Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:36, реферат
Хозяйственные средства предприятия (организации) формируются за счет источников, то есть финансовых ресурсов.
Источники образования хозяйственных средств различают:
- собственные средства (или собственный капитал);
- заемные средства;
- обязательства.
Схематично их можно представить следующим образом.
Источники формирования
имущества предприятий
Хозяйственные средства предприятия (организации)
формируются за счет источников, то есть
финансовых ресурсов.
Источники образования хозяйственных
средств различают:
- собственные средства (или собственный
капитал);
- заемные средства;
- обязательства.
Схематично их можно представить следующим
образом.
Собственный капитал может состоять из
уставного, добавочного, резервного капитала;
фондов накопления, потребления и социальной
сферы; целевых финансирований и поступлений;
прибыли.
Структуру собственного капитала можно
представить в виде схемы.
В составе собственного капитала основное
место занимает уставный капитал.
Уставный капитал на предприятиях, создаваемых
за счет средств собственников, представляет
собой совокупность взносов учредителей
(участников) хозяйственных товариществ
и хозяйственных обществ (в форме акционерных
обществ, обществ с ограниченной ответственностью
и т.д.), муниципалитетов, государства.
Вкладом в имущество могут быть денежные
средства, основные и оборотные средства
в натуральном выражении, ценные бумаги,
имущественные или иные права, имеющие
денежную оценку.
^ Уставный капитал формируется в обществах с ограниченной
ответственностью и в акционерных обществах.
Размер уставного капитала зафиксирован
в учредительных документах организации.
Такими документами, в частности, являются
устав общества и учредительный договор.
В акционерных обществах уставный капитал
разделен на определенное число акций.
Его участники могут возмещать убытки
только в пределах принадлежащих им акций.
В уставе и учредительном договоре указывается
также порядок формирования уставного
капитала, а именно:
а) размер вклада каждого учредителя;
б) форма оплаты вклада;
в) срок формирования уставного капитала.
Увеличение уставного капитала акционерного
общества может быть произведено путем
повышения:
- номинальной стоимости акций или их количества;
- как номинальной стоимости, так и количества
акций.
В настоящее время для увеличения уставного
капитала общества часто используют повышение
стоимости основных средств в результате
их переоценки. Решение об увеличении
уставного капитала в пределах общего
количества и номинальной стоимости объявленных
акций может быть принято общим собранием
акционеров или по решению совета директоров,
если это право предоставлено уставом
общества.
Как увеличение, так и уменьшение уставного
капитала производится по результатам
рассмотрения итогов деятельности организации
за предыдущий год в установленном порядке
и после внесения соответствующих изменений
в учредительные документы организации.
На практике часто возникает вопрос: когда
ликвидация организации считается завершенной?
Следует иметь в виду, что ликвидация организации
считается завершенной, а организация
– прекратившей свою деятельность с момента
внесения записи об этом в реестр государственной
регистрации.
До этого ликвидационная комиссия, назначенная
организацией, оценивает имущество, выявляет
дебиторов и кредиторов, осуществляет
по ним расчеты, принимает меры к уплате
долгов организации третьим лицам, составляет
ликвидационный баланс, выносит решение
о распределении имеющихся у организации
средств после уплаты ее долгов между
учредителями в соответствии с уставом
организации, законодательством Российской
Федерации.
К источникам собственных средств может
быть отнесен добавочный капитал, который увеличивает стоимость источников
собственных средств. Он образуется благодаря:
- приросту стоимости по переоценке основных
средств в случаях, предусмотренных законодательством
России;
- эмиссионному доходу акционерного общества
(превышение продажной цены собственных
акций над номинальной стоимостью акций,
образующееся в результате их продажи);
- безвозмездного поступления различных
активов от юридических и физических лиц.
Источником собственных средств является
также резервный капитал. Резервный капитал создается как дополнительный
финансовый внутренний ресурс предприятия.
Он необходим для покрытия расходов и
платежей, убытков, возмещения потерь
от неблагоприятно сложившейся конъюнктуры,
выплаты дивидендов по облигациям, привилегированным
акциям (при нехватке прибыли) и др. Под
резервным капиталом подразумеваются
резервный фонд, резервы по сомнительным
долгам и другие аналогичные фонды и резервы,
создаваемые в соответствии с законодательством
РФ, а также если их создание за счет прибыли,
остающейся в распоряжении организации,
предусмотрено учредительными документами.
Резервный фонд предприятия образуется
в соответствии с законодательством и
учредительными документами. Предприятия,
созданные в форме акционерного общества,
зачисляют в этот фонд также эмиссионный
доход.
Сомнительным долгом признается дебиторская
задолженность, которая не погашена в
установленный срок и не обеспечена соответствующими
гарантиями.
Резервы предстоящих расходов и платежей
образуются в результате заблаговременного
равномерного включения некоторых видов
расходов в затраты до того, как они фактически
произведены. Резервирование производят
с целью равномерного включения единовременных
затрат в издержки производства и обращения
и выравнивания таким образом финансовых
результатов организации в течение года.
На предприятиях могут создаваться такие
резервы предстоящих расходов, как: на
предстоящую оплату отпусков работникам;
на выплату ежегодного вознаграждения
за выслугу лет и по итогам работы за год;
на ремонт основных средств и др.
Порядок резервирования сумм за счет издержек
производства и обращения регулируется
соответствующими законодательными актами.
В состав собственных средств входят также
фонды накопления, потребления и социальной
сферы.
^ Под фондами накопления понимают источники средств (главным
образом прибыль), направляемые на производственное
развитие организации, то есть на создание
нового имущества, а также обновление
основных средств.
^ Фонды потребления предназначаются на материальное поощрение
коллектива.
Фонды социальной сферы – это источники средств, направляемые
на осуществление мероприятий по социальному
развитию и иных аналогичных мероприятий,
предназначенных для прироста имущества
социально-культурного назначения.
Все три фонда создаются за счет прибыли
в порядке, регулируемом учредительными
документами.
^ Целевые финансирование и
поступления – это источник дополнительных средств,
полученных из бюджета, отраслевых и межотраслевых
фондов специального назначения, от других
организаций, физических лиц для осуществления
мероприятий целевого назначения, например,
для расширения своей деятельности, финансирования
научно-исследовательских работ, если
не хватает внутренних ресурсов. Указанные
средства возврату не подлежат.
Важным источником собственных хозяйственных
средств является прибыль.
Прибыль – это положительный финансовый результат
деятельности организации.
Прибыль образуется главным образом в
процессе реализации продукции, работ,
услуг и определяется как сумма превышения
доходов над расходами предприятия, полученных
с начала года до отчетного периода, от
реализации продукции, работ, услуг, материальных
ценностей, основных средств, включая
превышение внереализационных доходов
над расходами.
Прибыль – это источник затрат на производство
и социальное развитие предприятия, возмещения
убытков; источник доходов государственного
бюджета в виде налоговых платежей.
^ Нераспределенная прибыль
отчетного года – это разница между конечным финансовым
результатом (прибылью), выявленным на
основании бухгалтерского учета всех
операций организации и оценки статей
баланса в соответствии с Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации, и суммой прибыли, направленной
на уплату налогов и другие платежи в бюджет
по соответствующим расчетам.
Кроме собственного капитала, источниками
формирования имущества организации являются
заемные (привлеченные) источники.
^ Заемные (или привлеченные)
источники предоставляются организации во временное
пользование на определенный срок, по
истечении которого они возвращаются
владельцам и выступают в виде:
- кредитов банков;
- займов;
- кредиторской задолженности.
В группу кредитов банков включаются краткосрочные
и долгосрочные ссуды банков. Кредиты
выдаются банкам на строго определенные
цели, на определенный срок и с условием
возвратности. Краткосрочные ссуды банков
служат основным источником дополнительных
средств предприятия на временные нужды.
К ним относятся ссуды под запасы товарно-материальных
ценностей, на временное пополнение оборотных
средств, на капитальный ремонт основных
средств и других обоснованных временных
нужд.
Долгосрочные ссуды банков – это также
источник дополнительных средств, получаемых
предприятием по срокам более чем на год;
они предназначаются на капитальные вложения,
связанные с развитием, модернизацией,
рационализацией производства, а также
с улучшением его организации и повышением
интенсивности.
К группе “займы” относятся суммы, полученные в долг от
юридических и физических лиц на различные
цели с обязательным возвратом.
К заемным источникам формирования хозяйственных
средств, кроме того, относится кредиторская
задолженность, вытекающая из его расчетных
отношений с другими организациями.
^ Кредиторская задолженность представляет собой долги поставщикам
и прочим кредиторам. Она возникает в тех
случаях, когда материалы, товары поступают
в организацию раньше, чем произведен
платеж за них, иначе говоря, если поступление
товаров, материалов предшествует оплате
за них.
Поставщик – это юридическое или физическое лицо,
отпустившее материальные ценности. В
соответствии с действующей системой
расчетов за материальные ценности между
временем получения ценностей и моментом
их оплаты обычно проходит небольшой срок,
в течение которого данное предприятие
оказывается должником своих поставщиков.
В результате задолженность поставщикам
становится временным источником некоторой
части средств данного предприятия.
К прочим кредиторам относятся организации
или лица, которым предприятие должно
по другим – нетоварным – операциям, т.е.
по прочим расчетам. Это задолженность
предприятия покупателям и заказчикам
по полученным авансам, по выданным векселям,
по оплате труда, не полученной своевременно
сотрудниками, по суммам, удержанным из
заработной платы согласно постановлениям
судебных органов в пользу третьих лиц.
Система синтетического и
аналитического учета средств целевых
поступлений.
Вступительные и членские взносы являются источником финансирования для общественных организаций, их союзов, ассоциаций и других, то есть тех организаций, которые основаны на членстве. За счет этих средств покрываются административно - хозяйственные расходы организации.
Бухгалтерский учет средств целевого финансирования регламентируется в настоящее время только Инструкцией по применению Плана счетов. Согласно плану счетов учет поступления и расходования средств целевого финансирования осуществляется на счете 86 «Целевое финансирование».
По кредиту счета 86 «Целевое финансирование» отражается поступление целевых средств, а по дебету - списание средств, израсходованных на те или иные проекты и благотворительные программы, на покрытие расходов по содержанию самой организации.
В характеристике счета 86, приведенной в Инструкции по применению Плана счетов, средства целевого финансирования определяются как:
- средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения;
- средства, поступившие от других организаций и лиц;
- другие средства.
Поэтому к счету 86 целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.
При этом субсчета одного уровня предназначены для детализации поступивших сумм по источникам поступления, а другого уровня - для отражения операций по списанию сумм целевого финансирования в соответствии с выполняемыми программами и мероприятиями.
Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности, то в соответствии с действующим законодательством они должны направляться на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, и, следовательно, правомерным является их зачисление также на счет 86. Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.
В соответствии с классификацией доходов, приведенной в предыдущих разделах книги, можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:
86-1 «Вступительные членские взносы»;
86-2 «Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц»;
86-3 «Целевые поступления от юридических и физических лиц»;
86-4 «Ассигнования из бюджета»;
86-4 «Доходы от внереализационных операций»;
86-5 «Средства от собственной
предпринимательской
Субсчета третьего порядка открываются в данном случае к субсчетам второго порядка и предназначаются для формирования информации об использовании источников финансирования отдельных программ.
Учет поступления средств целевых поступлений.
Учет поступления средств целевого финансирования целесообразно вести в порядке, установленном для коммерческих организаций, то есть по поступлении достоверной информации о том, что необходимые средства будут выделены и получены организацией. В этом случае дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредитуется счет 86 «Целевое финансирование». После фактического получения денежных средств или иного имущества дебетуются счета учета активов и кредитуется счет 76.
Такой порядок учета
соответствует основному
Учет расходов некоммерческой организации.
В соответствии с действующей Инструкцией по применению Плана счетов при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации оформляется проводка по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы».
Инструкция по применению Плана счетов не уточняет, каким образом необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать один из следующих вариантов:
1. распределять суммы
расходов между отдельными
2. списывать распределенные
суммы общехозяйственных
При этом следует иметь в виду, что общехозяйственные расходы, произведенные некоммерческими организациями, могут осуществляться за счет всех видов доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов. Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общехозяйственных расходов по источникам финансирования. При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного (или подлежащего получению) для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах (по данным штатных расписаний), или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности;
Счет 20 «Основное производство» целесообразно применять для формирования данных о сумме затрат по отдельным программам. Такой подход предполагает открытие к счету 20 отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка. Если же некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и тому подобным, к счету 20 целесообразно открывать субсчета двух уровней. При этом на втором уровне необходимо производить распределение затрат между некоммерческой и предпринимательской деятельностью, а на третьем уровне - непосредственно по открытым программам.
Отражение на
счетах бухгалтерского учета операций
по поступлению и расходованию целевых
средств некоммерческими
В бухгалтерском учете некоммерческих организаций при учете средств целевого финансирования могут оформляться следующие основные проводки:
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
76 |
86 |
На сумму средств целевого финансирования, подлежащих получению |
08 |
76 |
На сумму стоимости объектов основных средств и нематериальных активов, полученных в счет целевого финансирования |
10 |
76 |
На сумму фактической себестоимости материалов, полученных в счет целевого финансирования |
51 (50) |
76 |
На сумму денежных средств, поступивших в счет целевого финансирования |
26 |
70 |
На сумму начисленной заработной платы (включая надбавки, доплаты и дополнительные выплаты) работникам некоммерческой организации, занятым в управленческой или хозяйственной деятельности |
26 |
69 |
На сумму единого социального налога и взносов в ФСС РФ, начисленных на суммы оплаты труда работников, занятых в управленческой или хозяйственной деятельности |
26 |
10 |
На сумму стоимости материалов, использованных в управленческой или хозяйственной деятельности |
26 |
60 |
На сумму стоимости работ и услуг оплаченных и использованных при осуществлении управленческой или хозяйственной деятельности и выполненных или оказанных сторонними организациями |
60 |
51 | |
20 |
70 |
На сумму заработной платы работников, непосредственно занятых на работах по реализации конкретных программ |
20 |
69 |
На сумму начислений на заработную плату работников |
20 |
10 |
На сумму стоимости материалов, использованных при выполнении работ по конкретным программам |
20 |
60 |
На сумму стоимости
работ и услуг сторонних |
86 |
26 |
На сумму ежемесячного списания сумм общехозяйственных расходов, произведенных в отчетном месяце. Выбор схемы списания должен быть определен заранее и закреплен в учетной политике некоммерческой организации |
20 |
26 | |
86 |
20 |
На сумму затрат, осуществленных при выполнении профинансированных программ или мероприятий |
Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».
Основные термины, используемые
в бухгалтерском учете
Что касается прибыли, то этому понятию в общественных объединениях эквивалента нет. Поясним это утверждение.
Дело в том, что доходы в общественных объединениях должны соответствовать расходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы.
Напротив, возможна ситуация,
когда целевые программы
Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет.
Главное, о чем необходимо помнить - средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя (спонсора, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. В случае, если это согласие не получено, средства следует вернуть.
Напомним, что средства, использованные
не по целевому назначению, взыскиваются
в доход федерального бюджета, а
в целях налогообложения
В ходе осуществления целевых программ в общественном объединении составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год). Смета утверждается высшим органом управления организации. По окончании отчетного периода рекомендуем составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.
Общественное объединение
Общественное объединение
Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность общественного объединения и вносить коррективы в направления расходования средств объединения, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.
При необходимости, общественное объединение может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом не следует забывать, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, за исключением случая, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».
Информация о работе Источники формирования имущества предприятий