Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа
Актуальность моей курсовой работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Объект моего исследования является налоговая система Республики Беларусь.
Предметом исследования - функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.
Введение ……………………………………………………………………2
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь ………….4
2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование ……………………………………….13
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь ………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы ……………………………………………………..29
Однако, сохраняются оборотные налоги, отмена которых предполагается в 2009-2010 гг. После завершения этой работы налоговая система по количеству установленных налоговых платежей будет полностью соответствовать системам развитых стран. Ее основу будут составлять налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и доходы, акцизы, подоходный налог, налог на имущество, экологический налог, местные налоги и сборы. Завершающим этапом в формировании налоговой системы РБ на совершенном этапе стане принятие особенной части Налогового кодекса, которую предполагается ввести в действие в январе 2010 г. [13]
Деятельность по дальнейшему совершенствованию налогов системы в Беларуси продолжается. Основные направления реформирования остаются неизменными - это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение числа налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов.
Доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси превышает 8 %. В нем занято порядка 13 % населения страны. К 2010 г. планируется довести долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 22, в валовой выручке - до 30, а численность занятых в этой сфере — до 23 — 25 % от обшей численности экономически активного населения.
В настоящее время основным направлением деятельности СЭЗ является производство промышленной продукции. В этой сфере занято 86 % от общего числа предприятий. Резиденты СЭЗ обеспечивают высокие темпы роста производства и экспорта. По итогам прошлого года объем промышленного производства увеличился в 1,4 раза (1,5 млрд дол. США), а экспорт составил 133 % к уровню 2005 г. (804,5 млн р.).
Проектом Основных направлений бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2009—2010 гг. предусмотрено, в перспективе, принятие ряда мер по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. При этом принято решение о целесообразности рассмотрения в 2009—2010 гг. вопроса об отмене:
- местных целевых сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после налогообложения;
- сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
- местных налогов - налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги;
- налога на доходы от операций с ценными бумагами.
По предварительной оценке только принятие мер по упрощению налоговой системы, предусмотренных проектом к реализации в 2009-2010 гг., позволит оставить в распоряжении субъектов хозяйствования денежные средства на сумму 2,9 трлн руб., или 2,4 % к ВВП. Более радикальные меры по совершенствованию налогообложения уже с 2009 г., а также завершение в 2010 г. реформирования налоговой системы будут реализованы путем принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. Введение Общей части и разработка специальных частей Налогового кодекса Республики Беларусь вызваны, прежде всего, необходимостью создания систематизированного законодательного акта, который бы обеспечил комплексный подход к упорядочению норм и положений, обеспечивающих процесс налогообложения, исходя из направлений социально-экономического развития страны.
ПРОЕКТОМ бюджета-2010 предусмотрено увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как подчеркнул министр финансов, это не приведет к ухудшению финансового состояния предприятий. Даже с учетом увеличения ставки НДС в распоряжении предприятий останется около 900 млрд. руб. Это произойдет за счет отмены сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в розничной торговле. Вместе с тем министр признает, что повышение ставки НДС может привести к необходимости поиска дополнительных оборотных средств отдельными предприятиями. Кроме того, Минфином в ходе анализа было выявлено несколько групп предприятий, на которые решение по увеличению НДС оказывает разное влияние.
Первая группа - экспортеры. Для них это решение наиболее эффективно. Они имеют нулевую ставку по этому налогу.
Вторая группа - предприятия, которые раньше имели льготы по уплате сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и фактически этот налог не уплачивали. Для них решение об отмене этого сбора не добавляет ресурсов. Для таких предприятий возникает проблема с пополнением оборотных средств. Поэтому, помимо сокращения срока возврата НДС, предлагается реализовать механизм рассрочки уплаты суммы повышенной ставки. В течение двух месяцев с момента возникновения потребности в таких ресурсах им будет предоставлена отсрочка и в течение четырех последующих месяцев - беспроцентная рассрочка платежа равными частями.
Третья группа - предприятия, которые имеют очень высокую долю добавленной стоимости (парикмахерские, прачечные, химчистки и др.). Речь идет о небольшом бизнесе. Однако, предполагается освободить такие предприятия от уплаты НДС.
Проект Особенной части Налогового кодекса предусматривает отмену с 1 января 2010 года сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местного налога с продаж товаров в розничной торговле, налога на приобретение автотранспортных средств, местных сборов с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. При реализации запланированных мероприятий налоговая нагрузка снизится на 4,7 процентных пункта, что значительно превосходит параметры, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
Налоговая система Республики Беларусь полна проблем, которые требуют решения. В настоящее время проводится ее реформирование, однако это дело не одного дня, недели и даже месяца. На подобное реформирование порой уходят годы. Но проводить его необходимо, что сейчас в нашем государстве и осуществляется.
Заключение:
Налоги во все времена представляли собой одну из важнейших категорий государственных финансов. Некоторые считают, что налоги непомерно велики, некоторые – что их слишком много, но все сходятся в одном – они необходимы для нормального функционирования и развития государства. И главным инструментом в руках государства должна быть налоговая политика, способная решать возникающие проблемы. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая обеспечивала бы финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предел изъятия средств у налогоплательщика, который определяет возможности расширенного воспроизводства.
С одной стороны, серьезные социальные программы требуют солидных поступлений в бюджет, но с другой стороны, высокие налоги обычно не дают развиваться экономике, мешают рентабельной работе предприятий. Налоги не должны оказывать первоочередное влияние при принятии деловых решений; от их величины и порядка уплаты не должны зависеть выбор формы ведения коммерческой деятельности и характер распределения прибыли. Необходимо, чтобы налоговая политика правительства была направлена на создание в стране благоприятного налогового климата, на стимулирование сбережений и инвестиций.
Налоги в обществе выполняют ряд важных задач, которые можно свести к трем основным функциям: регулирующей, стимулирующей и фискальной. В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных налогов, которые можно классифицировать по определенным признакам.
Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо.
Однако в процессе проведения налоговой политики могут возникать и определенные проблемы.
В настоящее время налоговая система Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.
Но тем не менее в общем практически все эти проблемы решаемы, и сейчас мы медленно, но верно движемся к заданной цели. В текущем году несколько снижена налоговая нагрузка, упрощена налоговая система. И в будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны продолжать оставаться: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественных параметров.
В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Реформирование налоговой системы должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.
Список использованных источников: