Естественная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным причинам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика монополий………………………………….……5
Монополии и конкуренция……………………………………………………13
Естественная монополия и её регулирование……………………………….21
Ценовая дискриминация и доминантные фирмы……………………………24
Глава 2 Монополии в российской экономике……………………………………27
2.1 Роль монополий в российской экономике……………………………………27
2.2 Естественные монополии в российской экономике………………………….30
2.3 Антимонопольное законодательство………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

теория денег.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

      Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь нашего общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных  хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами.

      Таким образом, монополии в России на современном  этапе — это преимущественно  крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. С другой стороны, существуют негативные факторы существования монополий — образование монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.

Следовательно, наиболее явным внешним проявлением  существования монополии в России является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

      Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям. Исходя из этого можно сделать вывод, что монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству. 
 

2.2 Естественные монополии  в российской экономике

Особое  и значительное место в экономике  России  занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных  естественных монополиста России:

- РАО   “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии  по высоковольтным линиям передач);

- ГАЗПРОМ  (транспортировка газа по трубопроводам,  реализация природного газа);

- МПС  (железнодорожные перевозки).

Четвертым можно назвать «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).

      В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. В российской экономике очень распространено такое  явление как «локальный» монополизм. Вследствие не насыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

      Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. Как правило, монопольно высокой  ценой  компенсируются необоснованные затраты предприятий. В условиях современной российской экономики монопольная рыночнаявласть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

      Помимо  ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше. Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО «ЕЭС», Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

      Цели  реформирования РАО «ЕЭС»: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается в отделении  транспортировки и распределения  газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход  на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя. Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

      Следует сделать вывод, что у каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники, но все они  сходятся в одном: реформы следует  проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы в России по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции. 

2.3 Антимонопольное  законодательство

      Чтобы поставить определенный заслон деструктивным  силам монополизации, было разработано  антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить  конкуренцию путем создания препятствий  для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Для создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом. Действует закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1994-1995г.г., контролирует действие предприятий естественных монополий. В январе 1996г. были приняты три указа Президента России о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи, транспорте, в марте – апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов.

      Нашу  экономическую политику все время  кидает из административного произвола  по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом  случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

      В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление  со стороны конкурентов. вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советским укладом народного хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.

Массовые  импортные закупки, создающие конкуренцию  отечественным товарам, стали одним  из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках. Множество, как правило, торговых, предприятий создают конкурентную среду, которая формирует определенный тип рынка. Можно констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшается и усиливается конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров.

Следствием  конкурентной борьбы между продавцами, как это следует из экономической теории, является снижение продажных цен и, соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмента искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок. Однако существует целый ряд факторов, действующих в настоящее  время в российской экономике, которые делают тщательное экономическое планирование жизненно необходимым. Таковыми являются: общая нестабильность товарных и финансовых рынков, высокие ставки по кредитам, сужение потребительского спроса, упомянутый выше фактор конкуренции.

      В настоящее время процесс формирования органов регулирования является несовершенным и, кроме того, болезненным, т.к. Министерства не хотят отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных работников, т.к. заработанная плата государственных служащих ниже чем у работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения 

Заключение 

      Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие находится не в собственности государства, то ее регулирование сводится к следующему: либо цена устанавливается на уровне средних издержек, либо применяются двухкомпонентные тарифы. Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение ее работниками регулирующих агентств  должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, т.к. жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм. Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

      Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику России как необходимые  атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. В области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое предстоит еще сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и сточки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

     Антимонопольная служба России еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства России. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. Таким образом, разработанные законопроекты нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Проблемы модернизации антимонопольного законодательства остры и актуальны для современной России, и поэтому мы надеемся на широкое и плодотворное обсуждение разработанных Федеральной антимонопольной службой России законопроектов.

Информация о работе Естественная монополия