Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:50, контрольная работа
Корпоративные облигации выпускают полностью именные, именные только в отношении основной суммы, на предъявителя, в форме электронной записи на счетах. Рынок облигаций значительно больше рынка акций.
Цель этой работы: 1. Дать общую характеристику корпоративных облигаций и рассмотреть их виды. 2. Рассмотреть стоимостные характеристики облигаций. 3. Рассмотреть рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации
Введение
1. Понятие и виды корпоративных облигаций
2. Стоимостные характеристики облигаций
3. Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации
Задача
Заключение
Список литературы.
Первым шагом при размещении корпоративных облигаций на фондовой бирже должно стать обращение компании к профессиональным участникам, которые правильно спланируют и организуют процесс размещения.
При этом фондовая биржа: следит за тем, чтобы в эмиссионные документы компании попала вся необходимая информация; помогает выбрать схему размещения; оказывает всестороннюю поддержку эмитентам на всех этапах размещения и организации вторичного обращения выпущенных бумаг.
В эмиссионных документах, в Решении о выпуске ценных бумаг и в Проспекте ценных бумаг должна быть отражена следующая информация: на каких условиях будут заключены сделки; как будет проводиться оплата; каковы временные рамки совершения всех действий; когда можно будет продать купленные на размещении бумаги; есть ли особые условия или ограничения при обращении; как происходит операция выкупа.
После этого необходимо выбрать технологическую схему, которая будет, во-первых, наиболее приемлемой для эмитента, во-вторых, позволит ему избежать трудностей при допуске облигаций к размещению и их дальнейшему обращению.
На примере фондовой биржи Московской межбанковской валютной биржи рассмотрю, какие существуют технологические схемы размещения облигаций (табл. 1)6.
Таблица 1
Аукцион по цене отсечения | Аукцион по цене спроса | Конкурс по определению купона | Размещение по определенной эмитентом цене размещения и ставке купона или доходности | |
Вид заявки профессионального участника | С указанием цены | С указанием цены | С указанием размера купона | Без указания цены и размера купона |
Определение параметров размещения | Определяется единая цена размещения | Определяется минимальная цена размещения | Определяется купонный платеж | Определяется объем размещения |
Исполнение заявок | По единой цене размещения | Удовлетворяются все заявки с ценой выше цены размещения по указанным в заявках ценам | Удовлетворяются заявки по единой цене (как правило 100% номинала) | Удовлетворяются заявки по единой цене |
Преимущества схемы | Максимизируется объем размещения | Максимизируется цена размещения | Фиксируется объем выручки эмитента | Размещение на условиях эмитента |
Недостатки схемы | Завышенный размер премии на аукционе | Возможно возникновение неразмещенного остатка | Неопределенность с потоком будущих платежей | Возможно возникновение неразмещенного остатка |
После
того как все необходимые
Существует
несколько обязательных требований
для допуска облигаций к
Ценные бумаги эмитентов будут допущены к размещению, если: осуществлена государственная регистрация проспекта ценных бумаг; осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; эмитентом соблюдены требования российского законодательства, в том числе о раскрытии информации; облигации приняты на обслуживание в расчетном депозитарии; облигации включены в клиринговый лист.
В случае если все указанные условия соблюдены, происходит процесс допуска облигаций к размещению.
Проанализирую схему допуска облигаций к размещению на примере фондовой биржи ММВБ (рис. 6)7.
Логичное продолжение размещения - начало вторичных торгов облигациями.
Особый интерес во вторичном рынке для эмитента заключается в том, что: он может управлять долгом, досрочно выкупив часть облигаций или доразместив остаток; легче размещать новые займы благодаря появлению у инвесторов и эмитента ориентира процентных ставок; способствует росту собственной репутации и известности как следствия появления публичной кредитной истории.
До последнего времени для того, чтобы облигации начали торговаться на бирже, нужно было их включить в Перечень внесписочных ценных бумаг, где и начиналось их обращение. По истечении трехмесячного срока обращения в данном перечне у эмитента появлялась возможность пройти процедуру листинга.
Процедура листинга предоставляет преимущества, заключающиеся в том, что он: служит индикатором качества ценных бумаг и показателем результативности деятельности эмитента; расширяет базу инвесторов, так как большинство фондов и финансовых компаний могут вкладывать свои средства только в ценные бумаги, прошедшие эту процедуру; повышает репутацию эмитента и облегчает процесс привлечения капитала на фондовом рынке; обеспечивает рост популярности и известности компании, так как бумаги постоянно находятся в поле зрения финансовых аналитиков и рейтинговых агентств.
Проанализирую процедуру листинга фондовой биржи ММВБ. Действующее законодательство предоставляет возможность по заявлению эмитентов включать их облигации в четыре котировальных списка: А первого уровня (А-1), А второго уровня (А-2), Б и В.
В котировальные списки А-1, А-2, Б могут попасть только те облигации, которые не менее трех месяцев торговались в Перечне внесписочных ценных бумаг. В котировальный список В облигации могут быть включены уже на этапе размещения, не торгуясь до этого в Перечне внесписочных ценных бумаг. Каждый котировальный список предполагает собственный набор требований к размещенным в нем бумагам - требования к обороту, финансовым показателям, соблюдению Кодекса корпоративного поведения и к структуре капитала эмитента.
Условия включения облигаций в котировальные списки приведены в табл. 28.
Таблица 2
А-1 | А-2 | Б | В | |
Объем эмиссии | 1 млрд руб. | 500 млн руб. | 300 млн. руб. | 300 млн. руб. |
Ежемесячный объем сделок | 10 млн. руб. | 1 млн. руб. | 500 тыс. руб. | не требуется |
Срок существования эмитента |
|
> 3 лет | > 1 года | > 6 месяцев |
Безубыточность | 2 из 3 лет | 2 из 3 лет | не требуется | не требуется |
Соблюдение норм корпоративного поведения | требуется | требуется (возможна отсрочка на год) | не требуется | не требуется |
Отчетность по МСФО/GAAP аудированная | требуется | требуется | не требуется | не требуется |
Как видно из приведенной таблицы, условия прохождения процедуры листинга понятны и абсолютно прозрачны.
Важным вопросом является рассмотрение стоимости услуг фондовой биржи ММВБ. Размер вознаграждения за услуги по допуску к размещению каждого выпуска корпоративных облигаций варьируется в зависимости от объема выпуска. Он составляет: при объеме менее 120 млн. руб. - 0,1% (без НДС); при объеме от 120 млн. руб. до 1 млрд руб. - 120 тыс. руб. + 0,01% от размера превышения объема выпуска (без НДС); при объеме свыше 1 млрд руб. - 208 тыс. руб. + 0,005% от размера превышения объема выпуска, но не более 300 тыс. руб.
За услуги по включению бумаг в Перечень внесписочных ценных бумаг комиссия не взимается.
Размер
вознаграждения за услуги по включению
ценных бумаг в котировальные
списки фондовой биржи ММВБ, поддержанию
в котировальных списках и
проведению экспертизы ценных бумаг
корпоративных эмитентов
Котировальный список ФБ ММВБ | Включение в котировальный список (руб., без НДС) | Поддержание в котировальном списке (руб., без НДС) | Проведение экспертизы ценных бумаг (руб., без НДС) |
А-1 | 60 000 | 15 000 | 90 000 |
А-2 | 45 000 | 12 000 | 90 000 |
Б | 15 000 | 6 000 | 90 000 |
В | 15 000 | не взимается | 90 000 |
Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом к моменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа. Этими элементами являются: перспектива получить при погашении номинальную стоимость облигации (чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость); право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше ее рыночная стоимость).
Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:
Ko = , где
Ko – курс облигаций, %;
Цp – рыночная цена облигации, руб.;
N – номинальная цена облигации, руб.
Доходность облигаций10. Общий доход от облигации складывается из следующих элементов: периодически выплачиваемых процентов (купонного дохода); изменения стоимости облигации за соответствующий период; дохода от реинвестиций полученных процентов.
1) Облигация, в отличие от акции, приносит владельцу фиксированный текущий доход. Этот доход представляет собой постоянный аннуитет — право получать фиксированную сумму ежегодно в течение ряда лет. Размер купонного дохода по облигациям зависит, прежде всего от надежности облигации, иначе говоря, от того, кто является ее эмитентом. Чем устойчивее компания-эмитент и надежнее облигация, тем ниже предлагаемый процент. Кроме того, существует зависимость между процентным доходом и сроком обращения облигации: чем больше отдален срок погашения, тем выше должен быть процент, и наоборот.
2) Вторая составляющая дохода, приносимого облигацией: облигация, купленная по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. Примером таких облигаций, как уже говорилось ранее, служат облигации с нулевым купоном. Доход по ним образуется как разница между ценой, по которой они продаются, и номиналом облигации. При покупке и продаже облигаций с дисконтом важным моментом является определение цены продажи облигации. Иными словами: по какой цене следует продать облигацию сегодня, если известна сумма, которая будет получена в будущем (номинал), и базовая норма доходности (ставка рефинансирования).
Подсчет этой цены называется дисконтированием, а сама цена — сегодняшней стоимостью будущей суммы денег.
Kрд = H , где
Kрд – цена продажи облигации с дисконтом, руб.
H – номинальная цена облигации, руб.
T
– число лет, по истечении
которых облигация будет
C – норма ссудного процента (или ставка рефинансирования), %
1 – дисконтный множитель, показывающий, какую долю составляет цена продажи