Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:58, курсовая работа
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в непрерывной связи их с качественной стороной путем регистрации хозяйственных фактов, как в натуральном, так и в денежном измерении. Каждый свершившийся хозяйственный факт, оформленный документально называется хозяйственной операцией.
Здесь имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности организации, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженностей предприятия.
Введение (2)
1. Предмет бухгалтерского учета и его элементы. Объекты бухгалтерского учета. (5)
2.Место и роль экономического анализа в управлении предприятием.(13)
2.1. Место экономического анализа в системе экономических наук. Понятие экономического анализа(13)
2.2. Предмет экономического анализа(16)
2.3. Хозяйствующий субъект как объект изучения на микроуровне.(17)
2.4. Содержание и задачи экономического анализа.(18)
2.5. Значение экономического анализа в управлении предприятием и повышении его эффективности.(20)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ(23)
Содержание
Введение (2)
1. Предмет бухгалтерского учета и его элементы. Объекты бухгалтерского учета. (5)
2.Место и роль экономического
анализа в управлении
2.1. Место экономического анализа в системе экономических наук. Понятие экономического анализа(13)
2.2. Предмет экономического анализа(16)
2.3. Хозяйствующий субъект как объект изучения на микроуровне.(17)
2.4. Содержание и задачи экономического анализа.(18)
2.5. Значение экономического анализа в управлении предприятием и повышении его эффективности.(20)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ(23)
Введение
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в непрерывной связи их с качественной стороной путем регистрации хозяйственных фактов, как в натуральном, так и в денежном измерении. Каждый свершившийся хозяйственный факт, оформленный документально называется хозяйственной операцией.
Здесь имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности организации, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженностей предприятия.
Хозяйственные факты, отражаемые в бухгалтерском учете, непрерывно фиксируются во времени в виде записей. Причем каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным документом или на машинных носителях информации. Документальное оформление хозяйственной операции придает ей юридическую силу.
В бухгалтерском учете все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, на основе обобщения натуральных и трудовых показателей.
Таким образом, бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций.
Именно это определение наиболее полно характеризует бухгалтерский учет. Поэтому оно закреплено на самом высшем законодательном уровне - в Федеральном Законе "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996г. (пункт 1 статья 1)
Во-первых, здесь подчеркивается, что бухгалтерский учет - это упорядоченная система.
Во-вторых, в этом определении очень кратко отражены этапы учетного процесса: сбор, регистрация и обобщение информации.
В-третьих, отмечаются основные особенности бухгалтерского учета - это сплошной, непрерывный, строго документальный учет.
В-четвертых, указывается основной измеритель, используемый в бухгалтерском учете, - денежный измеритель.
В-пятых, отмечаются основные объекты бухгалтерского учета.
В зависимости от того, кому предоставляется информация, бухгалтерский учет подразделяется на два вида.
Основную группу внешних пользователей составляют учредители, акционеры, которым нужна информация об эффективности их вкладов, размере дивидендов и перспективах развития организации.
Инвесторам, как настоящим, так и потенциальным, необходима информация о целесообразности вложения средств. Поэтому в первую очередь данными пользователями изучаются финансовые результаты и его составляющие, формируемые так же в процессе бухгалтерского учета.
Кредиторами организации являются банки, поставщики, подрядчики и др., перед которыми имеются обязательства предприятия, так называемые внешние долги. В качестве кредиторов могут выступать также работники организации в случае наличия задолженности по оплате труда. Кредиторов интересует в основном информация о платежеспособности предприятия.
Государственным органам требуется информация о налоговых платежах (налоговым органам), о статистических показателях (органам статистики) и т.д.
Внутренних пользователей интересует информация бухгалтерского учета для анализа и принятия управленческих решений на всех уровнях управления.
Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе управления в условиях рыночной экономики из-за соблюдения следующих требований:
Исходя из этих требований, главными задачами бухгалтерского учета являются:
1) формирование полной
и достоверной информации о
хозяйственных процессах и
2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств организации;
3) своевременное предупреждение
негативных процессов, выявление
и мобилизация
В условиях рыночной экономики все больше внимания уделяется качественной подготовке специалистов, способных не только принимать грамотные экономические решения, но и идти в случае необходимости на риск, брать инициативу и ответственность на себя, учитывать постоянные изменения внутренней и внешней среды предприятия, быть грамотным руководителем и тонким психологом.
Экономический анализ является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования управленческих решений. С помощью экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, проводится сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающий сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ конкретных потребителей и оценка последними качества выпускаемых товаров, проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности. Разнообразный методический инструментарий позволяет изучить внутреннюю и внешнюю среду фирмы, оценить результаты деятельности всего предприятия, его структурных подразделений, отдельных работников; определить конкурентную среду и место субъекта хозяйствования на конкурентном рынке.
Изучение дисциплины «Экономический анализ» должно вооружить студентов необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками владения современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа результатов деятельности предприятия. Квалифицированные экономист, финансист, аудитор должны хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях рыночных отношений, но и тонко понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции развития и возможности повышения конкурентоспособности своего предприятия.
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие экономического анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
Все протекающие на предприятии процессы рассматриваются во взаимосвязи с внутренней и внешней экономической средой, с учетом динамических изменений, политических и социальных аспектов развития общества.
1. Предмет бухгалтерского учета и его элементы. Объекты бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственная деятельность организации. Любое явление, которое может быть объективно выражено в стоимостной оценке и необходимо для управления организацией, является объектом бухгалтерского учета. Всякая организация, работающая обособленно от других, должна обладать определенным имуществом (комплексом хозяйственных средств), которое называют активами организации. Имущество поступает из разных источников и на разный период времени. Существуют два типа источников - собственный капитал и обязательства организации. Собственный капитал и обязательства называют пассивами организации. Естественно, что активы и пассивы организации являются характеристиками одного и того же имущества - сумма активов и пассивов совпадает. Кроме того, любое явление, приводящее к изменению активов или пассивов организации также должно учитываться в бухгалтерском учете.
Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются активы, пассивы организации и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Под хозяйственной операцией понимается любое явление, приводящее к изменению состава активов или пассивов организации.
Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и финансовые результаты деятельности предприятия в денежном выражении.
Объекты бухгалтерского учета могут объединяться в две группы:
К первой группе относятся имущество организации, состоящее из различных видов средств и обязательств, а ко второй - хозяйственные процессы и их результаты.
Активы предприятия классифицируются по скорости их оборота - средства длительного пользования (находятся в обороте более 1 года - внеоборотные активы) и средства текущего использования (находятся в обороте не более 1 года - оборотные активы). Для эффективного использования активов необходимо знать, какие его виды имеются в организации и как они размещены, а также источники образования этого имущества и их целевое назначение. Поэтому необходима классификация имущества в двух разрезах:
1) по составу и размещению;
2) по источникам образования и назначению.
По составу и размещению имущество можно подразделить на следующие основные группы: внеоборотные активы, оборотные активы и отвлеченные активы (рисунок 1).
Внеоборотные активы подразделяются на основные средства и нематериальные активы.
Основные средства - это стоимость движимого и недвижимого имущества, используемого в качестве средств труда при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия в течение периода более 1 года. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и природные ресурсы). Используются длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются частями в течение нормативного срока использования. В процессе использования основные средства постепенно изнашиваются и их стоимость включается в себестоимость продукции (работ, услуг) частями путем начисления амортизации.
Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право патентобладателя на патенты, изобретения, промышленные образцы, а также иные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их пользования. Особенность - отсутствие их материально-вещественной структуры.
К внеоборотным активам можно условно отнести вложения во внеоборотные активы - средства, находящиеся в пока что неоконченном строительстве, вложенные в приобретение, реконструкцию внеоборотных активов, модернизацию и техническое перевооружение.
Причем часть внеоборотных активов может быть отвлечена или передана во временное пользование другим организациям, например по договорам аренды. В эту группу можно отнести отложенные налоговые активы, образовавшиеся в результате возникновения разницы по данным бухгалтерского и налогового учета.
Оборотные активы подразделяются на следующие группы: материально-производственные запасы, денежные средства, финансовые активы и средства в расчетах.
Значительную часть оборотных активов составляют материально-производственные запасы: материалы, готовая продукция, незавершенное производство и товары.
Информация о работе Место и роль экономического анализа в управлении предприятием