Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:34, курсовая работа
Важнейшая задача государственной экономической политики Республики Беларусь – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Качество продукции как важнейшее составляющее её конкурентоспособности имеет при этом решающее значение.
Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [13, c. 384]
Министерство образования Республики
Беларусь
Частное учреждения образования
Минский колледж предпринимательства
Предметно-цикловая комиссия
«бухгалтерского учёта
и
финансово – экономических
дисциплин»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Качество и конкурентоспособность продукции»
по дисциплине «Экономика организации»
Выполнила учащаяся
Специальности «Банковское дело»
2 курса, гр. Б-21 О.В. Грищенко
Руководитель С.А. Маршалова-Михалкова
Допущена к защите «__»__________20 г.
________________________
Работа защищена с отметкой__________
_____________________
Минск 2013
Введение
Важнейшая задача государственной экономической политики Республики Беларусь – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Качество продукции как важнейшее составляющее её конкурентоспособности имеет при этом решающее значение.
Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [13, c. 384]
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Решение проблемы качества во многом зависит от создания соответствующей законодательной базы. В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства состоит в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять качеством. [9, c.181]
С процессом управления качеством производства неразрывно связано развитие стандартизации и сертификации. Влияние стандартизации на повышение качества продукции реализуется в основном через: комплексную разработку стандартов на сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующее оборудование, оснастку и готовую продукцию; установление в стандартах технологических требований и показателей качества, а также единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию.
Успешная деятельность предприятия на рынке обеспечивается производством конкурентоспособной продукции, основными параметрами которой являются качество и цена.
Конкурентоспособность продукции
– это комплексная характеристика товара,
его способность быть более или менее
предпочтительным для потребителей по
сравнению с товарами, выпускаемыми конкурентами.
[3, c.28]
Для достижения конкурентоспособности предприятие должно организовывать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все факторы, влияющие, прежде всего на качество производимой продукции.Поэтому управление на предприятии ориентировано на выявление, сокращение,устранение и предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества. Конкурентоспособность продукции является решающим фактором коммерческого успеха продукции на развитом конкурентном рынке. Особое значение в управлении качеством и конкурентоспособностью имеют предпочтения потребителей, их мотивы, влияющие на процесс совершения покупки и выбор товара. Следовательно, необходимы соответствующие реальной ситуации методы оценки конкурентоспособности продукции и методы оценки качества продукции.
Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей.
Целью моей работы является изучение понятий ''качество'' и ''конкурентоспособность'' продукции, составление единого, общего представления об этих понятиях, их роли в экономике и жизни каждого человека.
При написании данной курсовой работы я поставила перед собой ряд задач:
1. Качество и конкурентоспособность продукции как экономические категории
1.1Понятие качества продукции. Система показателей качества продукции
Рыночная экономика и дальнейшее развитие промышленного комплекса Республики Беларусь предъявляют особые требования к качеству выпускаемой продукции. Это обусловлено особенностями рыночного механизма хозяйствования. Чтобы быть успешно реализованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках, продукция должна быть конкурентоспособной.[13, c. 387]
На современном этапе экономического развития определяющим фактором конкурентоспособности является качество товара. Под влиянием действия закона возвышения потребностей потребители готовы приобрести товар по более высокой цене, но лучшего качества. [5, c. 291]
Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции или услуги, которые определяют степень удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей потребителя. В этой связи повышение качества продукции должно быть ориентировано на удовлетворение постоянно растущих потребностей потребителей. При этом, чем в большей степени продукция удовлетворяет требования потребителей, тем выше уровень ее качества.
В мировой практике в зависимости от степени удовлетворения потребностей потребителя выделяют четыре уровня качества продукции (Приложение 2).
В определении качества продукции
используются два подхода: технический
и экономический. Технический рассматривает
качество как совокупность свойств продукции.
Экономический – совокупность свойств,
которые способны удовлетворить потребности
потребителей
(Приложение 3).
Качество продукции в значительной степени влияет на уровень таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и предприятия и т.д.[7, c. 116]
Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.[9, c.214]
Основными факторами повышения качества продукции являются: научно-технологические:
Таким образом, качество товаров зависит от множества взаимосвязанных факторов как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию.
В конечном счете, высокое качество продукции — это условие преодоления кризисных явлений, обеспечения стабилизации и устойчивого экономического роста.
Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Базовые показатели для оценки уровня качества устанавливаются на основе значений перспективных образцов продукции, аналогов и стандартов. Они динамичны и раскрывают непрерывное совершенствование производства.
Под перспективным понимается образец продукции, совокупность показателей которого соответствуют прогнозируемому экономически оптимальному качеству продукции данного вида. Экономически оптимальное или экономически рациональное качество- это соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, рассчитываемое по следующей формуле:
где Копт – экономически оптимальное качество;
Кпрогн – прогнозируемое качество изделия;
Зп.и – затраты на потребления изделия.
Под аналогом понимается образец продукции отечественного или зарубежного изготовления того же вида, конструктивного устройства, принципа действия, функционального назначения, что и сравнимая продукция.
Система показателей качества,
используемых при оценке уровня качества,
включает единичные, комплексные и
обобщающие показатели.
[9, c. 128]
Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надёжности, долговечности и т.д. Для расчёта комплексного показателя качества могут применяться два метода:
Пкомп =∑Педi × Кедi,(2)
где Пкомп – комплексный показатель качества;
Педi – единичный показатель качества;
Кедi – коэффициент весомости i-го показателя.
Обобщающие показатели, в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:
Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством.
1.2.Стандартизация и сертификация продукции
С процессом управления качеством производства неразрывно связано развитие стандартизации.
Стандартизация – незаменимое средство обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надёжности техники и информационных сетей, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик т свойств качества продукции, работ, процессов и услуг.
Влияние стандартизации на повышение качества продукции реализуется в основном через: комплексную разработку стандартов на сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующее оборудование, оснастку и готовую продукцию; установление в стандартах технологических требований и показателей качества, а также единых методов испытаний и средств контроля. [7, c. 239]
Согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г. № 262-3, стандартизация – это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказании услуг. [8, c.220]
Стандарт – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия (отсутствия возражений) по существенным вопросам качества у большинства заинтересованных сторон и утверждённый признанным органом, в котором устанавливается для всеобщего многократного использования правила, общие принципы, характеристика, требования и методы, касающиеся объектов стандартизации, и который направлен на достижение наибольшей степени упорядочения в определённой области.
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции