Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:34, курсовая работа
Важнейшая задача государственной экономической политики Республики Беларусь – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Качество продукции как важнейшее составляющее её конкурентоспособности имеет при этом решающее значение.
Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [13, c. 384]
Таким образом, конкурентоспособность продукции является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятий. От неё зависит позиция предприятия на рынке, его финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способствует наличие чёткой методики оценки и планирования конкурентоспособности. [7, c. 235]
2. Методы определения качества и конкурентоспособности продукции
2.1. Методы оценки уровня качества выпускаемой продукции
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Уровень качества продукции- относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Таким образом, оценка уровня качества продукции представляет собой совокупность таких операций: выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и затем сопоставление их с базовыми значениями. Различают наивысший, оптимальный и удовлетворительный уровни качества.
Под наивысшим уровнем подразумевается предельный уровень качества, который можно реально получить, исходя из последних достижений науки и техники, не взирая на затраты.
Оптимальным уровнем качества продукции (согласно ГОСТ 15467-79) называется уровень, при котором либо достигается наибольший эффект от эксплуатации при заданных затратах на создание и эксплуатацию продукции, либо заданный эффект при наименьших затратах, или наибольшее отношение эффекта к затратам.[13, c. 431]
Для определения уровня качества могут использоваться следующие методы:
Дифференциальныйметодосновывае
Кi=
Или
Кi = ,
где Pi-значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Piб- значение i-го показателя качества базового образца.
Формула(4) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции.
Формула (5) используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества.
К = .
Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки. [2, c. 245]
Оценка технического
уровня заключается в
Базовый образец – это образец продукции, представляющий передовые научно- технические достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции. [11, c.117]
Результат оценки используют при разработке новой продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию принятие решения о постановке продукции на производство; обоснование целесообразности замены или снятия продукции с производства; формирование предложений по экспорту и импорту.
2.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции.
Наиболее часто при оценке конкурентоспособности применяются следующие методы.
Цп = Цпр+ Ип,
где Цп – цена потребления;
Цпр – цена приобретения;
Ип – издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок её службы.
Для покупателей все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием.
Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле:
Ипер = (ЗП + Ирем + Им + А + Ипр) × Тн ,
где ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
Ирем – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Им – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
А – годовая величина амортизации;
Ипр – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
Тн – нормативный срок службы.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определённый момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы.
Более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высоким по сравнению с товаром-конкурентом.
При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость.
Согласно этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца по формуле:
Согласно этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца по формуле:
КП = КПэ × КПт × КПн,
где КП – комплексный показатель уровня качества товара;
КПэ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;
КПт – комплексный показатель технического уровня;
КПн – комплексный показатель надёжности.
На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:
Пкi =
Или
Пк.б = ,
где Пкi – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара эталона;
КПi, КПб–комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;
Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.
Если Пкi>Пк.б, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi<Пк.б– менее конкурентоспособным; если Пкi = Пк.б– конкурентоспособность одинакова.
Наиболее наглядное представление даёт относительный показатель конкурентоспособности (ОПК):
ОПК=.
Если ОПК ≥ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемо образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.
Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, то есть этот метод не учитывает насколько хороши эти товары в эксплуатации.
Единичный показатель характеризует конкурентоспособность оцениваемой продукции при сравнении её с эталоном по одному конкретному показателю.
Единичный показатель рассчитывается как процентное отношение величины параметра оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра эталона:
Иеi=
Или
Ие=,
где Иеi – единичный параметрический индекс, определённый по i-му размеру (i=1,2,...n);
Пi, Пiб – значение i-го размера соответственно оцениваемого изделия и базового образца.
При проведении расчётов конкурентоспособности и формулы (13) и (14) выбирают ту, при которой увеличение относительного значения показателя соответствует повышение конкурентоспособности.
Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средней взвешенной величины:
Исq = ∑ аi × Иеi,
где Исq – сводный параметрический индекс, рассчитанный по q-й группе параметров;
аi – вес i-го параметра; q- номер группы параметров.
При расчёте сводного параметрического
индекса значительную проблему представляет
выбор весовых коэффициентов, поскольку
разные потребители оценивают различные
параметры товара неоднозначно.
[12, c. 123]
Окончательную оценку конкурентоспособности даёт интегральный индекс (Ии). Он определяется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к суммарным затратам на приобретение и использование:
Ии = × ,
гдеЭ,Эб – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого товара и эталона за срок службы;
З, Зб – полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого товара и эталона.
Технические показатели конкурентоспособности характеризуют научно-технический уровень и потребительские свойства товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность товара к определённой классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесённых к одному классу по классификационным показателям.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции.
Показатели надёжности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции