Документальное оформление и учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является детальное изучение методологических принципов по развитию методик синтетического и аналитического учета реализации готовой продукции в организациях промышленности и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована роль отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в современных условиях хозяйствования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в условиях использования современных компьютерных технологий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Роль отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………………….5
1.1 Роль отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в современных условиях хозяйствования …………………………………………………………...5
1.2 Задачи учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг)……………...9
1.3 Обзор нормативно-правовых актов по учету отгрузки и реализации продукции, определению и признанию выручки в учете………………………..12
2 Документальное оформление и учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)…………………………………………...……………...14
2.1 Документальное оформление отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)………………………………………………………………………..14
2.2 Синтетический и аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)………………………………………………………..…18
2.3 Совершенствование учета отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг), автоматизация учета в условиях использования современных компьютерных технологий………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание+ВВЕД+ОСН.ЧАСТЬ с нормаль. стр..doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

1 Роль отгрузки и реализации  продукции (работ, услуг) в условиях  рыночной экономики…………………………………………………………………………….5

1.1 Роль отгрузки и реализации  продукции (работ, услуг) в современных  условиях хозяйствования …………………………………………………………...5

1.2 Задачи учета отгрузки и  реализации продукции (работ, услуг)……………...9

1.3 Обзор нормативно-правовых актов  по учету отгрузки и реализации продукции, определению и признанию выручки в учете………………………..12

2 Документальное оформление и учет отгрузки и реализации готовой  продукции (работ, услуг)…………………………………………...……………...14

2.1 Документальное оформление отгрузки  и реализации готовой продукции (работ, услуг)………………………………………………………………………..14

2.2 Синтетический и аналитический  учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)………………………………………………………..…18

2.3 Совершенствование учета отгрузки  и реализации готовой продукции (работ, услуг), автоматизация учета  в условиях использования современных  компьютерных технологий………………………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...32

Приложение А………………………………………………………………………35

Приложение Б………………………………………………………………………36

Приложение В………………………………………………………………………37

Приложение Г………………………………………………………………………38

Приложение Д………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

  В условиях международного финансового кризиса, предъявляющего повышенные требования к управлению финансовыми ресурсами, изучение вопросов бухгалтерского учета реализации готовой продукции, выступающей главным источником доходов в организациях промышленности, имеет актуальное значение. Особую значимость приобретают вопросы повышения достоверности исчисления выручки и реальности финансовых результатов промышленных предприятий Республики Беларусь в условиях существования проблемы неплатежей за отгруженную продукцию. Интеграция Республики Беларусь в общемировое экономическое пространство также обуславливает необходимость реформирования бухгалтерского учета реализации продукции в направлении гармонизации основных методик, используемых при формировании отчетных показателей выручки и прибыли от реализации.

  Различным аспектам бухгалтерского  учета выпуска и реализации  готовой продукции был посвящен ряд работ ведущих экономистов: А.В. Азаренко, А.А. Белова, Р.Е. Грачевой, Л.Л. Ермолович, В.В. Качалина, М.И. Куттера, Е.Б. Малей, М.Ю. Медведева, М.А. Снитко, Я.В. Соколова, В.И. Стражева и др.

  Не умаляя важности работы, проделанной как отечественными, так и зарубежными учеными, необходимо  отметить отсутствие комплексных  исследований по совершенствованию методологических и практических аспектов учета реализации готовой продукции, отвечающих современным требованиям углубления рыночных отношений в экономике Республики Беларусь. Изложенное выше обусловило выбор темы исследования для выполнения курсовой работы.

  Целью курсовой работы является детальное изучение методологических принципов по развитию методик синтетического и аналитического учета реализации готовой продукции в организациях промышленности и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

  Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

  • дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
  • исследована роль отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в современных условиях хозяйствования;
  • исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
  • рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) в условиях использования современных компьютерных технологий.

  В процессе исследования  и написания курсовой работы были изучены: действующие нормативно-правовые акты по вопросам учета отгрузки и реализации продукции; международные стандарты по бухгалтерскому учету; учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету отечественных и зарубежных авторов; монографии, публикации в журналах, газетах и другие литературные источники.

  Объектом исследования является  система бухгалтерского учета  и отчетности Республики Беларусь. Предметом исследования выступают  методики синтетического и аналитического  учета реализации готовой продукции  в организациях промышленности. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен необходимостью дальнейшего развития методологических и практических аспектов учета реализации готовой продукции, отвечающих современным требованиям углубления рыночных отношений в экономике Республики Беларусь и ее интеграции в мировое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль отгрузки и реализации  продукции (работ, услуг) в условиях  рыночной экономики

 

1.1 Роль отгрузки и  реализации продукции (работ, услуг) в современных  условиях хозяйствования

 

 

  Эффективность развития промышленного производства на принципах рыночной экономики требует от хозяйственных субъектов роста производства продукции за счет внедрения достижений научно-технического прогресса и инноваций. Произведенная в течение года в организации продукция промышленных производств является валовой продукцией. Часть ее потребляется на внутрихозяйственные нужды. Основная часть валовой продукции реализуется.

  Реализация – основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Планирование процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами. На их основе составляется план по номенклатуре, являющийся основанием организации производственного выпуска соответствующих видов продукции. Заказы согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками материалов. С покупателями заключаются договоры, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов.

  Что касается самого понятия «реализация», было выявлено, что в нормативно-правовых актах но бухгалтерскому учету отсутствует конкретное определение понятия «реализация». Косвенно его можно вывести из Инструкции по применению типового плана счетов. Налоговое законодательство, наоборот, дает четкое и однозначное определение реализации, которое, в свою очередь, полностью противоречит содержащемуся в Инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, поскольку выделяет абсолютно противоположные черты рассматриваемой категории, такие как:

  • отчуждение на возмездной или безвозмездной основе;
  • использование дня собственного потребления (в случае, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства);
  • отчуждение любых материальных ценностей вне связи с видами деятельности, отраженными в уставе организации [9, с.7].

  Во избежание столь существенных разночтений в определении одного и того же объекта в бухгалтерском и налоговом законодательстве в Российской Федерации с введением в 2001 г. нового плана счетов термин «реализация» был заменен термином  «продажи», при этом понятие «реализация» продолжает существовать в налоговом учете. Кроме того, было выявлено, что различными авторами эти понятия используются как равнозначные.

  В связи с этим были исследованы нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, Российской Федерации, всесторонне рассмотрены различные точки зрения экономистов этих стран на определение категорий «реализация» и «продажа», в результате чего была выявлена их нетождественность [8, с.68].

  При этом основными критериями различия выступают виды хозяйственных договоров, объекты отчуждения, виды деятельности организации.


Это позволило раскрыть экономическое содержание реализации как объекта бухгалтерского учета на основе выявленного в литературных источниках экономического, юридического и непосредственно бухгалтерского подходов и предложить следующее определение.

  Реализация — это конечная стадия оборота средств организации, выступающая в виде только возмездного оказания услуг, отчуждения продукции, товаров, результатов выполненных работ, обеспечивающая поступление выручки в форме денежных средств или их эквивалентов (обмен на другие активы).

  Научная новизна предлагаемого определения заключается в установлении основополагающей цели реализации — обеспечение воспроизводственного процесса притоком денежных средств в форме выручки.

  Изложенный подход к определению реализации позволит привести в соответствие терминологию, применяемую в нормативных документах по бухгалтерскому и налоговому учету, нормам гражданского права, поскольку, во-первых, не ограничивается исключительно положениями договора купли-продажи, который может заключаться только в отношении имущества, а позволяет рассматривать указанные процессы во всей их совокупности, в том числе и применительно к выполнению работ, оказанию услуг, и, во-вторых, отражает обязательное условие, при невыполнении которого сделка не может быть признана реализацией (возмездное отчуждение).

  В Налоговом кодексе Республики Беларусь и подзаконных ему актах автор рекомендует заменить термин «реализация» перечнем ситуаций, определяющих налогооблагаемую базу применительно к каждому виду налогов, в состав которых, помимо прочего, будет входить и реализация в се экономическом смысле.

Такой подход к определению реализации позволил обосновать необходимость применения одновариантной методики ее учета, характеризующей неразрывность процесса реализации и формирования реального показателя выручки в условиях финансового кризиса, что будет способствовать эффективному функционированию предприятий в кратко- и долгосрочном периодах.

  Таким образом, реализация выполненных работ, оказанных услуг, готовой продукции - завершающая стадия кругооборота средств организации. Она может осуществляться в соответствии с заключенными договорами или путем свободной реализации через организации торговли, работникам своей организации за наличный расчет, в счет оплаты труда, по бартеру, а также реализация продукции собственного производства может осуществляться в объектах розничной торговли, находящихся на балансе промышленных предприятий и т.д [17, с.50].

  Реализация продукции, работ, услуг должна позволить промышленной организации возместить затраты по их производству и сбыту, а также получить прибыль, которая является основным источником расширения и обновления производства.

  Продукция, работы и услуги считаются реализованными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю, от производителя к покупателю. С данного момента их стоимость включается в объем выручки и доход организации. Объем полученной выручки от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг является основным показателем, характеризующим производственно-финансовую деятельность организации.

  Выручка от продажи  изготовленных предприятием изделий (выполненных работ, оказанных услуг) характеризует величину их реализации.

  В соответствии  с МСФО: выручка – валовое поступление  экономических выгод в ходе  обычной деятельности за период, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет взносов акционеров.

  В принципах подготовки  и представления финансовой отчетности  доход определяется как увеличение  экономических выгод в течение  отчетного периода в форме  поступления или увеличения активов  или уменьшения обязательств, которые  привели к увеличению капитала, не связанному с вкладами акционеров.

  Ниже приводится описание бухгалтерского учета выручки, поступающей от обычной деятельности. Основное внимание уделяется следующим аспектам:

  1. выручка выделяется из разряда остальных доходов;
  2. определяется критерий признания выручки;
  3. предоставляется практическое руководство:

- по моменту признания,

- по признаваемой сумме,

- по требованиям о  раскрытии.

  Международные стандарты  бухгалтерского учета применяются  при учете выручки:

  1. от продажи товаров;
  2. предоставления услуг;
  3. использования другими лицами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.

  Выручка представляет  собой валовое поступление экономических  выгод:

- в течение периода;

- возникающие в результате  обычной деятельности;

- в виде увеличения  капитала по причинам, отличным  от внесения вкладов участниками акционерного капитала (выручка исключает средства, собранные от имени третьих лиц, например НДС).

  Выручка от продажи  товаров признается в тех случаях, если:

Информация о работе Документальное оформление и учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)