Бухгалтерский учёт в страховой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей организации бухгалтерского учета страховой компании.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
-изучение специфики бухгалтерского учета в страховых организациях
-изучение порядка ведения бухгалтерского учета

Вложенные файлы: 1 файл

бухгалтерский учёт.docx

— 86.55 Кб (Скачать файл)

 

         Несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы. Например, часть нормативных актов по учету страховых операций (например, положение по учету страховых операций) отсутствует, недостаточно урегулированы вопросы формирования показателей отчетности страховой организации, а в некоторых нормативных актах по бухгалтерскому учету имеются противоречия.

Вторая проблема в том, что российская бухгалтерская  отчетность в           основном ориентирована на потребности  государства (с целью надзора  и         формирования налогооблагаемой базы) и не отражают объективной картины   бизнеса, пользователи информации не видят в  отчетности именно страховую   деятельность компаний. Инвесторы, прежде чем вложить свои денежные        средства, должны понять, что стоит за расчетом резервов и активов                 страховщиков. Если экономика и бухгалтерская отчетность не будет им понятна, российский страховой рынок не сможет развиваться.

        Так  же на сегодняшний день существуют  недостатки, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО (Международным стандартам финансовой отчётности), а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

        б) в неоправданно высоких затратах страховых организаций на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

        г) в значительном административном бремени организаций по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

       д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

       е) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

       Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

       В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях.

    Целью развития бухгалтерского учета в страховых организациях является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности организаций, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями.

       Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

       1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

       2) создание инфраструктуры применения МСФО;

       3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

       4) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности.

       Бухгалтерский учет в области страхования должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

       Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

        Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и профессиональной готовности.

    Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности в страховых организациях – повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без  совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров  и аудиторов, понимающих концепции  и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете  и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской  отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и  отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся  в информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности, имеющих потребность  и навыки ее использования при  принятии экономических решений. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

При определении содержания процесса подготовки и повышения  квалификации кадров в рассматриваемой  области должно быть обращено особое внимание:

а) на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете;

б) на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.;

в) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;

г) на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;

д) на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.

Основными направлениями  совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:

        а) переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике;

б) разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;

в) обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации);

г) разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.[12]

Итак, для того, чтобы повысить эффективность бухгалтерского учета  в страховых организациях, прежде всего, следует обратить внимание на нормативные акты, систему контроля бухгалтерской отчетности, квалификацию кадров, разработку программ обучения бухгалтеров и изучения стандартов МСФО как основу для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Бухгалтерская отчетность страховых организаций, составленная на основании российских правил (стандартов), отражает показатели, характеризующие специфические особенности страховой деятельности, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Страховые организации, изучая динамику этих показателей, сложившихся за ряд лет, оценивают возможные направления своего развития и учитывают их при разработке очередных мероприятий, направленных на совершенствование управления.

В силу особенности деятельности страховых компаний, направленной, в первую очередь, на защиту интересов страхователей, в бухгалтерском учете страховщиков имеются существенные отличия от классического бухгалтерского учета. Основным отличием является то, что помимо счетов, входящих в стандартный План счетов, вводятся счета, применяемые страховыми организациями. А также есть различие в содержании определенных разделов, статьях, форм бухгалтерской отчетности, и в составе статей активной части баланса.

        Бухгалтерская отчетность в страховой организации систематизирует данные об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, она включает в себя показатели деятельности филиалов, агентств, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

    Также, обобщая вышеизложенный материал, так же можно сделать вывод, что, для совершенствования учета труда и его оплаты следует применять новые формы первичных документов, объединенную форму лицевого счета работника, что обеспечит более полное и удобное отражение учетной информации и снизит трудоемкость работы бухгалтерии. А так же следует автоматизировать ведение учета и полностью перейти на оплату труда через пластиковые карты.

Для повышения эффективности бухгалтерского учета в страховых организациях,следует усовершенствовать нормативные акты по учету страховых операций, усилить контроль качества бухгалтерской отчетности, осуществлять повышение квалификации специалистов, ведущих учет.

       Таким образом, на основе проведенного исследования, удалось выяснить, что в страховой организации сложная структура формирования и ведения бухгалтерского учета, которая позволяет учесть особенности осуществляемых хозяйственных операций в страховой деятельности. Система бухгалтерского учета страховых организаций отличается от других отраслей экономике,  что обусловлено спецификой страхования. Страховое дело во многом отличается от других видов предпринимательской деятельности. Прежде всего, это высокая ответственность, которая лежит на страховщике: в случае принятия неверных решений ущерб будет нанесен не только самому страховщику, но и большому кругу страхователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    

   1. Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11. 1996г. (с изменениями на 03.11.2006г.)

        2. Приказ Минфина России от 04.09.2001г. №69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

        3. Приказ Минфина России от 08.12.2003г. №113н «О формах бухгалтерской отчетности, представляемой в порядке надзора» (с изменениями на 09.04.2007г.)

        4. Письмо Минфина России от 16.09.2005г. №03-03-04/3/8 «О вопросах бухгалтерского учета и налогообложения страховых организаций».

        5. Письмо Департамента страхового надзора Минфина России от 17.03.2000г. № 24-07/06 «О составе типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, представляемых страховыми организациями в порядке надзора».

        6. Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств / утверждено Приказом Минфина РФ №90 н от 02.11.2001г., с изменениями и дополнениями.

        7. Правила размещения страховщиками средств страховых резервов/ утв. Приказом Минфина РФ № 100н  от 08.08.2005г

        8. Бухгалтерский учет в страховых компаниях: учебное пособие/  Вещунова Н.Л.-М.: Проспект, 2007г.

        9. Бухгалтерский учет в страховых организациях: Учебник для ВУЗов/ Дубовина Т.А. - М.: Юнити-Дана, 2005г.

        10. Основы страховой деятельности / Грищенко Н.Н. - М.: изд. Финансы и статистика, 2006г.

        11. Бухгалтерский учет в страховании - Красова О.С. – М.: изд. Омега-Л, 2008 г.

        12. Филина Ф.Н. Бухгалтерская отчетность страховых организаций //Российский бухгалтер, 25.04.2007г.

        13. Манько С.В. Развитие учетной практики страховых организаций на базе МСФО//журнал Бухгалтерский учет, № 24 2008 г.

        14. Особенности бухгалтерского учета страховых организаций// Российский налоговый курьер, №22, Ноябрь 2008

        15. Савченко О.С. Документирование операций//Главбух, 01.19.2007

        16 .http://www.tby.ru/uchet_da_ne_tot.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бухгалтерский учёт в страховой организации