Возникновение и развитие аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:17, реферат

Краткое описание

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АУДИТА В РОССИИ..........................................4
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АУДИТА......................................................7
ВТОРОЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ АУДИТА...........................................................9
ТРЕТИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ АУДИТА...........................................................10
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ.................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по аудиту.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

    Постепенно  шел процесс формирования рынка  аудиторских услуг, тон задавали, к сожалению, представители «большой  шестерки». Это процесс происходил  в основном за счет сложившегося  имиджа (ведь в начале 90-х годов  клиентами аудиторских фирм были  в основном совместные предприятия и другие предприятия, особенно банки, которым было необходимо предоставить аудиторское заключение западным партнерам, кредиторам, инвесторам), а также за счет отсутствия нормативной базы и методологической основы у «чисто российских» аудиторских фирм. В то же время появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.

    Уже  в 1991 г. совместно с Конгрессом деловых кругов проводился Всероссийский съезд аудитов, на котором присутствовало 180 представителей российских аудиторских фирм.

 

Третий этап в развитии аудита

    Третий  этап развития аудита в России  начался тогда, когда государство, аудиторская общественность, заинтересованные пользователи услуг аудита наконец поняли, что столь важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться как на государственном уровне, так и на уровне морально-этическом.

    Первый вклад в дело регламентации аудита внес Центробанк - 6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках». Раздел «Общие положения» включал основные положения.

Раздел «Аудиторские предприятия (организации) и аудиторы» достаточно детально регламентировал:

  1. кто может заниматься аудиторской деятельностью в банках;
  2. права аудиторских предприятий;
  3. обязанности аудиторских предприятий;
  4. порядок составления заключений;
  5. ответственность аудиторских предприятий.

    Третий раздел документа регламентирует деятельность советов по банковской аудиторской деятельности и их функции.

        Свой вклад в дело развития  аудита внес и Госкомитет РФ  по управлению государственным  имуществом. Распоряжение № 2078-р  от 30.11.93 «Об организации обучения и аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» определял организации, получающие права проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата. При этом в числе организаций, допущенных к проведению обучения входил Московский региональный союз консультантов и аудиторов.

   22 декабря  1993 г. был подписан Указ Президента  РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности  в Российской Федерации», с которого  начинается формирование нормативной базы аудита. Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

    Почему же введенные правила «временные» - ответ находится в строках самого Указа:

    Настоящие  «Временные правила» определяют  правовые основы осуществления  в Российской Федерации аудиторской  деятельности как независимого  вневедомственного финансового  контроля и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

     Так  как этого закона еще нет,  то соответственно, действуют временные  правила, согласно которым (п. 3).

     3.Аудиторская  деятельность - аудит представляет  собой предпринимательскую деятельность  аудиторов (аудиторских фирм) по  осуществлению независимых вневедомственных  проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

    Существует  много определений аудита в  литературе, но мы должны пользоваться  определением, данным в нормативном  документе, регламентирующем данный вид деятельности.

    Однако  аудиторская деятельность не  отменяет государственный финансовый  контроль, проводимый КРУ Минфина,  Госналогслужбой и другими контрольными  органами.

     4.Аудиторская  деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

    О цели этой предпринимательской деятельности говорят «временные правила» в п. 5.

     5.Основной  целью аудиторской деятельности  является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности  экономических субъектов и соответствия  совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в Российской Федерации. Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия - нормативными актами Совета Министров - Правительства Российской Федерации и в частности бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений - нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

    «Временные  правила» определяют виды аудиторской проверки (п. 6):

  • обязательная (в случаях, прямо установленных законодательством);
  • инициативная;
  • по поручению государственных органов (органы дознания, прокурор, суд, арбитражный суд).

    Кроме  того, «Временные правила» определяют  меру воздействия в случае уклонения экономическим субъектом от проведения обязательной аудиторской проверки.

    7. Уклонение  экономического субъекта от проведения  обязательной аудиторской проверки  либо препятствование ее проведению  влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции: штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда; штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

    О тех, кто имеет право заниматься аудиторской деятельностью, гласит  П. 8 «Временных правил»:

    8. Аудиторской  деятельностью имеют право заниматься  физические лица - аудиторы и юридические  лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельность в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринимателей. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.

    Как   можно заметить, аудит в Российской  Федерации - это лицензируемая  деятельность, однако лицензируемой  является только собственно проведение  аудиторских проверок. «Временные  правила» разрешают аудиторам  и аудиторским фирмам заниматься и другими видами деятельности, а также оговаривают, чем они не могут заниматься.

    9. Аудиторы  и аудиторские фирмы, помимо  проведения проверок, могут оказывать  услуги по постановке, восстановлению  и ведению бухгалтерского (финансового)  учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельности.

    Кроме  того, во «Временных правилах»  учтены и интересы клиента  (п. 9):

    Аудиторы  и аудиторские фирмы не вправе  передавать полученные ими в  процессе аудита сведения третьим  лицам для использования этих  сведений в целях предпринимательской деятельности.

    Во  «Временных правилах» также разъясняются  случаи, когда аудитор или аудиторская  фирма не имеет право производить  проверку экономического субъекта, в частности аудитор не может  производить проверку в тех  фирмах, где он (или его близкие родственники) учредитель или акционер, собственник, должностное лицо, а аудиторская фирма не может производить проверку в отношении экономических субъектов, являющихся учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами. Кроме того, не могут быть произведены проверки в случае, если данному экономическому субъекту оказывались услуги по ведению, восстановлению учета, составлению финансовой отчетности. Необходимо отметить, что сокрытие указанных обстоятельств может явиться основанием для аннулирования лицензии у аудитора (фирмы) (п. 11).

    Пункт  12 определяет нам независимость  аудиторов:

    «При  проведении аудиторской проверки  и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают».

    Во «Временных правилах» определены права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм, обязанности руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта.

    Пункт  17 определяет, что «результатом аудиторской  проверки является заключение  аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов», а в случае проведения проверки по поручению государственных органов - приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

 

Современный рынок аудиторских услуг в России

    В  настоящее время в России в  сфере аудита занято около  30 тысяч аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм, созданы профессиональные объединения аудиторов. Только за 1999 г. было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 в области общего аудита. Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему самостоятельно; из них в области общего аудита 4115. Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско-консалтинговых фирм свидетельствуют о неуклонном росте их доходов. При этом примерно половина доходов приходится на собственно аудит, а остальная часть на консультации и другие аудиторские услуги.

     В  2001 был принят и с 2002 года  вступил в силу Федеральный  Закон РФ «Об аудиторской деятельности»,  который оказал определённое  воздействие на рынок финансового  аудита и его движение в  сторону более цивилизованных  стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита. В законе были допущены и «ляпы» — как технического характера (в первоначальной редакции содержались ссылки на отсутствующие части статей), так и по существу (предусматривалась обязательное страхование ответственности аудитора по договору с аудируемым клиентом, что довольно абсурдно; в мировой практике принято страховать ответственность аудитора за причинение вреда).

    Начиная  с 2003 по инициативе Минфина,  представителей аудиторской профессии,  иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО).

Информация о работе Возникновение и развитие аудита в России