Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:15, дипломная работа
Важнейшей составной частью работы бухгалтерии является учет расчетов с поставщиками и покупателями, контроль долговых обязательств возникающих при расчетах. Состояние расчетов по товарным операциям существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной предприятием в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие результаты от продажи продукции, товаров и услуг, от внереализационных и операционных доходов, но все или много потерять при существенном росте дебиторской задолженности покупателей и поставщиков.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и
покупателями 7
1.1 Экономическая сущность и формы расчетов 7
1.2 Значение и задачи бухгалтерского учета по расчетам с
поставщиками и покупателями 15
Глава 2 Учет и контроль расчетов с поставщиками и покупателями
на примере предприятия ЗАО «Контактор» 19
2.1 Учет и порядок расчетов с поставщиками на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 19
2.2 Учет и порядок расчетов с покупателями на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 29
2.3 Контроль расчетов с поставщиками и покупателями на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 37
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями и
порядок списания просроченной задолженности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 40
2.5 Основные направления совершенствования учета расчетов
с поставщиками и покупателями 45
Глава 3 Анализ расчетов с покупателями и поставщиками на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.1 Задачи анализа расчетов с поставщиками и покупателями
и источники информации для его проведения на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.2 Анализ состава и структуры расчетов с поставщиками и
покупателями на примере предприятия ЗАО «Контактор» 51
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 62
Заключение 67
Список использованных источников 70
При расчете наличными денежными средствами за товарно – материальные ценности на подотчетное лицо выписывается заявка. По заявке формируется платежная ведомость или расходный кассовый ордер, которые регистрируются в «Книге регистрации приходных и расходных кассовых документов». По полученным денежным средствам подотчетное лицо отчитывается по авансовому отчету (приложение Ю) приходным ордером , товарным чеком, счет – фактурой.
На заводе «Контактор» также используется способ погашения обязательств по зачету взаимных требований. Общие требования к процедуре зачета определены ст.410 ГК РФ: обязательства одного участника договора полностью или частично прекращаются зачетом встречного однородного требования другого участника договора. Каждый взаимозачет оформляется актом сверки, соглашением о погашении взаимных требований (приложение Ф). В нем должны быть указаны сведения об основаниях возникновения задолженности, дата проведения взаимозачета и сумма взаимных требований.
Рассмотрим бухгалтерские записи, отраженные в бухгалтерском учете ЗАО «Контактор», связанные с зачетом взаимных требований в таблице 2.
Таблица 2 - Корреспонденция счетов по зачету взаимных требований
Содержание хозяйственных операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
Получены от поставщика материальные ценности |
47540,94 |
10.1 |
60.1 |
Отражен НДС по поступившим ценностям |
8557,36 |
19.1 |
60.1 |
Отгружена продукция покупателям |
56098,30 |
62.1 |
90.11 |
Отражена сумма НДС по отгруженной продукции |
8557,36 |
90.3 |
76.Н |
Содержание хозяйственных операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
Произведен зачет взаимных требований |
56098,30 |
60.1 |
62.1 |
Начислена задолженность бюджету по НДС |
8557,36 |
76.Н |
68.2 |
НДС предъявлен бюджету к вычету |
8557,36 |
68.2 |
19.1 |
При поступлении товарных ценностей от поставщиков, кладовщик, который является материально ответственным лицом, на основании товарных накладных выписывает приходные ордера. В течение каждого месяца в бухгалтерию поступают приходные ордера (приложение Н) вместе с товарной накладной (приложение П); счета – фактуры (приложение Р) из отдела снабжения; выписки из лицевого счета с оправдательными документами. Каждую полученную счет - фактуру бухгалтер регистрирует в «книге регистрации счетов-фактур» (приложение С) по мере их поступления. Счета – фактуры хранятся в скоросшивателях по периодам в течении пяти лет. Счета – фактуры, представленные поставщиками, заносятся в книгу покупок (приложение Т), в целях определения сумм НДС, подлежащих зачету (возмещению) в установленном федеральным законом порядке. Суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету только при наличии счетов - фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров и соответствующих записей в книге покупок. Если за поставленные материальные ценности по счету - фактуре оплата была частичной, то НДС возмещают только на сумму оплаченного товара.
В таблице 3 предоставлена корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками сырья, товарно – материальных ценностей, основных средств
Таблица 3 - Корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками материальных ценностей
Содержание хозяйственных операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция Счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
Отражена стоимость приобретенных материальных ценностей:
|
722673,13 152594,07 |
10.1 08.2 |
60.1 60.1 |
Отражена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям:
|
130081,17 27466,93 |
19.1 19.4 |
60.1 60.1 |
Произведена частичная оплата за материалы |
500000,00 |
60.1 |
51.1 |
Произведена оплата за |
192501,00 |
60.1 |
51.3 |
Возмещен НДС по приобретенным материалам (частично) |
76271,18 |
68.2 |
19.1 |
Возмещен НДС по приобретенным и введенным в эксплуатацию основным средствам |
27466,93 |
68.2 |
19.4 |
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на ЗАО «Контактор» ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по субсчетам:
60.1 « расчеты по приобретенным
товарно-материальным
60.3 « расчеты по выполненным работам, оказанным услугам».
Стоимость поступивших материальных ценностей отражается по кредиту счета 60, а по дебету счета 60 – отражается оплата за поставленные материальные ценности (работы, услуги), предоплата .
Для отражения в учете хозяйственных операций, связанных с НДС предназначены счет 19 «Налог на добавочную стоимость» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Сумма НДС, по приобретенным материальным ценностям (работам, услугам), включается поставщиками в счета на оплату и отражается дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» по субсчетам:
19.1 «НДС по приобретенным материалам (работам, услугам) 18%»;
19.10 «НДС по приобретенным материалам 10%»;
19.3 « НДС по приобретенным основным средствам, меньше 10000 руб.»;
19.4 « НДС по приобретенным основным средствам, больше 10000 руб.».
После принятия на учет материальных ценностей и их оплаты сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита счета в дебет счета 68.
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по расчетным документам, срок которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по полученному коммерческому кредиту, авансам выданным и т.д.
Вся поступившая в бухгалтерию первичная документация по поставщикам и подрядчикам заносится в журнал операций. В конце отчетного периода для осуществления контроля и упорядочения данных о хозяйственных операциях, составляют сводные учетные документы. Регистром по счету 60 «Расчеты с поставщиками и покупателями» в условиях журнально-ордерной формы является Журнал-ордер №6, а в условиях автоматизации на заводе «Контактор» - анализ счета 60 (приложение У).
Начинается и заканчивается анализ счета 60 суммами незаконченных расчетов – сальдо на начало периода и сальдо на конец периода.
Данные по счету 60 «Расчеты с поставщиками» отражаются в Главной книге
(приложение В), а из Главной книги заносятся в отчетность (приложение Б) Баланс (Ф.№1) и Приложение к балансу (Ф.№5).
Изучив порядок учета расчетов с поставщиками, рассмотрим учет расчетов с покупателями и заказчиками.
2.2 Учет и порядок расчетов с покупателями на примере предприятия ЗАО «Контактор»
Готовая продукция – это конечный продукт производственного процесса организации.
Учет готовой продукции на ЗАО «Контактор» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Положением определено, что готовая продукция является частью материально-производственных запасов (конечный результат производственного цикла, активы, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях установленных законодательством), предназначенных для продажи.
На данном предприятии для поставки готовой продукции с покупателем заключается договор. В этом договоре указывается наименование товара, ассортимент и качество продукции, количество, условия поставки, период отгрузки продукции, предоплата 50% или 100%. Так на ЗАО «Контактор» заказ на изготовление и последующую отгрузку продукции осуществляют покупателям только на условиях полной или частичной предварительной оплаты за продукцию.
На основании письма – заявки, полученного от покупателей, отдел сбыта ЗАО «Контактор» выписывает счет на предоплату. Счет действителен в течении пятнадцати дней, при этом оплата данного счета покупателем означает согласие с условиями поставки, предусмотренных в договоре.
На данном предприятии применяются четыре способа расчетов с покупателями:
При безналичных расчетах с покупателями и заказчиками инициативу платежа проявляют покупатели, предоставляя в банк платежное поручение. После того как денежные средства будут зачислены на расчетный счет ЗАО «Контактор», обслуживающий банк подтверждает это выпиской с лицевого счета и приложенными к выписке оправдательными документами.
При наличном расчете в отделе сбыта выписывают накладную на сторону и счет-фактуру. На основании этих документов в бухгалтерии выписывают приходный кассовый ордер (приложение D) и сразу же регистрируют его в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, заносят в кассовую книгу (приложение Я). После внесения наличных денег в кассу, подотчетному лицу выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.
Рассмотрим корреспонденцию счетов по расчетам наличными денежными средствами покупателями.
Таблица 4 – Корреспонденция счетов по учету наличных расчетов с покупателями.
Содержание хозяйственных операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
Получены денежные средства от покупателей в кассу |
389974,64 |
50.1 |
62.10 |
Начислена выручка от продажи готовой продукции |
389974,64 |
62.1 |
90.11 |
Отражен НДС с реализованной продукции |
59487,63 |
90.3 |
76.н |
Начислен НДС с реализованной продукции |
59478,63 |
76.н |
68.2 |
Покупатель может рассчитаться по своим обязательствам – векселем. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя. Рассмотрим учет расчетов по полученным векселям на примере ЗАО «Контактор».
В оплату отгруженной продукции покупатель индоссировал на продавца – ЗАО «Контактор» вексель третьего лица (приложение Э). Вексель выдан ЗАО «Контактор» на определенную сумму, которая составляет дебиторскую задолженность покупателей. Передача векселя была осуществлена на основании Акта приема-передачи векселей (приложение Х), подписанного обеими сторонами сделки. Таким образом, на дату индоссамента задолженность покупателя перед ЗАО «Контактор» погашается. В свою очередь ЗАО «Контактор», передает векселя в оплату продукции полученной от поставщиков, на сумму равную сумме векселей, полученных от третьих лиц. При этом составляется служебная записка (приложение Щ) и Акт приема-передачи векселей поставщику продукции (приложение Ш).
В бухгалтерском учете приобретение и выбытие векселей третьих лиц отражается на счете 58 «Финансовые вложения» на соответствующих субсчетах, в порядке предусмотренном для учета финансовых вложений Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Рассмотрим корреспонденции счетов с применением вексельной формы расчетов на предприятии ЗАО «Контактор» в таблице 5.
Таблица 5 - Корреспонденция счетов по расчетам с векселями
Содержание хозяйственных операций
|
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
Отгружена продукция покупателю |
1700000,01 |
62.1 |
90.11 |
Отражена сумма НДС по отгруженной продукции |
259322,04 |
90.3 |
76.Н |
Получен в оплату вексель от покупателя |
1700000,00 |
58.2 |
62.10 |
Начислен НДС на основании записи в книге продаж |
259322,04 |
76.Н |
68.2 |
Получена продукция от поставщиков |
1498476,60 |
10 |
60 |
Начислен НДС |
269725,78 |
19.1 |
60 |
Выдан вексель, полученный ранее за отгруженную продукцию в оплату продукции, полученной от поставщиков |
1700000,00 |
60.1 |
58.2 |
Возмещен НДС из бюджета |
259322,03 |
68.2 |
19.1 |
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями