автоматизацию налогового учета на примере трех систем различного масштаба - «1C», Microsoft Business Solutions - Navision и SAP R/3.9

Автоматизация налогового учета связана с рядом методологических и технических затруднений, вызванных различиями в оценке аналогичных активов и хозяйственных операций для целей бухгалтерского и налогового учета. Эти проблемы решаются в частности путем соотнесения данных бухгалтерского и налогового учета, а также построения такой модели производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая позволяла бы автоматически трансформировать данные бухгалтерского и иных типов учета в данные налогового учета. Алгоритмы решения подобных задач различаются в зависимости от выбранной автоматизированной системы.

Представим краткое описание реализации налогового учета в системах.

«1С»

Налоговые регистры типовой версии «1С: Бухгалтерия» полностью совпадают с регистрами, предложенными ФНС России. Налоговый учет в «1С» можно вести двумя способами - совместно с бухгалтерским или отдельно, что указывается в настройках системы.

Способ совместного ведения бухгалтерского и налогового учета предполагает, что при отражении в учете данных первичного документа автоматически формируются учетные записи по счетам как бухгалтерского, так и налогового учета. Однако это происходит только в случае идентичного отражения факта хозяйственной деятельности для обоих типов учета. Если же способы отражения операций различны, то в первичных документах формируются только бухгалтерские учетные записи, а налоговые формируются в этой же базе отдельно. Также возможна настройка автоматического формирования налоговых проводок и регистров, отличных от предложенных ФНС России.

Большинство предприятий, использующих «1С», работают как с типовыми регистрами, рекомендованными ФНС России, так и с дополнительными. На их настройку не нужно много времени: квалифицированный программист вместе с аудитором справятся с этой работой в течение недели. При разработке дополнительных регистров или внесении изменений в типовые регистры необходимо проверять работу остальных регистров.

Для ведения налогового учета используются счета налогового учета и аналитические признаки (субконто). Например, аналогом счета 01 (основные средства) в налоговом учете является счет Н0501. В роли аналитических признаков счета Н0501 будут выступать объект основного средства и условия его поступления (приобретение за плату, возведение собственными силами, безвозмездное получение и т. д.).

Рис.3.1. План счетов налогового учета в программе «1С: Бухгалтерия 7.7»

При раздельном способе ведения бухгалтерского и налогового учета в первичных документах формируются бухгалтерские учетные записи, а в конце отчетного периода формируются сводные документы налогового учета, агрегирующие бухгалтерские данные для формирования налоговых учетных записей. Перед проведением в учете налоговых документов бухгалтер вносит в них необходимые изменения и дополнения.

Microsoft Business Solutions - Navision

Функции модуля «Налоговый учет» в системе Navision позволяют формировать и настраивать налоговые регистры, а также указывать соответствия счетов бухгалтерского и налогового учета в зависимости от специфики конкретного предприятия.

Чтобы отразить принадлежность операции к налоговому учету, в Navision могут быть использованы дополнительные налоговые субсчета бухгалтерского плана счетов, а также налоговые измерения. Указываемые при учете операции налоговые измерения определяют тип операции в налоговом учете (закупка сырья и материалов, движение резервов по сомнительным долгам и т. д.) и более детальные параметры операции (приобретение имущества с последующей оплатой, в счет выданного аванса, в счет договора мены, по договору займа).

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Пульсар»