Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Актуальность моей курсовой работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Объект моего исследования является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.
Введение ……………………………………………………………………2
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь ………….4
2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование ……………………………………….13
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь ………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы ……………………………………………………..29
В соответствии с действующим законодательством взимание НДС в отношении перемещаемых товаров осуществляется по принципу страны назначения.
Налоговая база определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При реализации товаров (работ,
услуг), имущественных прав налог
на добавленную стоимость
Общая сумма налога на добавленную стоимость, устанавливаемая по итогам отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в отчетном периоде, определяется путем сложения сумм, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов.
Суммы налога на добавленную стоимость не включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год.
Отчетным периодом по налогу
на добавленную стоимость
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Акцизы
Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Акцизами облагаются:
· алкогольная продукция;
· пиво;
· непищевая спиртосодержащая продукция;
· табачные изделия;
· микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые;
· бензины автомобильные,
дизельное топливо и
· масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов могут устанавливаться:
· в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
· в процентах от стоимости
подакцизных товаров или
Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.
Акцизами не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.
При использовании в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акцизов по использованному сырью.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров
Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на недвижимость.
Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.
Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).
Годовая ставка налога на недвижимость:
· 1% остаточной стоимости - для организаций;
· 0,1% - для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, кооперативов, садоводческих товариществ.
· 2% - для организаций, имеющих
в собственности объекты
Налогом не облагаются здания
и сооружения социально-культурного
назначения, здания и сооружения организаций,
принадлежащих обществам
Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год. Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Исчисление годовой суммы налога на недвижимость физическим лицам производится налоговым органом ежегодно на 1 января каждого налогового периода.
Земельный налог
Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных).
Ставки земельного налога
зависят от категории населенных
пунктов, кадастровой оценки земель
и видов функционального
Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством.
Земельным налогом не облагаются
земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению,
заповедники, земли историко-культурного
назначения, земли населенных пунктов,
земли организаций, осуществляющих
социально-культурную деятельность, а
также земельные участки
Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.
Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога.
Местные налоги и сборы
Местные налоги и сборы
вправе вводить на территории соответствующих
административно-
Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Налоговая база определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги.
Объект налогообложения :оказание плательщиком услуг:
- рынков, ярмарок, выставок-продаж;
- гостиниц (кемпингов, мотелей);
- ресторанов (баров, кафе);
- дискотек, бильярдных, боулинг-клубов;
- парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг;
- с недвижимым имуществом, сотовой подвижной электросвязи абонентам;
- кабельного телевидения;
- по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц;
- туристических.
· налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);
· сбор на развитие территорий (налоговые ставки не превышают 3 % валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей - подоходного налога);
· сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 % стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);
· курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 % стоимости курортной путевки).
При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам.
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны. Она развивается и изменяется вместе с приоритетами государства.
С учетом целей и задач, которые на определенном этапе решает гоcударство, формируется его налоговая политика, обусловливается уровень налоговой нагрузки и структура налогов.
Совершенствование налоговой системы последних лет было направлено на:
• введение общепринятых правил налогообложения, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
• сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды, объединение налогов, имущих сходную налоговую базу;
• модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания косвенных налогов.
Совершенствование налоговой системы проходит поэтапно. Свидетельством этого являются ежегодно принимаемые законы о бюджете и другие законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которыми предусматривается снижение ставок и отмена отдельных налогов и сборов.
С 1 января 2008
года отмен ряд платежей (налог с пользователей
автомобильных дорог, отчисления в фонд
строительной науки, местные сборы за
осуществление торговли на территории
соответствующих административно-
Кроме того, снижен размер ставки подоходного налога с 20 до 15 % в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту основной работы. Прогнозируемое снижение налоговой нагрузки от этих мер составит 0,9 % к ВВП.
Программой социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы в области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являются снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.
Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к семи — восьми основным.
Особое внимание будет уделяться совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, возрастет значение имущественных налогов и сборов (на землю и недвижимость).
Продолжится работа по систематизации категориальных налоговых льгот, что позволит выровнять условия налогообложения для плательщиков и обеспечить частичную компенсацию от реализации мер по предполагаемому снижению налоговой нагрузки.
Структура налоговой системы Беларуси схожа с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т.д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.). Причем наиболее емкой является группа прямых и косвенных налогов, которые составляют более 70 % всех налоговых доходов или 25,8 % в ВВП (9,3 % и 16,5 % соответственно).