Конспекты лекций по бухгалтерскому учету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по бухгалтерскому учету.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект лекций по БУиА.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов определяется:

  • исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов, - при их изготовлении самой организацией;
  • исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством - по внесенным в счет вклада в уставный капитал;
  • исходя из их текущей рыночной стоимости (которая может быть получена в результате продажи) на дату принятия к бухгалтерскому учету — по полученным безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества.

Организациям розничной торговли разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

 

Учет материально-производственных запасов

1. На практике используются различные  оценки запасов; при этом стоимость  поступивших ценностей должна быть сопоставима со стоимостью израсходованных. Материальные запасы в текущем учете оцениваются по учетным ценам, при этом существует два варианта их формирования:

  • по договорным ценам (фактическим ценам поставки) без НДС и др.;
  • по внутрихозяйственным расчетным ценам (плановая себестоимость приобретения, средние покупные цены).

При отпуске материальных ценностей в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости (она определяется по каждому виду запасов как частное от деления общей себестоимости этого вида запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце);
  • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их поступления, то есть ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле - в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом стоимости ценностей, числящихся в наличии на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени закупок. Метод ФИФО заключается в списании товаров на счета учета реализации по фактической себестоимости в хронологическом порядке - сначала списываются товары, поступившие на склад в первую очередь, и т. д. (с учетом стоимости остатков);
  • по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) (ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени приобретения; при этом оценка ресурсов, находящихся в запасе на конец отчетного периода, производится по себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости продажи продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени приобретения). Метод ЛИФО обратен методу ФИФО и основан на списании товаров на счета учета их выбытия по фактической себестоимости поступления сначала последней партии, потом предыдущей и т. д.

2. Материально-производственные запасы  учитываются на складе кладовщиками  и в бухгалтерии.

Учет их осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (форма М-4); акта о приемке материалов (форма М-7); лимитно-заборной карты (форма М-8); требования-накладной (форма М-11); накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-15); карточки учета материалов (форма М-17); акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35).

Аналитический учет ведется в разрезе:

  • отдельных наименований (видов и групп запасов, а также сортов, размеров и т. д.);
  • мест хранения ( в том числе материально ответственных лиц).

По мере совершения хозяйственных операций материально ответственное лицо производит записи в карточки складского учета материалов; при этом после каждого факта их движения выводится количественный остаток.

По истечении месяца завскладом подсчитывает количество поступивших и выбывших материалов и выводит остаток на конец месяца, используя начальное сальдо (этот остаток должен соответствовать остатку последнего дня месяца), который заносит в книгу складского учета (сальдовую книгу), хранящуюся в бухгалтерии. Карточки складского учета проверяются и подписываются бухгалтером.

Таким образом, на применении карточек складского учета и сальдовой книги основан сальдовый метод учета, предусматривающий ведение сортового количественного учета только работниками складов в карточках. На предприятиях, где количество наименований материалов незначительно, используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгалтерии на каждый вид производственных запасов открываются карточки количественно-суммового учета. В них на основании данных первичных документов бухгалтер отражает движение материалов, фиксирует приход, расход, выводит остаток (дублирует складской учет).

Информация из карточек количественно-суммового учета переносится в аналитические оборотные ведомости, открываемые на отдельных материально ответственных лиц.

3. Синтетический учет материалов  ведется на активном счете 10 "Материалы", товаров - счете 41 "Товары", по дебету которых отражается поступление запасов:

  • от поставщиков в соответствии с договорами поставок (в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками");
  • от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (в корреспонденции со счетом 71 "Расчеты с подотчетными лицами");
  • из производства (в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.);
  • при полной или частичной ликвидации основных средств (в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы");
  • от учредителей в счет их вклада в уставный капитал (корреспондирует счет 75 "Расчеты с учредителями") по согласованной стоимости;
  • как безвозмездная помощь (корреспондирует счет 98 "Доходы будущих периодов", субсчет "Безвозмездные поступления") по рыночной цене.

Кроме того, учетной политикой предприятия может быть предусмотрено использование счетов 75 "Заготовление и приобретение материальных иен-ностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Тогда все расходы, связанные с заготовлением ресурсов, на основании поступивших расчетных документов (покупная стоимость) предварительно собираются по дебету счета 15 в корреспонденции со счетами учета источника поступления (в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке). При этом для-текущей оценки движения материалов применяются учетные цены, отличные от фактической себестоимости.

В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 10 относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материально-производственных запасов.

Таким образом, на счете 15 выявляется остаток, исчисляемый как разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их стоимостью по учетным ценам. Сумма разницы в стоимости приобретенных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается со счета 15 на счет 16 (остаток по счету 15 на конец месяца показывает их наличие в пути).

Накопленные на счете 16 разницы списывают (сторнируются при отрицательной разнице) с кредита счета 16 в дебет счетов затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.

Выбытие материальных ресурсов фиксируется по кредиту соответствующих счетов (например, счета 10 "Материалы"). При этом они могут быть отпущены:

  • на производственные нужды (дебетуются счета 20, 23, 25, 26, 29, 97), в качестве расходов на продажу (дебетуется счет 44);
  • на исправление брака (корреспондирует счет 28);
  • на капитальное строительство хозяйственным способом (дебетуется счет 08);
  • как вклад в общее имущество по договору простого товарищества (корреспондирует счет 80 "Вклады товарищей");
  • проданы, списаны, переданы безвозмездно (дебетуется счет 91 "Прочие доходы и расходы").

Кроме того, со счета 10 стоимость материалов может быть списана:

  • по выявленным суммам недостач на суммы определившихся потерь (дебетуется счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей");
  • как утраченные в результате чрезвычайных обстоятельств - стихийных бедствий, пожаров, аварий (корреспондирует счет 99 "Прибыли и убытки"; когда убытки компенсирует страховая организация - сначала дебетуется счет 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

Выбытие товаров отражается по кредиту счета 41 "Товары"; при этом в отличие от материалов:

  • стоимость товаров при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи относится в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж";
  • при отгрузке товаров или передачи их для продажи на комиссионных началах стоимость переносится на счет 45 "Товары отгруженные".

 

Учет денежных средств и расчетов

1. Хозяйственная деятельность предприятия  связана с необходимостью осуществлять  расчеты внутри и вне его:

  • к внутрифирменным расчетам относятся: расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами по предоставленным им суммам, с персоналом по прочим операциям;
  • во внешней среде предприятие рассчитывается с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплачивает налоги в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, получает выручку за реализованную продукцию от покупателей, получает и оплачивает авансы и др.

2. Основными задачами учета денежных  средств и расчетов являются:

  • своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
  • оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия, средств на расчетных, валютных и других счетах в банках;
  • контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
  • контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
  • •своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

3. Все расчеты предприятия делятся  на две группы:

  • расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, -это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в том числе плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможен также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами;
  • расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. Расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями.

 

Безналичная форма расчетов

1. Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся в основном в безналичной форме. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте.

Из нескольких возможных форм расчетов плательщик и получатель средств при заключении договоров выбирают конкретную приемлемую для них форму. Банк не имеет права контролировать способ расчета или первоочередность осуществления платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Отношения предприятия с банком строятся на основе договоров банковского счета. Для расчетов оно может открывать в банке счета различных видов:

  • расчетные счета - открываются всем коммерческим предприятиям, имеющим статус юридического лица (имеющим самостоятельный баланс и наделенным собственными оборотными средствами). Владелец счета может распоряжаться своими средствами без ограничений, осуществляя любые не запрещенные законом операции;
  • текущие счета - открываются некоммерческим учреждениям, а также организациям, не обладающим признаками, дающими право открыть расчетный счет (например, структурным подразделениям). Владелец счета распоряжается своими средствами в точном соответствии со сметой, утвержденной вышестоящим органом; при этом перечень операций по счету регламентирован (могут, например, снимать средства на оплату труда);
  • специальные счета - применяются для хранения средств строго целевого назначения.

В случае создания нсхозрасчетных подразделений (магазинов, складов и т. п.) не по месту нахождения головного предприятия им могут быть открыты расчетные субсчета в том регионе, где они действуют. Операции при этом регламентированы (например, зачисление выручки, перечисление средств владельцу счета).

2. Все безналичные расчеты производятся  через банк на основании расчетных  документов, которые представляют  собой оформленные в письменном  виде распоряжения владельца  счета на перечисление средств; формы их должны соответствовать установленным стандартам, и они должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование расчетного документа и его код формы по ОКУД;
  • номер документа, дату его оформления;
  • наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
  • наименование плательщика, его идентификационный номер (ИНН), номер счета в банке;
  • наименование получателя средств, номер его счета в банке;
  • наименование и местонахождение банка получателя (в чеке не указывается), его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета (допускается сокращение наименования плательщика и получателя, не затрудняющее работу банков и клиентов);
  • назначение платежа (в чеке не указывается). Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);
  • сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
  • очередность платежа и вид операции.

Информация о работе Конспекты лекций по бухгалтерскому учету