Контрольные функции учетного персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Система бухгалтерского учета направлена на достижение полноты, экономичности, непрерывности и преемственности в учете тех сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют организацию как субъект предпринимательской деятельности.
Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Цель внутреннего контроля при построении системы управления рисками - это внедрение в текущие процессы контрольных процедур, что позволяют минимизировать вероятность наступления риска либо его последствия, т.е. фактически система внутреннего контроля "заставляет" сотрудников управлять рисками.

Содержание

Введение 3
1. Цели и основные принципы бухгалтерского контроля 5
2. Контрольные функции учетного персонала 9
3. Методы бухгалтерского контроля: документирование,
инвентаризация, двойная запись, нормирование, документальная
проверка, калькулирование и др. 19
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

бух дело новое.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

• регистрация счетов-фактур поставщиков, передача по назначению и наблюдению за их оплатой;

• проверка и обработка приходных документов на поступившие материалы и основные средства, запись их в накопительные реестры;

• подготовка документов для предъявления претензий к поставщикам в случаях нарушения ими договоров поставки;

• определение затрат по заготовлению и приобретению материальных ценностей;

• прием, проверка и обработка расходных документов и запись их в накопительные регистры;

• выписка счетов и других документов на отпуск материальных ценностей, запись их в накопительные регистры и контроль за оплатой счетов;

• ведение аналитического и синтетического учета основных средств и материальных ценностей;

• начисление амортизации основных средств, износа малоценных предметов и запись этих данных в соответствующие регистры;

• учет капитальных ремонтов основных средств;

• участие в проведении инвентаризации основных средств и материалов и подготовка соответствующих документов.

Группа  должна обеспечить:

• контроль за сохранностью средств, за их движением и правильным использованием;

• наблюдение за выполнением планов материально-технического снабжения, за установленными нормами материальных запасов;

• своевременное выявление бездействующего и излишнего оборудования и материалов, не используемых предприятием;

• систематический контроль за начислением амортизации основных средств и затрат на капитальный ремонт основных средств.

Задачами группы учета  производства и калькулирования  себестоимости продукции являются содействие выполнению и перевыполнению планов по выпуску продукции, повышению  производительности труда и снижению себестоимости, а также лучшей организации  производства.

В обязанности  учетных работ группы входит:

• прием, проверка и обработка документов по учету затрат основного и вспомогательных производств и запись их в учетные регистры;

• своевременное и правильное отражение затрат на производство по заказам, видам изделий и работ, по экономическим элементам и статьям калькуляции;

• учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов за счет резерва предстоящих платежей;

• учет брака, определение его себестоимости и окончательных потерь;

• выявление объема фактически выпущенной продукции;

• учет и оценка незавершенного производства;

• выявление фактической себестоимости продукции;

• составление отчетности по производству и калькуляции по основным видам продукции.

Наряду  с этими работами группа должна обеспечить:

• контроль и анализ выполнения планов по выпуску и себестоимости продукции;

• контроль за соблюдением лимитов, смет и других нормативов по затратам на производство;

• своевременную сигнализацию об отклонениях от норм, лимитов и других нормативов;

• выявление внутренних резервов;

• соблюдение строжайшего режима экономии.

Финансовая  группа должна обеспечить:

• участие в составлении финансовых планов и контроль за их выполнением;

• наблюдение за состоянием остатков на расчетном и других счетах в банках;

• наблюдение за своевременным поступлением платежей от покупателей и дебиторов и погашением кредиторской задолженности;

• наблюдение за своевременными платежами в государственный бюджет;

• наблюдение за состоянием и сроками погашения ссуд банка;

• контроль за соблюдением лимита остатков в кассе и расходованием денежных средств по целевому назначению;

• оформление чеков, аккредитивов, заявлений, обязательств и других документов по банковским и расчетным операциям;

• получение от кассиров отчетов с документами, в банках – выписок из счетов предприятия;

• подбор к выпискам документов, проверка и передача их общей группе;

• анализ финансового положения предприятия.

Учетные функции общей группы:

1) прием, проверка и обработка документов по учету поступления готовой продукции на склады, а также запись этих документов в накопительные регистры;

2) прием и проверка счетов-фактур на отпуск и отгрузку продукции и материальных ценностей, запись в накопительные регистры и отметка об оплате покупателями счетов;

3) ведение учета операций, связанных с поступлением и расходованием специальных средств, образованием и расходованием специальных фондов;

4) ведение учета внутриведомственных и внутрихозяйственных расчетов и наблюдение за состоянием этих расчетов;

5) прием отчетов хозяйств, находящихся на самостоятельном балансе, проверка и анализ их и включение в сводный баланс предприятия;

6) ведение синтетического аналитического учета по всем счетам, закрепленным за группой;

7) составление балансов и отчетных таблиц по финансовым показателям.

В зависимости от объема, характера и территориального размещения цехов и отделов предприятия, а также от места и способа  обработки учетных данных бухгалтерский  учет может быть организован по одному из двух принципов: централизации и децентрализации.

При централизации учета бухгалтерский учет всех хозяйственных операций предприятия и составление балансов сосредоточивается в главной бухгалтерии.

При децентрализации учета в цехах и отделах ведется законченный бухгалтерский учет с составлением балансов, объединяемых затем главной бухгалтерией в сводный баланс предприятия.

В главной бухгалтерии  производятся приемка, проверка и обработка  первичных документов. Здесь же ведутся  накопительные ведомости, аналитические и синтетические регистры и составляется баланс предприятия.

При централизации учета  некоторые предприятия могут  выделять в крупные цеха учетных  работников. Этим работникам поручается прием и обработка первичных  документов, ведение группировочных и накопительных ведомостей и составление отчетов по операциям цеха.

Таким образом, для централизации  учета характерным является то, что  обработка первичной документации и составление группировочных и  накопительных регистров может  производиться как в цехах и отделах (при наличии там учетных работников), так и в главной бухгалтерии. Окончательная же обработка учетных данных, полученных от учетных работников цехов и отделов, а также составление балансов и отчетов производятся в главной бухгалтерии предприятия.

 
 

Схема выполнения учетных работ

При децентрализации учета в  цехах и отделах создаются  цеховые или корпусные бухгалтерии, на которые возлагается ведение бухгалтерского учета и составление балансов и отчетов цеха или отдела. Эти балансы принято называть частными балансами. В отчетные периоды частные балансы поступают в главную бухгалтерию предприятия, где они подвергаются проверке и анализу, а затем их данные включаются в сводный баланс предприятия.

Таким образом, для децентрализованного  учета характерным является то, что  вся обработка учетных данных цехов и отделов производится на местах и там составляются частные  балансы. В главной же бухгалтерии ведется учет расходов по заводоуправлению, операций по внутрихозяйственным расчетам с цехами и отделами и составляются балансы заводоуправления. Последовательность выполнения учетных работ при децентрализации учета показана в следующей схеме.

 
 

Последовательность выполнения учетных работ

Централизация учета имеет существенные преимущества перед децентрализацией. При централизованном учете возможно широкое разделение труда между работниками учетного аппарата, возможно эффективное использование компьютерных техник, применение которых при децентрализации учета во многих случаях нецелесообразно.

Децентрализация учета, как правило, приводит к увеличению расходов на содержание учетного аппарата и, самое главное, загромождает, усложняет учетную работу в главной бухгалтерии, снижая возможность использования учета для оперативного руководства предприятием.

Учетный аппарат первого  типа состоит из руководителей и непосредственно подчиненных им исполнителей. Промежуточных звеньев (групп, подотделов) эта структура не имеет. 

Примерная схема  структуры учетного аппарата первого типа

Такая структура учетного аппарата характерна для предприятий с  небольшим централизованным учетным  аппаратом до 8–10 человек. Руководящий  состав в этом аппарате занимает примерно 30 %.

Структура учетного аппарата второго  типа предусматривает, помимо руководителя учета – главного бухгалтера и его заместителя, руководителей групп – старших бухгалтеров и подчиненных им исполнителей.

Структура учетного аппарата второго  типа может быть показана в следующей схеме.

 
 

Схема структуры учетного аппарата второго типа

Эта структура характерна для предприятий различных отраслей промышленности примерно с тем же количеством учетных работников, что и при структуре первого  типа. Несмотря на небольшой аппарат, последний состоит из групп. В таких учетных аппаратах руководящие работники занимают 40–60 % всего состава аппарата. В некоторых группах отсутствуют рядовые учетные работники, что является совершенно ненормальным. Существование групп с одним руководителем никоим образом не оправдывается. Кроме того, при этой структуре производительность труда учетных работников ниже и содержание их обходится дороже, чем в учетных аппаратах первого типа.

Структура учетного аппарата третьего типа предполагает полную централизацию учетного аппарата, за исключением отделов, резко отличающихся характером своей работы от основной деятельности предприятия (отделы жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и др.).

Примерная схема структуры  централизованного учетного аппарата третьего типа такова.

 

Схема структуры  централизованного учетного аппарата третьего типа

Структура третьего типа целесообразна для предприятий  с большим количеством учетных работников. При этой структуре необходимо учетный аппарат главной бухгалтерии расчленять на группы применительно к отдельным участкам хозяйственной деятельности предприятия. Группы должны иметь в своем составе не менее 3–4 человек.

Группы с меньшим количеством людей целесообразно объединять с другими.

Работа каждой группы должна быть законченной и четко  отграниченной от работы других групп.

Структура учетного аппарата четвертого типа отличается от структуры  третьего типа только децентрализацией учетного аппарата. При этой структуре учетные работники, выделенные в цеха и отделы, выполняют работы по оформлению расчетов по заработной плате, ведению учета материальных ценностей, производственных затрат. Данная структура учетного аппарата ничем не оправдывается. В таких аппаратах труд работников малоэффективен и содержание их обходится значительно дороже, чем при централизации учетного аппарата.

 

3 Методы бухгалтерского контроля: документирование, инвентаризация, двойная запись, нормирование, документальная проверка, калькулирование и др.

Классификация средств  и источников их формирования лежит  в основе составления бухгалтерского баланса.

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Посредством определенных способов учитывают кругооборот средств организации, познается предмет (то есть объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия. 

Метод бухгалтерского учета  складывается из нескольких элементов. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: 
-документация; 
-инвентаризация; 
-оценка; 
-калькуляция; 
-счета; 
-двойная запись; 
-баланс;  
-отчетность.

Документирование используется для организации сплошного и непрерывного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью ответственных за совершенные операции лиц.

В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании проверенных на правильность и законность операций документов.

Все финансово-хозяйственные  операции должны быть оформлены на основании должным образом составленных оправдательных документов.

Документация представляет собой процесс документального оформления финансово-хозяйственных операций. При этом осуществляется сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в момент (либо сразу по окончании) их совершения. 

Первичный документ - оправдательный документ по совершению хозяйственной операции (письменное доказательство), на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Информация с первичного документа переносится в учетные  регистры, о чем делается отметка  на самом документе, которая исключает  возможность его повторного использования. Следует помнить, что все первичные денежные документы подлежат обязательному гашению штампом или надписью "Получено", "Оплачено" с указанием даты. Все документы должны храниться некоторое время; при этом сроки хранения документов в архиве предприятия определяются согласно правилам, установленным Главным архивным управлением. 

Информация о работе Контрольные функции учетного персонала