Контрольные функции учетного персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Система бухгалтерского учета направлена на достижение полноты, экономичности, непрерывности и преемственности в учете тех сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют организацию как субъект предпринимательской деятельности.
Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Цель внутреннего контроля при построении системы управления рисками - это внедрение в текущие процессы контрольных процедур, что позволяют минимизировать вероятность наступления риска либо его последствия, т.е. фактически система внутреннего контроля "заставляет" сотрудников управлять рисками.

Содержание

Введение 3
1. Цели и основные принципы бухгалтерского контроля 5
2. Контрольные функции учетного персонала 9
3. Методы бухгалтерского контроля: документирование,
инвентаризация, двойная запись, нормирование, документальная
проверка, калькулирование и др. 19
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

бух дело новое.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Любой документ должен содержать ряд показателей, которые в бухгалтерском учете называют реквизитами. Реквизиты подразделяются на обязательные и дополнительные.

Обязательные реквизиты обеспечивают документам юридическую силу. К ним относятся: наименование документа (формы), код формы; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых там не предусмотрена, должны содержать эти обязательные реквизиты.

Дополнительные реквизиты определяются особенностями отражаемых хозяйственных операций и назначением документов. В зависимости от характера операции и технологии обработки данных, в первичные документы могут быть включены дополнительные следующие реквизиты: 
-номер документа; 
-расчетные счета организации; 
-основание для совершения хозяйственной операции.

 

Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Такая оценка осуществляется в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Основные принципы оценки устанавливаются правительством (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее  расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция - по производственной или нормативной себестоимости; материалы - обычно по заготовительной себестоимости с включением транспортно-заготовительных расходов; товары - по оптовым или розничным ценам).

Оценка имущества и обязательств - представляет собой способ выражения в бухгалтерском учете и отчетности отдельных видов имущества и источников его образования в денежном измерителе.

В перечисленных выше законодательных документах определен  единый для всех организаций порядок оценки имущества: 
- организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях; 
- для целей бухгалтерского учета средства на валютных счетах и операции в иностранной валюте оцениваются в рублях по курсу Центрального банка на дату совершения операции. Одновременно запись указанных операций ведется в валюте расчетов и платежей; 
- оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку, полученного безвозмездно г по рыночной стоимости на дату оприходования, произведенного самой организацией г по стоимости изготовления; 
- начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организация в отчетном периоде.

Другой порядок оценки в том числе путем резервирования допускается только в случаях, предусмотренных  законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование  бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Оценка имущества и  обязательств организации осуществляется в порядке и способами, определенными  Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениям по бухгалтерскому учету.

 

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители.

Информация, необходимая для принятия управленческих решений должна накапливаться, храниться и всегда быть под рукой. Система хранения информации состоит из счетов. Для каждого вида хозяйственных средств и источников открывается отдельный счет. Совокупность всех счетов с соответствующими номерами называется Планом Счетов. Он утвержден Национальным Стандартом Бухгалтерского Учета №21 и является единым для всех предприятий Республики Узбекистан. 

Двойная запись (диграфическая запись) — способ ведения бухгалтерского учёта, согласно которому каждое изменение наличия и состояния средств предприятия влияет на итоги по крайней мере двух счетов.

Принцип двойной записи - любая операция отражается по кредиту (правая сторона) одного счёта или счетов и дебету (левая сторона) другого счёта или счетов.

Основным принципом  современного бухгалтерского учета  является выполнение в любой момент времени равенства (которое называют также уравнением баланса): 
активы = обязательства + капитал.

Таким образом, при ведении  учёта методом двойной записи действует закон сохранения: сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме кредитов всех счетов. Это позволяет легко контролировать правильность ведения учёта: если баланс не сходится, то где-то есть ошибка, которую надо найти и исправить.

Кроме того, ведение учета методом двойной записи позволяет отследить источники получения и направления расходования средств: например, расходование денежных средств (отражаемое по кредиту счета «Денежные средства») сопровождается сокращением кредиторской задолженности (отражаемым по дебету счета «Кредиторская задолженность») или увеличением сумм выданных авансов (отражаемым по дебету счета «Авансы выданные»).

Распространенные виды ошибок:

  1. Неверная сумма
  2. Неверная корреспонденция

Способы исправления:

  1. Доп. запись используется когда ошибка прошла по 2 регистрам. при правильной корреспонденции сумма отражена меньше чем требуется - делается доп запись.
  2. Красное сторно - используется когда ошибка прошла по 2 регистрам но неверна корреспонденция либо сумма больше чем требуется.Ошибка повторяется красным цветом а потом делается правильная запись.
  3. Корректурный - ошибка не прошла по 2ому регистру. Ошибочная запись зачеркивается 1ой чертой , ставятся инициалы, дата и подпись исправляющего.

 

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия 
имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о  бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Основными  положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.

Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности.

Основными задачами инвентаризации являются: 
1. выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре; 
2. контроль над сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; 
3. выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.; 
4. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации; 
5. проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; 
6. проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам 
материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам др.) и других статей баланса.

 

Калькулирование необходимо для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.

Таким образом, калькуляция служит основанием для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции, а также приобретенных ценностей.

Калькулирование себестоимости  продукции производится различными методами в зависимости от ее вида, типа и характера организации производства. Эти методы предусматриваются основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Калькуляция является одним  из элементов метода бухгалтерского учета, тесно связана с другими  элементами и со счетами бухгалтерского учета, так как данные для определения себестоимости отдельных объектов учета (суммы различных затрат) предварительно отражаются на счетах. 

Метод баланса широко применяется в экономике. Существуют раз личные виды балансов: бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходов, материальный баланс, внешнеторговый баланс и другие.

Суть метода заключается  в выравнивании суммарного значения показателей, содержащихся в правой и левой частях уравнения.

В бухгалтерском учете  метод баланса применяется для выявления финансового положения организации, путем двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения в соответствии с балансовым уравнением:

Активы = Собственный  капитал + Обязательства (пассивы).

В левой части баланса  группируют имущество организации (актив баланса), правой части баланса  источники образования имущества (пассив баланса).

Составление бухгалтерского баланса является заключительным этапом процедуры обработки бухгалтерской  информации, обобщающим ее в информационную модель финансового положения организации на определенную дату. Бухгалтерский баланс позволяет рассмотреть состав и структуру имущества, определить мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

По строению бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона – актив, правая сторона  пассив. В активе отражается предметный состав, размещение, использование имущества организации. В пассиве – величина средств, вложенных в финансово хозяйственную деятельность организации, форму их участия в процессе создания имущества.

В балансе обязательно  равенство итогов актива и пассива, так как обе части баланса  показывают одни и те же объекты  учета, сгруппированные по разным признакам: в активе  по составу и функциональной роли, в пассиве – по источникам образования. Итоговая сумма по активу и пассиву баланса называется валютой баланса.

Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия за некоторый период. Он позволяет определять:

  • состав и структуру имущества предприятия;
  • мобильность и оборачиваемость оборотных средств;
  • состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности;
  • конечный финансовый результат (прибыль или убыток).

 

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Она предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из: 
• бухгалтерского баланса (ф. 1); 
• отчета о прибылях и убытках (ф. 2); 
• отчета об изменениях капитала (ф. З); 
• отчета о движении денежных средств (ф.4);  
• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5); 
• пояснительной записки; 
• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ практики и теории системы внутреннего  контроля показывает, что собственники российских организаций не создают  специальные подразделения, предназначенные  для ведения внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах.

Статьей № 19 «Внутренний контроль» Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ вводится обязательный внутренний контроль в компаниях, подлежащих обязательному аудиту, т.е. в компаниях, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей либо сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей, а так же Открытые акционерные общества. Данные компании обязаны вводить в штат внутреннего контролера или поручать ведение внутреннего контроля бухгалтеру.

Информация о работе Контрольные функции учетного персонала