Методы составления отчета о движении денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Отчет о движении денежных средств дополняет балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Балансовый отчет отражает финансовое положение компании на определенный момент времени (конец учетного периода), а отчет о движении денежных средств поясняет изменения, произошедшие с одним из компонентов финансовой отчетности - денежными средствами - от одной даты балансового отчета до другой. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности компании за период; и эта деятельность является основным фактором, который изменяет состояние денежных средств, отражаемых в отчете о движении денежных средств. Информация о движении денежных средств предприятия полезна тем, что она предоставляет пользователям финансовой отчетности базу для оценки способности предприятия привлекать и использовать денежные средства и их эквиваленты. Отчет о движении денежных средств содержит информацию, которая бывает полезна при оценке финансовой гибкости фирмы

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Целевое назначение и требования к отчету о движении
денежных средств
1.1 Основные понятия и требования, предъявленные к бухгалтерской отчетности………………………………………………………. ….............................5
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и
отчетности……………………………………………………………………... …... 11
1.3 Порядок составления и сроки предоставления формы №4 «Отчета о движении денежных средств» ……………………………………………………. 20
Глава 2 Группировка потоков денежных средств
2.1 Движение денежных средств по текущей деятельности ……………….. …29
2.2 Движение денежных средств по инвестиционной деятельности …………30
2.3 Движение денежных средств по финансовой деятельности …………... …31
2.4 Итоговые строки формы №4 ………………………………………………….32
Глава 3 Методы составления отчета о движении денежных средств
3.1 Прямой метод составления отчета…………………………………………... 34
3.2 Косвенный метод составления отчета …………………………………35 Заключение …………………………………………………………………………..38
Список используемых источников……………………………………………. …41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Отчет о движении денежных средств (форма №4).docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности

Нормативно - правовое регулирование  является важным звеном в правильном и точном учете оформлении финансовой отчетности. Целями нормативно — правового  регулирования в любом государстве  являются установления государственных  гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий  труда, защита прав и свобод интересов  работников и работодателей.

Система нормативного регулирования  бухгалтерской финансовой отчетности состоит из документов четырех уровней. К первой группе относятся законодательные  документы: Федеральные законы, указы  Президента Р.Ф. и постановления  Правительства Р.Ф. Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие базовые правила  ведения бухгалтерского учета. К  третьей группе относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые  Минфином Р.Ф. и другими органами в соответствии с действующим законодательством. В документах этого уровня содержатся более детальные рекомендации по учету соответствующих субъектов. В четвертой группе относятся рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации.

Вследствие того, что форма  №4 «Отчет о движении денежных средств» является основной частью бухгалтерской  финансовой отчетности, нормативно-правовое регулирование ее будет отражаться в нормативных актах, регулирующих бухгалтерскую отчетность. Среди  них следует выделить следующие: Федеральный закон «О бухгалтерском  учете», Положение по ведению бухгалтерского и бухгалтерской отчетности в  Р.Ф., положение по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), инструктивных указаний по составлению бухгалтерской отчетности министерства финансов Р.Ф. и Министерства сельского хозяйства Р.Ф., отдельных инструктивных писем Минфина России и Минсельхоза России.

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 г. 129-ФЗ (редактированный  от 03.11.2006 г.) устанавливает цели и  задачи бухгалтерского учета в организациях. Применительно к отчетности регулирует лишь наиболее общие положения, относящиеся  к ней: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления  и др. В законе отмечается, что  бухгалтерская отчетность организации  состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего  достоверность бухгалтерской отчетности (если она подлежит обязательному  аудиту), пояснительной записки. Закон  закрепляет ряд принципов и правил бухгалтерского учета, содержит требования к ведению бухгалтерского учета  и предусматривает ответственность  за нарушения законодательства РФ о  бухгалтерском учете.

Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности»1 регламентирует правила поведения обязательного аудита в организациях, если таковое установлено законодательством. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности или индивидуального предпринимателя.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г 334Н2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставление бухгалтерской отчетности в Р.Ф., а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Положение устанавливает основные правила составления и требования к отчетности, содержит правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/993 регламентирует правила формирования в бухгалтерском учете информацию о доходах коммерческих организаций, доходы экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 27.11.06 г. №156н) регламентирует правила формирования в бухгалтерском учете информацию о расходах коммерческих организаций, расходы экономических выгод  в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффинированных лицах» ПБУ 11/20004 регламентирует порядок раскрытия информации об аффинированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ. Применяется также акционерными обществами при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращению  деятельности организации» ПБУ 16/025  регламентирует порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности организации в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002 от 19.11.2002 г. №114н. Устанавливает  правила формирования в бухгалтерском  учете и порядок раскрытия  в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на принятия для  организации, признаваемых установленных  законодательством Р.Ф., порядке  налогоплательщиком налога на прибыль, а также определения взаимосвязи показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисляющий в порядке, установленного нормативно правовыми актами по бухгалтерскому учету Р.Ф.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии  в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 18.09.2006 г. № 116н) регламентирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности об участии в совместной деятельности.

Формы бухгалтерской отчетности организации, а также инструкции о порядке их заполнения и сроках предоставления утверждаются Министерством финансов Р.Ф. в Приказе от 22 июля 2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации6.

Другие органы, осуществляющие регулирования бухгалтерского учета, утверждают специализированные формы  в пределах своей компетенции.

Организации представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам статистики.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н7, содержит следующие разделы, относящиеся к отчетности:

-основные правила составления  и представления бухгалтерской  отчетности;

-порядок представления  бухгалтерской отчетности, основные  правила бухгалтерской отчетности.

В разделе "Основные правила  составления и представления  бухгалтерской отчетности" указываются  основные требования к отчетности, ее состав, правила оценки основных статей отчетности: финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции  и товаров, незавершенного производства и расходов будущих периодов, капитала и резервов, расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытка) организации.

В разделе "Порядок представления  бухгалтерской отчетности" указывается, что все организации, за исключением  бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую  отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам  ее имущества, а также территориальным  органам статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные  унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным  имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям  бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Организация  обязана представлять бухгалтерскую  отчетность в установленные сроки  по одному экземпляру бесплатно.

В разделе "Основные правила  сводной бухгалтерской отчетности" отмечается, что в случае наличия  у организации дочерних и зависимых  обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная  бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в  порядке, устанавливаемом Министерством  финансов РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «События после  отчетной даты» (ПБУ 7/98) существенное событие  после отчетной даты подлежит отражению  в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или  отрицательного его воздействия  на деятельность организации. Существенным считается событие, если без знаний о нем невозможна достоверная  оценка результатов деятельности организации  пользователями отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"8 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций).

Положение рекомендуется  к применению Министерством финансов РФ при установлении типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкций о порядке составления отчетности - организациями разных форм и видов  деятельности и порядка публикации отчетности.

В положении приводятся значения терминов бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь отчетности, дается состав бухгалтерской  отчетности и общие требования к  ней: она должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации, подписана руководителем  и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В положении подробно характеризуется  содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, даются правила  оценки основных статей бухгалтерской  отчетности, раскрывается информация; сопутствующая бухгалтерской отчетности, указывается, в каких случаях  бухгалтерская отчетность подлежит аудиту, раскрывается порядок публикации бухгалтерской отчетности (в тех  случаях, когда она подлежит публикации), характеризуется порядок составления  промежуточной бухгалтерской отчетности (за месяц, квартал, нарастающим итогом с начала года).

В качестве документа, конкретизирующего  положения ПБУ 4/99 Министерством финансов России приказом № 60н от 28.06.2000 г. утверждены "Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации".

Методические рекомендации включают четыре раздела:

I. "Общие положения", II "Порядок формирования показателей  бухгалтерского баланса (ф. №  1)", III. "Порядок формирования  данных отчета о прибылях и  убытках" (ф. № 2), IV. "Порядок  формирования пояснений к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях  и убытках".

В первом разделе раскрываются общие требования к составлению  бухгалтерской отчетности организации: что должно входить в отчетность, система показателей отчетности, обеспечение сопоставимости данных в отчетности, порядок составления  сводной отчетности и др.

Во втором разделе подробно излагается порядок формирования показателей  бухгалтерского баланса (ф. № 1) по группам  статей: "Основные средства", "Финансовые вложения", "Оборотные активы", " Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям", "Расчеты  с другими организациями и  лицами", "Краткосрочные финансовые вложения", "Прочие оборотные активы", "Капитал и резервы", "Резервный  капитал", "Целевое финансирование", "Нераспределенная прибыль прошлых  лет и отчетного года", "Непокрытый убыток прошлых лет и отчетного  года", "Займы и кредиты", "Кредиторская задолженность" и  др. По каждой группе статей излагается порядок формирования конкретных показателей  по конкретным статьям баланса.

В третьем разделе подробно раскрывается порядок формирования данных отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) по каждой конкретной составляющей доходов или расходов организации  и в целом по выведению прибылей и убытков.

В четвертом разделе рассматривается  порядок формирования пояснений  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: пояснения  к составлению отчета об изменениях капитала (ф. № 3), о движении денежных средств (ф. № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), отчета о целевом  использовании полученных средств (ф. № 6), пояснительной записки.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) указанные факты подлежат отражению в бухгалтерской отчетности организации за отчетный период независимо от того, являются ли последствия благоприятными или неблагоприятными для организации (условными считаются хозяйственные факты, в отношении последствий которых существует неопределенность). Результат, пораженный условным фактом, отражается в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного года. При фактическом наступлении соответствующего факта в бухгалтерском учете периода, делается обратная запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного периода. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, делается запись на реальную сумму результата по данному факту.

Методические рекомендации дают довольно полную информацию о  порядке формирования всех основных показателей бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Методы составления отчета о движении денежных средств