Источники формирования имущества предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Хозяйственные средства предприятия (организации) формируются за счет источников, то есть финансовых ресурсов.
Источники образования хозяйственных средств различают:
- собственные средства (или собственный капитал);
- заемные средства;
- обязательства.
Схематично их можно представить следующим образом.

Вложенные файлы: 1 файл

Источники формирования имущества предприятий.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

При выполнении нескольких целевых  программ по каждой из них целесообразно  составлять отдельную смету.

В сметах расходов по каждой программе  могут быть предусмотрены в числе  прочих и административно-хозяйственные расходы. В этом случае у организации возникает необходимость распределять все свои административно-хозяйственные расходы между отдельными программами.

Если же сметы расходов по целевым  программам предусматривают только прямые расходы (без учета расходов на содержание самой организации), то в этом случае административно-хозяйственные расходы между отдельными программами не распределяются, а погашаются в полном объеме за счет целевых взносов на содержание некоммерческой организации.

Многие общественные организации в начале своей деятельности, справедливо полагая, что их деятельность (в финансовой части) имеет много общего с бюджетными организациями, применяют бюджетный план счетов. Многочисленные разъяснения по этому вопросу, данные Минфином Российской Федерации и МНС Российской Федерации свидетельствуют о том, что бюджетный план счетов используется только бюджетными организациями.

Напомним, что бюджетной организацией является организация, «основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета».

Таким образом, основной методологической базой учета в общественных объединениях являются План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина  России от 31 октября 2000 года №94н «Об  утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» использование средств целевого финансирования отражается в некоммерческой организации по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» - при использовании  средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных  средств.

Особое внимание при ведении операций в некоммерческих структурах следует обратить на точность и логичность формулировок при принятии на учет целевых поступлений. Ошибки, совершенные при оформлении документов, могут привести к самым негативным последствиям.

Так, например, наличие в тексте платежного поручения на получение пожертвований записи «НДС в том числе» или отсутствие записи «НДС не облагается» дает формальное право налоговой инспекции изъять НДС по целевым пожертвованиям и другим аналогичным поступлениям.

Если плательщик-спонсор указал в тексте платежного поручения назначение платежа «Оплата за участие в  семинаре», то деятельность общественного  объединения будет объявлена  коммерческой, если же написать «Целевой взнос на организацию работы семинара», то обвинений в ведении предпринимательской деятельности не последует.

Наличие в тексте платежного поручения  записи «НДС не облагается» обязательно.

При проведении расходных операций необходимо точно указывать, за счет каких средств (какой программы) расходуются деньги, а также указывать номер статьи в смете. В этой ситуации вероятность обвинений в нецелевом использовании средств минимальна.

Рассмотрим подробнее особенности  учета средств целевого финансирования.

Для учета средств, поступивших  для финансирования программ и отдельных мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями, предусмотрен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете учитываются все поступления в некоммерческую организацию, в том числе взносы учредителей в уставный капитал, если они указаны в уставных документах. Поэтому к счету 86 целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.

Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, то, в соответствии с действующим законодательством, они должны направляться на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, поэтому, правомерным является зачисление этих сумм также на счет 86.

Так как при осуществлении  предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских  проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.

В соответствии с классификацией доходов, приведенной в предыдущих разделах книги, можно рекомендовать  открытие к счету 86 следующих субсчетов:

86-1 «Вступительные членские  взносы»;

86-2 «Добровольные взносы  и пожертвования от юридических  и физических лиц»;

86-3 «Целевые поступления  от юридических и физических  лиц»;

86-4 «Ассигнования из  бюджета»;

86-4 «Доходы от внереализационных  операций»;

86-5 «Средства от собственной  предпринимательской деятельности».

Субсчета третьего порядка  открываются в данном случае к субсчетам второго порядка и предназначаются для формирования информации об использовании источников финансирования отдельных программ.

Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» не уточняет, каким образом необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования. Исходя из экономического содержания счетов, участвующих в бухгалтерских проводках, можно сделать следующие выводы:

- счет 26 «Общехозяйственные  расходы» целесообразно использовать  для обобщения информации о  произведенных административных, хозяйственных  и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать одну из двух традиционных схем:

1. распределять суммы  расходов между отдельными программами  и списывать на соответствующие  субсчета, открытые к счету 20;

2.списывать распределенные  суммы общехозяйственных расходов  непосредственно в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка.

При этом следует иметь  в виду, что общие расходы, произведенные  некоммерческими организациями, могут  осуществляться за счет всех видов  доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов.

Эти особенности следует  учитывать при определении схем распределения общих расходов по источникам финансирования.

При распределении общехозяйственных  расходов за основу можно принимать  сумму целевого финансирования, полученного  для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах, используя для этого данные штатных расписаний, или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности;

- счет 20 «Основное производство»  целесообразно применять для  формирования данных о сумме  затрат по отдельным программам.

Такой подход предполагает открытие к счету 20 «Основное производство»  отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем  случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка.

Если некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также  может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и тому подобное, к счету 20 «Основное производство» целесообразно открывать субсчета двух уровней.

Если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую  деятельность, бухгалтерский учет доходов  и расходов ведется в порядке, установленном для коммерческих организаций, на субсчетах, открываемых к счету 20 «Основное производство».

Списание сформированной на счете 20 фактической себестоимости  продукции, работ или услуг производится также в порядке, применяемом  в коммерческих организациях, на счет учета готовой продукции или  на счет учета продаж.

Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность при организации учета средств целевого финансирования (включая бюджетные ассигнования), переданные для финансирования такой деятельности, должны руководствоваться требованиями ПБУ 13/2000, которое разработано для применения коммерческими организациями, получающими средства государственной помощи. Однако следует признать, что в настоящее время наиболее распространенным является бюджетное финансирование коммерческих проектов, осуществляемых некоммерческими организациями.

Для учета средств  государственной помощи используется счет 86 «Целевое финансирование».

Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются:

- на средства, направляемые  на финансирование капитальных  расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и других). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

- на средства, направляемые  на финансирование текущих расходов. K ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных  на финансирование капитальных  расходов.

Бюджетные средства принимаются  к учету некоммерческими организациями  при выполнении следующих условий:

- имеется уверенность,  что условия предоставления этих  средств организацией будут выполнены.  Подтверждением тому могут быть  заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные  решения, технико-экономические  обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;

- имеется уверенность,  что указанные средства будут  получены. Подтверждением тому могут  быть утвержденная бюджетная  роспись, уведомление о бюджетных  ассигнованиях, лимитах бюджетных  обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Из вышеприведенных  условий можно сделать вывод, что принятие бюджетных средств  к учету не обязательно обусловлено  их фактическим получением. Проще  говоря, если по состоянию на какую-либо дату имеется извещение финансирующего органа о суммах выделенных ассигнований и смета расходов, под которые эти ассигнования выделяются, в бухгалтерском учете должна быть сделана следующая проводка:

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму бюджетных средств, причитающихся к получению.

Согласно пункту 12 ПБУ 13/2000, если организация фактически получила бюджетные средства, но нет уверенности  в том, что она выполнит условия  предоставления этих средств, в бухгалтерском учете поступление денежных средств (капитальных вложений и тому подобного) отражается как целевое финансирование и учитывается так до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

В данном случае должна быть сделана следующая проводка:

Дебет 51 «Расчетный счет»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму поступивших денежных средств,

Или, при получении  имущества, не являющегося денежными  средствами:

Дебет 08 «Капитальные вложения»,

Дебет 10 «Материалы»,

Дебет 41 «Товары»

Кредит 86 «Целевое финансирование»- при получении имущества.

В соответствии с пунктами 8 и 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются  со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов  организации.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 51 «Расчетный счет»

Кредит 86 «Целевое финансирование» - на сумму полученных бюджетных  средств.

Суммы бюджетных средств  на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания  расходов, на финансирование которых они предоставлены.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи  с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи на сумму возвращенных средств:

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»;

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 Расчетный счет».

Однако можно рассмотреть  при написании учетной политики некоммерческой организации такой вариант, что все затраты учреждения на ее содержание и ведение уставной деятельности, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, будут учитываться на отдельном субсчете счета 26 «Общехозяйственные расходы».

На этом субсчете собираются затраты на оплату труда штатных  работников организации, расходы по аренде, расходы на канцелярские принадлежности, на оплату коммунальных услуг, на ремонт основных средств и иные текущие  расходы, связанные с функционированием самой организации. Ежемесячно собранные на этом субсчете затраты списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование».

Информация о работе Источники формирования имущества предприятий