Конспекты лекций по бухгалтерскому учету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по бухгалтерскому учету.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект лекций по БУиА.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Счет 40 предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах, оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой). Его использование позволяет:

контролировать выпуск из производства готовой продукции и формирование издержек производства;

исключить трудоемкие расчеты по определению отклонений фактической себестоимости от плановой по готовой, отгруженной и реализованной продукции.

По дебету счета 40 отражают фактическую, а по кредиту - нормативную (плановую) себестоимость.

В течение месяца фактически выпущенная из производства готовая продукция (работы, услуги) в нормативной (плановой) оценке относится в дебет счетов 43, 90 (в случае сданных заказчикам работ, оказанных услуг и др.) с кредита счета 40.

Фактическая производственная себестоимость выпушенной продукции (сданных работ, оказанных услуг) по окончании месяца выявляется на счетах производства (20, 23, 29), откуда списывается в дебет счета 40.

Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной. Эти отклонения списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90 "Продажи". При этом превышение фактической себестоимости над нормативной списывают дополнительной проводкой, а экономию - сторнировочной. Счет 40 сальдо на отчетную дату не имеет, его закрывают ежемесячно.

 

Учет затрат и калькулирование продукции вспомогательных производств

 

1. Вспомогательные  производства - важное и необходимое  звено в деятельности предприятия. Разнообразие деятельности вспомогательных  производств влияет на организацию учета их затрат. Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т. д.

Бывают простые и сложные вспомогательные производства:

простые имеют однопериодный технологический цикл и выпускают однородную продукцию (парокотельный цех, энергоцех, компрессорная). Себестоимость единицы продукции этих производств рассчитывается делением общей суммы затрат на объем выработанной продукции в разрезе статей калькуляции;

сложные вспомогательные производства - инструментальный, ремонтный и транспортный цехи - выполняют различные виды работ, изготовляют продукцию или оказывают услуги, прошедшие множество технологических операций. Планируются затраты и рассчитывается фактическая себестоимость по каждому виду продукции в отдельности, по статьям калькуляции и заказам.

2. Учет вспомогательных  производств ведется на синтетическом  счете 23 "Вспомогательные производства". По дебету счета 23 в течение  месяца собираются все затраты  вспомогательных производств; при этом кредитуются соответствующие счета по учету расчетов, ценностей и др. (70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 10 "Материалы", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", счетов по учету амортизации, счетов 28, 11, 16, 21, 43, 50, 60, 69, 76, 97 и т. д.). В конце месяца собранные на счете 23 "Вспомогательные производства" затраты распределяются по всем видам продукции пропорционально количеству произве-

денной продукции или потребленных услуг; при этом фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) списывается со счета 23 в дебет счетов: 20 "Основное производство" - когда данные услуги потребляются в своем производстве; 90 "Продажи" - когда продукт вспомогательного производства реализуется стороннему потребителю и др. (08, 40, 43).

Учет затрат ведут по каждому цеху вспомогательных производств в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг) и статьях затрат.

3. Выпуск  продукции, выполненные работы и  услуги вспомогательными производствами  оформляются такими документами, как:

накладная (количество "изготовленных и отгруженных на склад инструментов);

путевые листы (объем перевозок транспортного цеха);

акт приема-передачи отремонтированных объектов (выполненные и сданные ремонтные работы);

справки главного механика, главного энергетика, главного технолога (объем выполненных простыми производствами работ, услуг).

4. Услуги, оказанные  вспомогательными цехами друг  другу, называются встречными. Цехи  основного производства и заводоуправление  считаются основными потребителями этих услуг.

Встречные услуги оцениваются в учете по плановой цеховой себестоимости или по фактической себестоимости прошлого месяца:

услуги, оказанные основным потребителям, оцениваются по фактической цеховой себестоимости;

капитальный ремонт собственного оборудования и транспортных средств, работы, выполненные на сторону, оцениваются по производственной фактической себестоимости (цеховая себестоимость с добавлением общезаводских расходов).

5. Учет затрат  на сложных вспомогательных производствах требует группировки затрат по видам продукции или по отдельным выполненным работам, ремонтам. На сложных вспомогательных производствах услуги распределяют при помощи калькуляции по внутризаводским заказам. Для этого ведутся калькуляционные ведомости. Распространен способ калькуляции себестоимости заказов, при котором по заказам записывают стоимость материалов и заработную плату производственных рабочих, а остальные затраты собирают на счетах 26, 25 и распределяют между заказами пропорционально прямым затратам (суммам стоимости материалов и заработной платы).

 

Учет потерь производства

 

1. Одна из  задач бухгалтерского учета производства - правильная организация учета  потерь производства (потерь от  брака и простоев). Учет потерь  производства позволяет определить их размер, выявить причины, виновников и суммы, подлежащие возмещению.

Брак - готовые изделия, а также полуфабрикаты, не соответствующие определенным качественным стандартам, договорным условиям. Брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный) в зависимости от степени обнаруженных дефектов.

в случае исправимого брака бракованные продукция и изделия могут быть использованы после исправления брака по своему назначению; при этом устранение недостатков возможно и экономически целесообразно;

при окончательном браке его исправление невозможно или экономически нецелесообразно; продукция и изделия не могут быть использованы по своему назначению, поэтому их продают по приемлемым (сниженным) ценам или используют как сырье для переработки.

2. Брак в зависимости от места его обнаружения подразделяют на: внутренний брак (обнаруживается до отправки продукции покупателю непосредственно в организации); внешний брак (выявляется уже покупателем после того, как продукция отгружена потребителю).

Таким образом, внешний брак отражают в документах позже периода изготовления, поэтому его (когда он неисправимый) оценивают по полной производственной себестоимости. Внутренний исправимый брак оценивают по стоимости затрат, связанных с исправлением; если брак неисправим, то изделия изымают из производства.

Внутренний брак списывают на виновных лиц. Потери от внешнего брака списывают на себестоимость аналогичной продукции отчетного периода, а при их отсутствии - на продукцию хранящуюся на складе.

С виновников брака взыскивают:

стоимость исправления (при исправимом браке);

стоимость материалов с учетом заработной платы на обработку за вычетом полученных отходов и стоимости используемого брака (когда брак неисправим).

3. Брак отражается  в извещениях или документах о выработке с отметками количества принятых пригодных изделий и забракованных. Актом о браке оформляется неисправимый брак. В нем указываются:

причина, по которой произошел брак, его виновники;

количественная и качественная характеристика бракованной продукции;

затраты на брак (его себестоимость), выявленные от него потери;

суммы, подлежащие взысканию с виновников брака.

Акт составляется мастером (или начальником) цеха, работником ОТК. и передается в бухгалтерию для исчисления себестоимости брака. Он должен содержать отметку цеха-получателя или склада о приеме забракованной продукции. Акт утверждается руководителем, принимающим решение о порядке списания потерь от брака (либо за счет виновных лиц, либо за счет производства).

4. Аналитический  учет потерь от брака ведут по видам забракованной продукции и статьям расходов в разрезе цехов (участков).

Синтетический учет потерь от брака осуществляется на одноименном счете 28 "Брак в производстве" (активный), по дебету которого фиксируются суммы расходов по исправлению брака частичного (корреспондируют счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 10 "Материалы", 43 "Готовая продукция" и др.). Кроме того, дебетуя счет 28, списывают себестоимость брака окончательного (с кредита соответствующего счета).

Собранные по дебету счета 28 потери от брака списывают с кредита счета 28 "Брак в производстве" в зависимости от его причин и порядка возмещения потерь в дебет счетов:

70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда" - когда затраты удерживаются  из зарплаты работника (брак произошел по его вине);

76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" —  когда затраты относятся на  поставщиков некачественных сырья  и материалов;

10 "Материалы" - когда имеется возможность использования  бракованных изделий;

производства (соответствующего счета) - когда потери не могут быть возмещены и включаются в себестоимость продукции.

Потери от брака в незавершенное производство не включают.

5. По причинам  возникновения различают внешние  и внутренние простои.

К простоям по внешним причинам относят простои, вызванные подачей энергии со стороны, непоступлением материалов или топлива. Простои такого типа оформляют актом, утверждаемым директором предприятия. В акте дают характеристику простоя, его продолжительность в днях или часах с указанием времени начала и конца простоя, рассчитывают потери от простоя, определяют причины и виновников.

Расходы по простоям из-за внешних причин складываются из:

основной заработной платы рабочих за время простоя;

дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование;

стоимости топлива и энергии, непроизводительно затраченных во время простоя.

Затраты отражаются на дебете счета 26 "Общехозяйственные расходы" по статье "Потери от простоев". При получении сумм по предъявленным

претензиям виновникам эти расходы списываются со счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в кредит счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы".

В расходы по простоям по внутренним причинам (возникшим в цехах) относят основную заработную плату рабочих, стоимость израсходованных топлива и энергии. Эти расходы отражают по дебету счета 25 "Общепроизводственные расходы" по статье "Потери от простоев".

Простои оформляют специальным документом (например, простойным листком), где фиксируют причины и время простоя, начисленную работникам сумму оплаты за простой и т. д.

Материально-производственные запасы

1. Материально-производственные запасы - активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары - часть запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Под материалами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, оказываемых услуг. Кроме того, по новому Плану счетов в составе материалов учитываются также средства труда со сроком службы менее 12 месяцев, которые могут многократно участвовать в производственном процессе (орудия лова, специальная одежда и обувь, форменная одежда и др.).

2. Основными задачами учета материально-производственных запасов являются:

  • контроль за сохранностью ценностей, их соответствием документам;
  • контроль за соблюдением норм потребления;
  • выявление затрат, связанных с заготовкой материалов, товаров.

3. Материально-производственные запасы  принимаются к бухгалтерскому  учету по их фактической себестоимости, которая по ценностям, приобретенным  за плату, определяется исходя из затрат на приобретение (без учета НДС и других возмещаемых налогов).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • затраты на информационные и консультационные услуги, вознаграждения посреднической организации;
  • таможенные пошлины и др., а также невозмещаемые налоги;
  • затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию (в том числе затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата, за услуги транспорта по их доставке до места использования (когда они не включены в договорную цену), затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит), а также по оплате процентов по заемным средствам (если они связаны с приобретением запасов и начислены до принятия к их учету), и т. п. затраты;
  • затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг);
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

При этом сюда не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением запасов.

Информация о работе Конспекты лекций по бухгалтерскому учету