Возникновение и развитие аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:17, реферат

Краткое описание

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АУДИТА В РОССИИ..........................................4
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АУДИТА......................................................7
ВТОРОЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ АУДИТА...........................................................9
ТРЕТИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ АУДИТА...........................................................10
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ.................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по аудиту.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет» 
Институт Мировой экономики и финансов 
Кафедра учета, анализа и аудита

 

 

 

 

Реферат на тему: 
«Возникновение и развитие аудита в России» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: 
студентка группы Эмб-091 
Болдырева Дарья 
Проверила: 
Асс., Землянская Е.П.

 

 

Волгоград, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  АУДИТА В РОССИИ..........................................4

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АУДИТА......................................................7

ВТОРОЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ АУДИТА...........................................................9

ТРЕТИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ АУДИТА...........................................................10

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК  АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ.................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.                      Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве.

    Обязанность  предприятия вести учёт своего  имущества и совершённых хозяйственных  операций, самостоятельно исчислять  и уплачивать налоги, представлять  бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля – аудита.

    Аудит  представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В мировой практике аудит уже много лет применяется во всех сферах хозяйственной деятельности, тогда как в нашей стране аудит в современном понимании этого термина развивается чуть более десяти лет.

    Изучение  любой дисциплины принято начинать  с ее истории - возникновение,  пути развития. Изучение истории  возникновения и становления  аудита в разных странах и  в России поможет глубже понять  суть аудита и его роль.

 

История становления аудита в России

    В  допетровской России на государственном  уровне естественно существовали  функции контроля за полнотой  уплаты налогов, так как доход  государства складывался во многом  за счет достаточно развитой  системы налогов. Контроль в  основном был связан с тем, что налогообложение населения было достаточно обременяющим, поэтому естественно возникали стремления уклониться от налогообложения. В связи с этим постепенно производится совершенствование налоговой системы, позволяющей более точно учесть планируемые государственные доходы и контролировать их поступление. При Алексее Михайловиче и в начале правления Федора Алексеевича составляются по всему государству дворовые списки, называемые «переписные книги», по которым собирали вновь введенные налоги, так называемое «подворное обложение», заменившее существовавшее ранее «сошное письмо», т.е. оплату налогов сельскохозяйственным населением согласно этому древнему поземельному кадастру.

    При этом поступление  налогов сосредотачивается в  приказах - стрелецком, ямском и большом приказе, и в каждом из них контрольные функции имели место в отношении обеспечения сбора налогов. При Петре I меняется система налогообложения, после проведения поголовной переписи населения вводится система налогообложения, основанная на подушной подати, происходит реформа государственного управления. Во главе финансового управления Петром I поставлен Сенат, для заведования государственными доходами учреждена камер-коллегия, для заведования расходами - штатс-контор-коллегия (или штатс-контора), а для проверки счетов и отчетов - ревизион-контора. Тем не менее, сохранилась специализация сбора налогов с предназначением каждого из них для определенной отрасли управления. Петр I уделял большое внимание совершенствованию государственного управления, а также контролю за государственными доходами и расходами. Один из указов от 1722 года предписывает ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения проверки.

    По некоторым  данным, звание аудитора в России  было введено именно Петром I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря.

         Согласно сохранившимся документам  той эпохи, «первая ревизия  произведена в 1719 году».

    Преемники Петра  I не внесли значительного вклада  в дело контроля и ревизии,  вследствие постоянного ведения войн, а также по ряду других причин, бюджет государства был дефицитным.

    В царствование  Александра I были учреждены министерство  финансов, государственное казначейство (должность государственного казначея  была утверждена еще при Павле I), государственный контроль, комиссия погашения долгов и пр.

     В период  общегосударственных реформ, связанный  с началом правления Александра II, финансовое положение государства  было довольно плачевным, бюджет  начиная с 1845 г. был дефицитным, в управлении финансами царил беспорядок. Это вызвало необходимость реформирования и в 1859 году были учреждены две комиссии: одна при государственном контроле - для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии, другая - при министерстве финансов - для пересмотра податей и сборов. В итоге 22 мая 1862 года были утверждены правила о составлении, утверждении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений, в 1863 г. были изданы так называемые «кассовые правила», т.е. правила о порядке поступления государственных доходов, а также правила счетоводства, введенные повсеместно с 1866 г. При этом установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода, в 1864 г. открыты новые местные учреждения контроля - контрольные палаты. Сметные кассовые правила создали единство бюджета, направление кредитов по их прямому назначению, а неизрасходованных остатков - в общие государственные средства, ограничение сверхлимитных кредитов и систему единства кассы, по которой общими приходорасходчиками всех казенных управлений стали кассы министерства финансов. Данные принципы были дополнены принципом публичности государственной отчетности (с 1862 года) и с 1866 года - отчетности государственного контроля (до 1862 года количество государственных доходов и расходов являлось строжайшей тайной).

    Аудиторов в  России называли присяжными бухгалтерами. Однако, в основном в России  употреблялись понятия «ревизор»,  «контролер». Кроме того, термин  «ревизия» традиционно применялся в России в значении «перепись населения», итогами переписи являлись «ревизские сказки» - именные списки населения в целях учета и налогообложения.

        2 октября  1892 г. в Москве было создано  Общество счетоводов, находившееся в ведении министерства внутренних дел, которое провело три бухгалтерских съезда - в 1891-92 г. в Москве, в 1897 г. в Киеве, в 1989 г. в Москве. В 1916 г. после смерти его основателя Ф.В. Езерского общество прекратило свое существование. Конец XIX века - начало XX века ознаменовался возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако, о возникновении аудита как профессии вопрос не поднимался.

   Трижды были предприняты попытки организовать профессиональное объединение - институт в 1889-1899, 1907-1912 и 1928-30 годах, однако по разным причинам эти попытки успехом не завершились.

    После  революции в период государственного  регулирования экономики в СССР аудита не было. Постановлением СНК от 15 апреля 1936 г. «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств» были определены функции государственного контроля и внутриведомственных контрольных органов.

    При  Минфине существовало Контрольно-ревизионное  управление (КРУ), такие же управления  имели министерства и ведомства.  В советское время министерства  и ведомства на основе типовой  инструкции разрабатывали и согласовывали с Минфином отраслевые инструкции о порядке проведения комплексных ревизий (типовая инструкция последний раз была направлена Минфином СССР 14 сентября 1978 г. (письмо № 85). В данном документе предписывалось проведение ежегодных проверок предприятий, состоящих на хозяйственном расчете.

 

Начальный этап развития аудита

    Начало  современного этапа развития  аудита в России было напрямую  связано с переходом на рыночные  методы ведения хозяйства. 26 мая  1988 года Верховный Совет СССР  принял Закон «О кооперации в СССР», статья 10 которого определяла принципы деятельности кооперативов, статья 32 - организацию учета, отчетности и контроля, проведение внутренних ревизий, а также контроль со стороны финансовых органов. Согласно этому Закону сразу стали появляться экономические субъекты, однако возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Кроме того, рыночные реформы привели к активизации внешнеэкономической деятельности новых экономических субъектов, появлению совместных предприятий и возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность. Поскольку ревизионные службы присутствовали в каждом министерстве и ведомстве (КРУ), из работников этих служб пытались создать контрольно-ревизионные группы, действующие по принципу хозрасчета, кроме того, появились кооперативы, специализирующиеся на оказании консультационных услуг, в основном состоящие также из бывших работников ревизионных органов. Однако, деятельность этих организаций была незначительна, что во многом объясняется отсутствием нормативной и правовой базы.

    Важным  шагом в деле становления аудита  можно назвать создание акционерного общества «Инаудит». Необходимость его создания была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием совместных предприятий.

    АО  «Инаудит» имел в своей структуре  10 отделов, которые оказывали  услуги действующим в СССР и за границей. Нельзя не отметить тот факт, что в 1991 г. «Инаудит» также, как и многие предприятия был приватизирован, совладельцами стали физические лица, многие специалисты ушли из «Инаудита» и создали собственные фирмы, которые существуют сейчас.

    Несмотря  на то, что формально «Инаудит»  являлся акционерным обществом,  по своей сути он остался  государственной структурой, крупнейшими  акционерами было государство  в лице своих министров. Однако, иностранные инвесторы (как у  них это принято) требовали заключения аудиторских фирм относительно деятельности совместных предприятий. Поскольку рыночная ниша аудиторских услуг была практически свободна, западные аудиторские фирмы устремили свои усилия на этот рынок. Первой была одна из крупнейших (т.е. из «большой шестерки») - «Эрнст энд Янг», создавшая в январе 1990 г.  «Эрнст энд Янг Внешаудит». В дальнейшем, все крупнейшие аудиторские фирмы проникли на рынок аудиторских услуг и прочно занимают свои позиции несмотря на те процессы, которые проходят у них в центральных офисах (это процессы слияния, реорганизации).

    Уже  на самом раннем этапе развития  аудита в России были предприняты  попытки разработки методического  обеспечения (в 1989 г. Минфин  СССР, Торгово-промышленная палата  СССР, Центр по транснациональным корпорациям ООН провели в Москве семинар по проблемам бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента на совместных предприятиях). С 1989 г. На базе нескольких вузов началась подготовка аудиторов.

 

Второй этап в развитии аудита

    Второй  этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (Закон «О собственности в СССР» (№ 1305-1 от 06.03.90), Закон «О предприятиях в СССР» от 4.06.1990 (№ 1529-1), а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1, определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР), стали появляться различные аудиторские фирмы, зарегистрированные как ТОО, АОЗТ.

Информация о работе Возникновение и развитие аудита в России