Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшая задача государственной экономической политики Республики Беларусь – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Качество продукции как важнейшее составляющее её конкурентоспособности имеет при этом решающее значение.
Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [13, c. 384]

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_POChTI_GOTOVAYa_4_1_1 (1).docx

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь 
Частное учреждения образования 
Минский колледж предпринимательства

 

Предметно-цикловая комиссия 
«бухгалтерского     учёта       и 
финансово    –    экономических 
дисциплин»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Качество и конкурентоспособность продукции»

по дисциплине «Экономика организации»

 

 

 

Выполнила учащаяся

Специальности «Банковское дело»

2 курса, гр. Б-21 О.В. Грищенко

 

Руководитель С.А. Маршалова-Михалкова

 

 

Допущена к защите «__»__________20   г.

________________________

Работа защищена с отметкой__________

_____________________

 

Минск 2013

Введение

 

Важнейшая задача государственной экономической политики Республики Беларусь – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Качество продукции как важнейшее составляющее её конкурентоспособности имеет при этом решающее значение.

Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [13, c. 384]

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Решение проблемы качества во многом зависит от создания соответствующей законодательной базы. В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства состоит в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять качеством. [9, c.181]

С процессом управления качеством производства неразрывно связано развитие стандартизации и сертификации. Влияние стандартизации на повышение качества продукции реализуется в основном через: комплексную разработку стандартов на сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующее оборудование, оснастку и готовую продукцию; установление в стандартах технологических требований и показателей качества, а также единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию.

Успешная деятельность предприятия на рынке обеспечивается производством конкурентоспособной продукции, основными параметрами которой являются качество и цена.

Конкурентоспособность продукции – это комплексная характеристика товара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, выпускаемыми конкурентами.  
[3, c.28]

Для достижения конкурентоспособности предприятие должно организовывать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все факторы, влияющие, прежде всего на качество производимой продукции.Поэтому управление на предприятии ориентировано на выявление, сокращение,устранение и предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества. Конкурентоспособность продукции является решающим фактором коммерческого успеха продукции на развитом конкурентном рынке. Особое значение в управлении качеством и конкурентоспособностью имеют предпочтения потребителей, их мотивы, влияющие на процесс совершения покупки и выбор товара. Следовательно, необходимы соответствующие реальной ситуации методы оценки конкурентоспособности продукции и методы оценки качества продукции.

Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей.

   Целью моей работы  является изучение понятий ''качество'' и ''конкурентоспособность'' продукции, составление единого, общего представления  об этих понятиях, их  роли в  экономике и жизни каждого  человека.

При написании данной курсовой работы я поставила перед собой ряд задач:

  1. рассмотреть понятие качества продукции, проанализировать систему показателей качества продукции;
  2. рассмотреть понятия стандартизации и сертификации продукции;
  3. раскрыть сущность и назначение конкурентоспособности продукции;
  4. определить методы оценки уровня качества выпускаемой продукции и методы оценки конкурентоспособности продукции;
  5. выявить значение и задачи анализа качества и конкурентоспособности продукции в современных условиях хозяйствования.

 

1. Качество и конкурентоспособность продукции как экономические категории

 

1.1Понятие качества продукции. Система показателей качества продукции

 

Рыночная экономика и дальнейшее развитие промышленного комплекса Республики Беларусь предъявляют  особые требования к качеству выпускаемой продукции. Это обусловлено особенностями рыночного механизма хозяйствования. Чтобы быть успешно реализованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках, продукция должна быть конкурентоспособной.[13, c. 387]

На современном этапе экономического развития определяющим фактором конкурентоспособности является качество товара. Под влиянием действия закона возвышения потребностей потребители готовы приобрести товар по более высокой цене, но лучшего качества. [5, c. 291]

Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции или услуги, которые определяют степень удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей потребителя. В этой связи повышение качества продукции должно быть ориентировано на удовлетворение постоянно растущих потребностей потребителей. При этом, чем в большей степени продукция удовлетворяет требования потребителей, тем выше уровень ее качества.

В мировой практике в зависимости от степени удовлетворения потребностей потребителя выделяют четыре уровня качества продукции (Приложение 2).

В определении качества продукции используются два подхода: технический и экономический. Технический рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Экономический – совокупность свойств, которые способны удовлетворить  потребности потребителей  
(Приложение 3).

Качество продукции в значительной степени влияет на уровень  таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также  конкурентоспособность продукции и предприятия и т.д.[7, c. 116]

Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается  на  эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество  выступает  катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.[9, c.214]

Основными факторами повышения качества продукции являются: научно-технологические:

  1. разработка новых видов продукции, внедрение прогрессивных технологических процессов, использование совершенного оборудования и др.;
  2. организационные: совершенствование организации производства, труда и управления;
  3. социально-экономические: мотивация труда персонала.

Таким образом, качество товаров зависит от множества взаимосвязанных факторов как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию.

В конечном счете, высокое качество продукции — это условие преодоления кризисных явлений, обеспечения стабилизации и устойчивого экономического роста.

Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении  значений показателей качества оцениваемой продукции  с базовыми значениями  соответствующих показателей.

Базовые показатели для оценки уровня качества устанавливаются на основе значений перспективных образцов продукции, аналогов и стандартов. Они динамичны и раскрывают непрерывное совершенствование производства.

Под перспективным понимается образец продукции, совокупность показателей которого соответствуют прогнозируемому экономически оптимальному  качеству продукции данного вида. Экономически оптимальное или экономически рациональное качество- это соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, рассчитываемое по следующей формуле:


где Копт – экономически оптимальное качество;

Кпрогн – прогнозируемое качество изделия;

Зп.и – затраты на потребления изделия.

Под аналогом понимается образец продукции отечественного или зарубежного изготовления  того же вида, конструктивного устройства, принципа действия, функционального назначения, что и сравнимая продукция.

Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает  единичные, комплексные и обобщающие показатели. 
[9, c. 128]

Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все  свойства  конкретного  вида продукции, например, назначения, надёжности, долговечности и т.д. Для расчёта комплексного показателя качества могут применяться два метода:

  1. Аналитический, который используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного.
  2. Коэффициентный- используется в том случае, если отсутствует функциональная зависимость комплексного показателя от единичного. Расчёт комплексного  показателя осуществляется по формуле:

Пкомп =∑Педi × Кедi,(2)

 

где Пкомп – комплексный показатель качества;

Педi – единичный показатель качества;

Кедi – коэффициент  весомости i-го показателя.

Обобщающие показатели, в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:

        1. объём  и удельный вес новой продукции в общем объёме выпускаемой на предприятии продукции;
  1. объём и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;
  2. объём и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;
  3. объём и удельный вес сертифицированной продукции.

Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством.

 

 

1.2.Стандартизация и сертификация продукции

 

 

С процессом управления качеством производства неразрывно  связано развитие стандартизации.

Стандартизация – незаменимое средство обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надёжности техники и информационных сетей, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик т свойств качества продукции, работ, процессов и услуг.

Влияние стандартизации на повышение качества продукции реализуется в основном через: комплексную разработку стандартов на сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующее оборудование, оснастку и готовую продукцию; установление в стандартах технологических требований и показателей качества, а также единых методов испытаний и средств контроля. [7, c. 239]

Согласно Закону Республики Беларусь «О техническом  нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г. № 262-3, стандартизация – это деятельность по установлению  технических требований в целях их всеобщего  и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказании услуг. [8, c.220]

Стандарт – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия (отсутствия возражений) по существенным вопросам качества у большинства заинтересованных сторон и утверждённый признанным органом, в котором устанавливается для всеобщего многократного использования правила, общие принципы, характеристика, требования и методы, касающиеся объектов стандартизации, и который направлен на достижение наибольшей степени упорядочения в определённой области.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции