Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Актуальность моей курсовой работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Объект моего исследования является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.
Введение ……………………………………………………………………2
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь ………….4
2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование ……………………………………….13
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь ………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы ……………………………………………………..29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь ………….4
2. Виды налогов и сборов,
взимаемых в Республике
3. Проблемы и перспективы
развития налоговой системы Республики
Беларусь ………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………..29
Введение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.
Налоги являются главной
статьёй бюджетных доходов
Проблемам налоговой системы государства сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Актуальность моей курсовой работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Объект моего исследования является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В данной работе я рассмотрела сущность, принципы построения, а также основные элементы налоговой системы Республики Беларусь. Отразила важнейшие нормативные документы и органы, регулирующие функционирование системы налогообложения. Указаны все налоговые платежи, особенности их взимания, правовое регулирование. Проанализированы проблемы и перспективы развития налоговой системы.
В работе приведены такие понятия как налоги, таможенные пошлины, субъекты и объекты налогообложения, налоговая льгота и налоговая санкция, налоговое законодательство, налоговые органы. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Под налоговой системой государства
понимается совокупность налогов, сборов,
пошлин, установленных на его территории
и взимаемых с целью создания
централизованного
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
Направленная на построение
социально ориентированной
В дальнейшем система неоднократно
корректировалась с точки зрения
перечня налогов, размера ставок,
предоставления льгот. Существенные изменения
произошли в части внебюджетных
средств, большинство из которых
были объединены и преобразованы
в бюджетные фонды с
В настоящее время в
республике практически создана
систематизированная
С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь.
В настоящее время в экономической литературе принято выделять следующие принципы построения налоговой системы.
1. Экономическая эффективность. Налоговая система не должна противоречить интересам стабильной и самовозрастающей экономики.
2. Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов относительно дешёвой.
3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство.
4. Определённость. Плательщики должны знать, какие, когда и на каких условиях они будут платить налоги в течение определённого периода времени в будущем.
5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам.
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
2. Распределительная,
суть которой состоит в распределении
совокупного общественного продукта между
юридическими и физическими лицами, отраслями
и сферами экономики, государством в целом
и его территориально-
3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Элементами налоговой системы являются
· налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:
- виды налогов;
- субъект налога;
- предмет и объект налогообложения;
- источники выплаты налоговых платежей;
- ставка налога;
- база налогообложения;
- методы налогообложения;
- налоговые льготы;
- налоговый и отчетный периоды;
- санкции;
- порядок уплаты и сроки
перечисления налоговых
· налоговое законодательство;
· налоговые службы.
Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).
По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).
По принципам построения выделяют следующие налоги:
· прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;
· регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;
· пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог.
Юридические лица, подлежащие налогообложению:
1) юридические лица Республики Беларусь;
2) иностранные юридические лица и международные организации;
3) простые товарищества (участники договора о совместной деятельности;
4) хозяйственные группы.
Физические лица, подлежащие налогообложению:
1) граждане Республики Беларусь;
2) граждане либо подданные иностранного государства;
3) лица без гражданства (подданства).
Объект налога - то, что подлежит налогообложению:
· доход;
· имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
· передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
· потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
· ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).
Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:
· производственная деятельность,
· коммерческая деятельность,
· финансовая деятельность.
Производственная деятельность
связана с производством
Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг.
Разновидностью
Субъектами экономической
деятельности и носителями налогов
выступают предприятия и
Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).