Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:22, курсовая работа
Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным причинам.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика монополий………………………………….……5
Монополии и конкуренция……………………………………………………13
Естественная монополия и её регулирование……………………………….21
Ценовая дискриминация и доминантные фирмы……………………………24
Глава 2 Монополии в российской экономике……………………………………27
2.1 Роль монополий в российской экономике……………………………………27
2.2 Естественные монополии в российской экономике………………………….30
2.3 Антимонопольное законодательство………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
В Российской экономике очень распространено такое явление, как «локальный» Монополизм. Вследствие не насыщенности рынка, отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. В условиях финансового кризиса тарифы естественных монополий становятся одним из жестких факторов ограничения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Кризис монополий осложнит восстановление экономики. Сегодняшнее сокращение инвестиций обернется завтрашним дефицитом. Добыча газа и объем грузоперевозок по железным дорогам снизились в течении текущего года более чем на 19 %. Главной опасностью кризиса экономисты считают сокращение инвестиций. Кризис обострил проблему приоритетов страны. Выясняется, что власти готовы экономить на всем, кроме аппетитов естественных монополий и военно-промышленного комплекса.
Резко повышая в 2009 году тарифы естественных монополий, правительство цинично пренебрегает интересами промышленности, рядовых граждан и страны в целом. Упавший поток нефтедолларов сейчас просто нечем заменить, поэтому об инвестициях в развитии приходится забыть. Монополии не хотят умерить свои ценовые аппетиты. Приоритет частных интересов над национальными и общественными, стремление к максимизации своих доходов в ущерб стабильности фондового рынка привели к диспропорциям между российским ВВП и финансовых инструментов. В крупнейшей экономике случился ипотечный кризис, затем последовало банкротство банков, страховых компаний и обвал рынков. Начались проблемы в реальном секторе экономики, падение промышленного производства, отсюда рост цен, сокращение рабочих мест - безработица, снижение спроса на продукцию и т.д. Выходом из мирового финансового кризиса должен быть рост экономики и выход производства из кризисного состояния. Толчком к этому может послужить инновационный прорыв. Например, дешевый возобновленный источник энергии. Ведь энергия основа любого производства. Сегодня идет речь о замени лампочек «Ильича» на энергосберегающие. Одним из последствий кризиса предвидится разделение единого сегодня мирового пространства на ряд автономных экономических зон. Ценовое регулирование естественных монополий осуществляется посредством установления цен или их предельного уровня. Государственные цены устанавливаются по принципу «Фактические издержки негосударственная гарантированная прибыль», что ведет к независимости в снижении издержек, затратному хозяйствованию. В результате в отраслях естественных монополий России часто плохо применяется новая техника, если она ведет к снижению затрат. И, наоборот, активно внедряются капиталоемкие технологии. Например, реформа «Газпрома» заключается в отделении транспортировки и распределении газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных), переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производства.
Уменьшение тарифов окажет негативное влияние на финансовые потоки компаний – монополий и затормозит их инвестирование. Незначительное повышение тарифов для естественных монополий благоприятно скажется на экономике. Инвестиционные затраты естественных монополий, которым мотивировался рост цен, в условиях кризиса очень значительно снизятся. Снизятся за счет уже произошедшего резкого падения цен на цемент, металлопрокат, рабочую силу и т.д. Когда большинство производителей вынуждены снижать цены, чтобы остаться на рынках, нелогично будет поддерживать тех, кто неплохо защищен от рыночных колебаний своим монопольным статусом. В условиях экономического кризиса повышение монопольных цен не имеет никакого экономического смысла, в т.ч. и для самих монополий. Снижается конкурентоспособность и платежеспособность, из-за чего предприятия(монополии)начнут сокращать производство, из-за плохого финансового положения станут меньше платить. Все это ведет к снижению доходов монополий – из-за сокращения физических объемов спроса и роста задолженности потребителя. В принципе, нужно 3-4% нормы накопления на 1% роста ВВП. Если нам удастся сохранить темпы роста ВВП на уровне 4-5% - это будет неплохим результатом в условиях снижения темпов развития экономики. Продолжение экономического роста для России жизненно важно.
Сегодня
действия (или бездействие) властей
могут определить не только ближайшее
будущее национальной экономики, но и
ее долгосрочную конкурентоспособность
в меняющемся мире. Государственное вмешательство
необходимо, но его формы и механизмы должны
не только поддерживать крупнейшие банки
и корпорации, следует выстроить каналы
поддержки среднего и мелкого бизнеса,
а также населения. Кроме того, должны
быть обеспечены равные условия доступа
к государственной поддержке, что обеспечит
на деле поддержку наиболее эффективных
компаний предпринимательского сектора,
вне зависимости от наличия так называемого
«административного ресурса».
1.1 Монополии и конкуренция
Экономисты
различают четыре довольно несхожие
рыночные ситуации:
- чистую конкуренцию;
- чистую монополию;
- монополистическую конкуренцию;
- олигополию.
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других. Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.
Антимонопольное
регулирование включает в себя:
•административный контроль над монополизированными
рынками;
•организационный механизм;
• антимонопольное законодательство.
Три основных дефекта дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. На мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Роль
конкуренции в хозяйственной
жизни общества глубока и многогранна.
Способствуя росту наиболее эффективных
производств и вымывая
Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур. Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию, какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия (монополии) выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости. Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов. Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.
Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
1. выявление
или установление рыночной
2. выравнивание
индивидуальных стоимостей и
распределение; прибыли в
3. регулирование
перелива средств между
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально - организационных. Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции.. Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара, конечно, во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.
Конкурентоспособность
фирмы - это относительная
Рыночная
несовершенная конкуренция
Иначе говоря, в рассматриваемой системе
существуют производители, для которых
издержки производства, как средние, так
и предельные ниже среднеотраслевых, равно
как существуют производители, для которых
эти показатели превышают средние. Такое
явление является типичным для конкурентного
рынка. Поэтому создается реальная и объективная
основа для концентрации производства,
то есть слияния капиталов и его сосредоточения
в собственности относительно небольшого
числа предпринимателей. Итак, в конкурентной
среде существуют процессы, направленные
против самой этой конкуренции или, по
крайней мере, ее ограничивающие.
Неустойчивость проявляется в том, что
в рыночной среде каждый отдельный производитель
стремится захватить и обеспечить за собой
большую долю рынка данного вида продукции.
Это ведет не только к росту прибыли, но
и обеспечивает ему условия выживания
в конкурентной среде. Отсюда, устранение
конкурентов рассматривается как нормальное
явление, соответствующее принципам выживаемости
сильнейших, если, конечно, такое устранение
осуществляется в рамках закона. А закон,
как известно, не запрещает различного
рода слияниям и поглощением, то есть концентрации
производства. Более того, и экономическая
теория, и практика функционирования крупных
предприятий (монополий), высказывается
за рост масштаба производства.
Чем интенсивней конкуренция, тем лучше потребителю. Отсюда и основной принцип, известный как принцип Парето: все члены общества выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Иначе говоря, общество богатеет, если все его члены выигрывают, и богатство не достигнет своего максимума, если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других. При наличии конкуренции на рынке производителя с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно - технический усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно - технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору большой доход.
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.
«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.