Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 19:58, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной курсовой работы – провести анализ задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками в ОАО «Берёзовый край» и на основании данных анализа предложить мероприятия по управлению задолженностью по расчетам с покупателями и заказчиками. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность задолженности по расчетам покупателями и заказчиками, определить источники информации и методы ее анализа;
Управление дебиторской задолженностью
предполагает:
– определение политики предоставления
кредита и инкассации для различных групп
покупателей и видов продукции;
– анализ и ранжирование покупателей
в зависимости от объемов закупок, истории
кредитных отношений и предлагаемых условий
оплаты;
– контроль расчетов с дебиторами
по отсроченной или просроченной задолженности;
– определение приемов ускорения
востребования долгов и уменьшения безнадежных
долгов;
– задание условий продажи,
обеспечивающих гарантированное поступление
денежных средств;
– прогноз поступлений денежных
средств от дебиторов на основе коэффициентов
инкассации.
Получение платежей от дебиторов
является одним из основных источников
поступления средств на организация.
Дефицит денежных средств в
экономике заставил организации изменить
условия реализации своей продукции, что,
в свою очередь, изменило существовавшие
ранее отношения с покупателями и практику
получения денег и потребовало от организаций
выработки новой политики предоставления
кредита и инкассации.
Неоднородное влияние инфляции
на различные группы товаров усложнило
координацию политики в области закупок
и политики продаж, что придало дополнительное
значение внедрению эффективных процедур
инкассации.
Учет реальных издержек или
выгод от принимаемых кредитных решений
может использоваться как инструмент
расширения продаж и повышения оборачиваемости
текущих активов.
Перечислим основные приемы
управления дебиторской задолженностью:
учет заказов, оформление счетов
и установление характера дебиторской
задолженности;
АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении дебиторов;
анализ задолженности по видам
продукции для определения невыгодных
с точки зрения инкассации товаров;
уменьшение дебиторской задолженности
на сумму безнадежных долгов;
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
определение конкретных размеров
скидок при досрочной оплате;
оценка возможности факторинга продажи дебиторской задолженности.
Организация реализует свою
продукцию, предоставляя отсрочку покупателям
не более 30 дней. На практике нередки задержки
платежей сверх этого срока. Реальное
представление о погашении счетов дебиторов
дает взвешенное «старение» дебиторской
задолженности. Из-за просроченной дебиторской
задолженности средний реальный срок
оплаты счетов дебиторами больше установленного
на 38 дней.
Контроль и анализ дебиторской
задолженности по срокам возникновения:
– позволяет оценить эффективность
и сбалансированность политики кредита
и предоставления скидок;
– определяет области, в которых
необходимы дополнительные усилия по
возврату долгов;
– дает базу для создания резерва
по сомнительным долгам;
– позволяет сделать прогноз
поступлений средств.
Наиболее часто употребляемыми
способами воздействия на дебиторов с
целью погашения задолженности являются
направление писем, телефонные звонки,
персональные визиты, продажа задолженности
специальным организациям.
Весьма актуален вопрос о правомочности
сопоставления дебиторской и кредиторской
задолженности. Здесь позиции аналитика
и бухгалтера могут быть диаметрально
противоположными: первый допускает возможность
сопоставления, второй – нет.
При этом бухгалтер обычно приводит
следующие аргументы. Иногда считают,
что дебиторская задолженность может
быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую,
и что при анализе следует принимать во
внимание только разность между ними.
Это мнение глубоко ошибочно, так как организация
обязано погашать свою кредиторскую задолженность
независимо от того, получает оно долги
от своих дебиторов или нет. В связи с этим
при анализе дебиторской и кредиторской
задолженностей их следует рассматривать
отдельно: дебиторскую – как средства,
временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую
– как средства, временно привлеченные
в оборот. При предоставлении поставщиками
отсрочки платежа, как правило, в контракте
явно не указывается, сколько эта услуга
будет стоить компании-покупателю. Тем
не менее в договоре, содержащем условие
о возможности выплаты с рассрочкой, всегда
существуют так называемые скидки. Например,
нередко в контракте встречается следующая
формулировка: «Товар поставляется с рассрочкой
платежа в две недели. В случае оплаты
в день отгрузки покупателю предоставляется
скидка в размере 5% стоимости товара».
Иначе говоря, организация кредитуется
под 5% на срок в две недели. Нетрудно посчитать,
что за год стоимость такого кредита составит
120%. Для сравнения, средний процент по
банковскому кредиту, полученному на год,
составит 12–13% в валюте, или 15–16% в рублях.
Такой разрыв в стоимости кредитных
средств связан с тем, что, кредитуя, производитель,
как и банк, берет на себя риски. Однако
для банка это основной вид деятельности,
а для производителя – не свойственная
ему функция. Вследствие этого производитель,
как правило, оценивает кредитные риски
значительно выше, чем банк, и требует
более высокую плату (процентную ставку)
за подобное кредитование.
Таким образом, из всего сказанного
вытекают общие рекомендации по управлению
расчетами с покупателями и заказчиками
ОАО «Берёзовый край»:
1) установить контроль за
состоянием расчетов с покупателями;
2) следить за соотношением
дебиторской и кредиторской задолженности,
так как значительное превышение
дебиторской задолженности создает
угрозу финансовой устойчивости
организации и привлечения дополнительно
дорогостоящих источников финансирования;
3) использовать предоставление
скидок при долгосрочной оплате.
Ускорить платежи можно путем
совершенствования расчетов, своевременного
оформления расчетных документов, предварительной
оплаты, применения вексельной формы расчетов
и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проведенной
работы можно сделать следующие выводы:
Покупатели и заказчики – это
организации, приобретающие произведенную
продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие
оказываемые им услуги и выполненные работы. Покупатели и заказчики представляют
собой основную категорию дебиторов организации.
Соответственно, расчеты с покупателями
и заказчиками возникают в хозяйственной
деятельности организации при погашении дебиторской задолженности. Анализ состояния расчетов с покупателями и заказчиками необходим не только руководству и главному бухгалтеру организации, но и работникам ее финансовой и юридической служб, руководителям отделов маркетинга и продаж, аудиторам для того, чтобы дать объективную оценку финансового состояния организации, реальности погашения и обеспечения ею обязательств. Экономические субъекты должны обстоятельно анализировать свои долговые обязательства для нужд управления финансовой деятельностью и информирования акционеров и других собственников.
Цель анализа расчетов с покупателями и заказчиками — выявление путей,
возможностей и резервов оптимизации расчетов. Задачи анализа расчетов с покупателями и заказчиками обусловлены целью анализа. Источниками информации для анализа расчетов с покупателями и заказчиками являются: бизнес-план организации, оперативные планы- графики; договора на поставку продукции; регистры синтетического и аналитического учета; бухгалтерская и статистическая отчетность.
В анализе расчётов с поставщиками и подрядчиками важное место занимает анализ дебиторской задолженности. Анализ состояния дебиторской
задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и по статьям. Затем анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности, к которой относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности организации и ослабляет ликвидность его баланса.
Анализ динамики, состава и структуры
задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками ОАО «Берёзовый
край» показал, что данный показатель
занимает значительную долю в структуре
дебиторской задолженности организации,
имеет положительную динамику и имеет
в своем составе значительную долю просроченной
задолженности, что негативно влияет на
деятельность организации в целом. Наибольший
удельный вес в структуре дебиторской задолженности
по расчетам с покупатели ОАО «Берёзовый край» на 31.12.2012 составляют объемы покупок и заказов от ОАО «Глубокский МКК» (27,78%). Также значительную долю в структуре дебиторской задолженности
по расчетам с покупатели ОАО «Берёзовый
край» на 31.12.2012 составляют объемы покупок
и заказов от ОАО «Миорский комбинат» (20,99%), ОАО «Глубокое мясокомбинат» (10,49%), ОАО «Полоцкий КХП» (9,26%).
Анализ основные группы показателей
оборачиваемости задолженности по расчетам
с покупателями и заказчиками в ОАО «Берёзовый край»
за 2011-2012 гг. показал, что средняя дебиторская задолженность
по расчетам с покупателями и заказчиками имеет положительную
динамику. Также наблюдается снижение
периода погашения дебиторской задолженности
по расчетам с покупателями и заказчиками. Наравне с данным показателем,
снижение периода оборачиваемости дебиторской
задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, носит отрицательный характер. Кроме этого увеличение суммы просроченной дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками говорит о снижении эффективности деятельности организации в рамках данных показателей.
Сравнительный анализ дебиторской
задолженности по расчетам с покупателями
и заказчиками и кредиторской задолженности
по расчетам с поставщиками и подрядчиками ОАО «Берёзовый край» показал, что в исследуемом
периоде задолженность по расчетам с поставщиками
и подрядчиками значительно превышает задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками. Однако данная тенденция не
является устойчивой. Превышение задолженности по расчетам
с поставщиками и подрядчиками над задолженностью по расчетам
с покупателями и заказчиками не только снимает
для организации проблему финансирования
операционного цикла, но и приносит еще
определенный инфляционный доход. Однако
в тоже время, это означает и то, что организация
не способна погашать свои обязательства
и находится в критической финансовом состоянии.
Из всего сказанного вытекают
общие рекомендации по управлению расчетами
с покупателями и заказчиками ОАО «Берёзовый
край»:
1) установить контроль за
состоянием расчетов с покупателями;
2) следить за соотношением
дебиторской и кредиторской задолженности,
так как значительное превышение
дебиторской задолженности создает
угрозу финансовой устойчивости
организации и привлечения дополнительно
дорогостоящих источников финансирования;
3) использовать предоставление
скидок при долгосрочной оплате.
Ускорить платежи можно путем
совершенствования расчетов, своевременного
оформления расчетных документов, предварительной
оплаты, применения вексельной формы расчетов
и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Балабанов, И. Т. Основы финансового
менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 385 с.
Бернстай, Л.А.: Анализ финансовой отчетности: теория, практика, интерпритация/ Л. А. Бернастай – М.: Фмнансы и статистика, 2009. – 624 с.
Глицкая, С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы организаций: [комплексный подход к управлению финансами]: учебное пособие / С. В. Галицкая. – Москва: Эксмо, 2008. – 649 с.
Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности:
Учебное пособие./ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова— 2-е изд. — М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2004. — 336
с.
Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет:пер.с англ/ К. Друри. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2011. – 560 с.
Ендовицкий, Д. А. Содержание предварительного диагностического анализа финансовой несостоятельности организаций / Д. А. Ендовицкий, М. В. Щербаков // Экономический анализ:
теория и практика. – 2012. – № 12 (45). – С. 22-29.
Ендовицкий, Д.А. Финансовые резервы организации: анализ и контроль / Д. А. Ендовицкий, А. Н. Исаенко. – Москва: Кнорус, 2007. – 300 с.
Ефимова, О.В. Финансовый анализ:
современный инструментарий для принятия
экономических решений: учебник / О. В.
Ефимова. – Москва: Омега–Л, 2009. – 350 с.
Ионова, А.Ф. Финансовый анализ: учебник
/ А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. – Москва: Проспект: Велби, 2008. – 623 с.
Ковалева, А.М. Финансы фирмы:
учебник / А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Скамай. – Москва: ИНФРА–М, 2009. – 520 c.
Лапуста, М.Г. Финансы организаций (организаций): учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай. – Москва: Инфра–М, 2008. – 574 c.
Лешко,
В.Н. Финансовый анализ показателей годовой
бухгалтерской отчетности как инструмент
управления организациям / В.Н. Лешко // Планово-экономический отдел. – 2009. – № 3. – С.22-25
Липчиу, Н.В. Финансы организаций: учебное пособие / Липчиу Н. В., Тюпакова Н. Н., Бочарова О. Ф. – Москва: Магистр, 2007. – 253 с.
Лупей, Н.А. Финансы. Финансы организаций (организаций): краткий курс / Н. А. Лупей. – Москва: Дашков и К, 2007. – 256 с.
Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций: учебное пособие / Т. Ю. Мазурина. – Москва: Альфа–Пресс, 2009. – 638 с.
Никитина, Н.В. Финансы организаций:
учебное пособие / Н. В. Никитина, С. С. Старикова.
– Москва: Флинта, МПСИ, 2008. – 365 с.
Панкевич, С.П.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
организации/ С.П. Панкевич// Планово-экономический отдел.-2007 – № 8. – С.15-18.
Пашкина, И.Н. Работа с дебиторской задолженностью. Возврат долгов/ И.Н. Пашкина , О.И Соснаускене, О. В. Фадеева – М: Омега-Л, 2009 г. – 160 с.
Семенов, В.М.Финансы организаций: учебное пособие / В. М. Семенов, Р. А. Набиев, Р. С. Асейнов. – Москва: Финансы и статистика, 2007. – 238 с.
Сироткин, С. А.Финансовый менеджмент на предприятии: учебник / С. А. Сироткин, Н. Р. Кельчевская. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2009. – 351 с.
Турманидзе, Т. У. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности организаций: учебник / Т. У. Турманидзе. – Москва: Экономика, 2011. – 478 с.
Тютюкина, Е. Б. Финансы организаций (организаций): учебник / Е. Б. Тютюкина. – Москва: Дашков и К°, 2011. – 539 с.
Управление финансовым состоянием
организации (организации): учебное пособие / под ред. Крылов Э. И. – Москва: Эксмо, 2007. – 409 с.
Финансовый менеджмент: теория
и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. - М.: Изд-во
«Перспектива», 2011. – 658 с.