Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:58, реферат
Переход к рынку, коренные преобразования в экономике обусловили создание новой отрасли научных знаний — аудита.
Аудит определяется как проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. В России аудит получил развитие в последние 10 лет.
Понятие, сущность и содержание аудита…………………………………………….3
Организация аудиторской службы……………………………………………………6
Этапы становления и развития аудита………………………………………………..7
Законодательная и нормативная база аудита…………………………………………9
Аудит начал развиваться с XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в суде. В XVI в. осуществляется контроль этих книг.
Родиной аудита является Великобритания (Шотландия), где в 1844 г. выходит серия законодательств компании.
В 1853 г. был создан Эдинбургский институт аудита (во Франции институт аудита создан в 1862 г., в США — в 1937 г.).
С 1905 г. начинается формирование
профессии аудитора. В 70-е годы XX
в. стали выпускаться
В настоящее время во всех странах с рыночной экономикой имеется общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
В России звание аудитора было введено при Петре I в армии, где должности аудитора совмещали обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. С 1867 г. с введением в России военно-судебной реформы должность армейского аудитора была упразднена.
Попытки создать институт аудита со сдачей экзаменов в России были предприняты в 1889, 1909, 1912, 1928 гг. (институт государственных бухгалтеров-экспертов), но все они закончились провалом из-за отсутствия механизма действия этих органов финансового контроля и экономических предпосылок аудиторской деятельности.
В России важной особенностью для создания аудита явился переход к рыночной экономике. В 1987 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР была создана первая аудиторская фирма «Инаудит», приватизированная в 1991 г.
С 1987 г. с созданием данной фирмы начинается становление аудита в России, но официальная дата — 1991 г. (переход к рыночной экономике).
Деятельность аудиторов в России, как и в других странах рыночной экономики, регулируется на основании законов.
В 1993 г. аудит получает правовую основу — введены Временные правила аудиторской деятельности (Указ Президента России № 2263 от 22 декабря 1993 г.).
С 1998 г. начинается разработка норм и стандартов применительно к условиям России, между тем за рубежом разработка норм и стандартов относится к 70-м годам.
С 1999 г. начинают выходить отдельные тома Энциклопедии общего аудита.
В 2001 г. вышел Федеральный закон об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.
Аудит в нашей стране начинает набирать темпы.
Аудитом могут заниматься физические лица, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ определяет порядок выдачи и отзыва лицензий, организует работу по выработке стандартов и рекомендаций в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа. Лицензии выдаются на проведение: банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита. Наличие одной лицензии, например на общий аудит, не дает право на проведение банковского аудита без соответствующей лицензии.
Следует отметить: создание аудита и аудиторских фирм в России имело следующие направления:
Законодательная и нормативная база аудита
Развитие аудита за рубежом и в России привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться стандарты сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. В основе современного аудита лежат теоретические концепции, предполагающие использовать постулаты, определяющие методологию аудита. Постулаты представляют собой научно обоснованные положения, регулирующие основные, важные моменты аудиторских стандартов.
Организация аудиторской деятельности в России формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Для качественного проведения аудита важная роль отводится стандартам. Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению результатов проверки.
Значение аудиторских стандартов заключается в том, что они имеют следующие особенности:
Стандарты подразделяются на:
Общие закономерности (постулаты) включают общий подход к проведению проверки — соответствие стандартам, согласованность, доступ к информации, ответственность руководства и др., и служат аудиторам в качестве схемы для формирования независимого мнения и составления аудиторского заключения.
Общие стандарты определяют качество и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, иначе говоря нормы поведения аудиторов.
К общим стандартам относят: независимость, конфиденциальность, компетентность, объективность, должное внимание.
Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты аудита, не имеет на проверяемом предприятии никаких имущественных или личных интересов.
Аудитор, таким образом, должен быть независимым, иметь доступ ко всем документам проверки и право получения необходимой информации.
Конфиденциальность — важнейшее требование при проведении аудита. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. За разглашение тайны своих клиентов аудитор несет ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, материальную ответственность.
Компетентность связана с тем, что аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор должен быть достаточно компетентен в главных вопросах проверки и не должен оказывать клиенту услуги, если он не обладает достаточной квалификацией.
Он должен использовать
экономико-статистические и математические
приемы анализа, модели факторного анализа,
умело применять новые
Аудитор должен быть достаточно объективным в проведении проверки. Это качество тесно связано с внутренним контролем. Чем лучше организован контроль, тем объективнее его учет и отчетные данные. Хорошая система контроля исключает возможности злоупотреблений, непредвиденных убытков, махинаций и пр.
Должное внимание связано с тем, что аудитор обязан действовать в процессе проверки с должным вниманием и быть предельно осторожным в соответствии со стандартом. Аудитор должен быть готов к возможным подделкам, припискам, различным нарушениям, уметь им противостоять.
Таковы общие стандарты аудита.
Рабочие (специальные) стандарты — это правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении проверки.
Рабочие стандарты включают:
Рассмотрим эти направления.
Аудитор должен планировать проверку, чтобы улучшить качество проверки. Аудиторы осуществляют также контроль за проверкой участников аудиторской группы. Уделяется внимание внутреннему контролю по оценке бухгалтерского учета и отчетности, а также оценке риска.
Основой при проверке является достоверная информация, полученная в ходе проверки.
Аудитор для объективного заключения должен быть уверен в доброкачественной информации.
Доказательства бывают: внутренние, полученные от клиента, и внешние — от третьих лиц и других организаций.
Более ценными являются внешние доказательства (выписки из банковских счетов клиента и др.), а также доказательства, полученные самим аудитором с учетом риска.
Собирая доказательства, аудитор: 1) проверяет арифметические расчеты клиента; 2) участвует в инвентаризации отдельных хозяйственных операций; 3) проверяет документы, полученные от клиента.
Компьютерная обработка данных оказывает воздействие на три аспекта аудита: 1) планирование; 2) оценку риска неэффективности контроля; 3) сбор фактических данных о деталях хозяйственных операций.
Наибольшее значение имеют особенности планирования и контроля при использовании компьютерных систем, тестирование процедур контроля и сбора данных о хозяйственных операциях.
Аудитор заканчивает разбор рабочих стандартов анализом документов (например, он анализирует документы, связанные с ростом прибыли, определяет при этом убыточные операции, следит за правильным распределением прибыли).
Стандарты отчетности — с их помощью аудитор может определить, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам. Аудитор должен выразить свое мнение по поводу их достоверности или указать причины, по которым это мнение не может быть выражено.
К стандартам отчетности относятся: отчет аудитора о проверке финансовой отчетности, виды аудиторских заключений, письменная информация аудитора руководству экономического объекта о результатах проверки.
Эти стандарты являются крайне важными, вид и содержание отчетов должны быть известны не только самим аудиторам, но и всем пользователям отчетности, подтверждаемой аудиторским заключением.
Аудиторские стандарты могут быть представлены в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Схема аудиторских стандартов
Таким образом, в стандартах отчетности, отчете (или выводах) должен быть адресат, заголовок, подпись и дата.
По содержанию отражается полнота, предмет проверки, законная основа, соответствие стандартам, современность.
При формулировке вывода аудитор должен обратить внимание на значимость вопросов, характер деятельности проверяемого предприятия.
Следует отметить, что мнение аудитора зависит от его интересов (профессиональных, моральных).
К перечисленным общепринятым стандартам периодически выпускаются дополнения.
Специфические стандарты используются в аудите в отдельных областях деятельности, например стандарты аудита банков, страховых организаций и др.
С развитием рыночных отношений и превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.
Несмотря на несомненные достижения в области создания международных стандартов аудита еще рано говорить о том, что подлинного единообразия уже удалось достичь. Современные международные стандарты можно рассматривать как совокупность национальных и региональных, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области значительно различается в разных странах. Причем лидерами в этой области, как и в сфере услуг вообще, являются промышленно развитые страны.
Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются ряд организаций. Основной организацией является Международный комитет аудиторской практики, действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров, которая создана в 1977 г. Однако Россия в эту организацию не входит. В разных странах по-разному применяют международные стандарты.
В России разработку аудиторских стандартов (с учетом международных стандартов) возглавляет научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ, который начал работы в данном направлении в 1993 г. Были выбраны десять стандартов, которые необходимо было разработать в первую очередь:
Информация о работе Законодательная и нормативная база аудита