Нормативное регулиование бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Становление рыночной экономики расширяет границы применения бухгалтерского учета, поскольку появляются новые его объекты и как результат этого – новые пользователи учетной информации. Постоянный рост объема учетной информации, не в ущерб ее качеству, вызывает объективную необходимость дальнейшего совершенствования форм и методов бухгалтерского учета.Законодательство России устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Целью данной контрольной работы является изучение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.

Содержание

Введение
1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

в) приложения к ним, предусмотренные  нормативными актами;

г) аудиторское заключение;

д) пояснительная записка.

Состав бухгалтерской отчетности для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг) определен  отдельно в пункте 4 статьи 15, и в  него входят:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании  полученных средств.

Помимо состава бухгалтерской  отчетности в законе прописаны и  сроки их предоставления: квартальная  бухгалтерская отчетность предоставляется  в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании  года. Общественные организации предоставляют  бухгалтерскую отчетность только раз  в год.

Бухгалтерская отчетность подписывается  главным бухгалтером и руководителем  организации.

Рассматривая вопрос об этапах бухгалтерского учета, необходимо заметить, что все  этапы тесно связаны между  собой. Так, например, этап сбора информации также является и этапом ее регистрации, так как любая информация, собираясь, регистрируется в первичных учетных  документах. Этап регистрации может  выступать в качестве этапа обобщения  бухгалтерской информации, так как  запись в регистры бухгалтерского учета  представляет собой, по сути, обобщение  информации на основе какого-либо признака.

Аналогичное отражение имеют не только этапы учета, но все остальные  категории, обозначенные в определении  бухгалтерского учета.

Данный закон имеет большое  значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность ведения  бухгалтерского учета в юридических  лицах;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого  законодательства.

Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях реализации этой нормы распоряжением от 21.03.98 № 382-р Правительство РФ обязало Минфин России разработать и утвердить Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. На основе данного Положения были разработаны Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) , в которых нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности получили более подробное раскрытие.

 

2.2  Нормативный уровень.

 

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Их разработка вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

ПБУ представляет собой элемент  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться  с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим  законодательством.

Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных  международными стандартами.

 Структура каждого стандарта  включает:

-  введение (общие положения);

-  определения;

-  содержание;

-  необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;

-  дату вступления в действие.

В первой части ПБУ — введении указывается, что данное ПБУ устанавливает  методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере применения этого Положения. Определяются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве  собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и прочее). Приводится характеристика организации учета отдельных  объектов, перечень которых регулируется данным ПБУ.

Во введении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются  также его цели и задачи.

Во второй части Положения даются определения основных понятий, что  позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и их показатели.

Основное содержание объекта и  практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.

Разработка и внедрение в  практику Положений по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программы реформирования бухгалтерского учета  и в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которая была принята постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 г. В данной Программе прописано, что ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, отечественные ПБУ разрабатываются в соответствии с МФСО.

План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержден распоряжением Правительства  Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" . Разработанные и внедренные на сегодняшний день ПБУ [представлены в таблице 2.

Таблица 2

Положения по бухгалтерскому учёту

 

№ ПБУ

Название документа

Соответствующий международный стандарт [40]

ПБУ 1/98

«Учетная политика организаций»

МСФО 1

ПБУ 2/94

«Учет доходов (контрактов) на капитальное  строительство»

МСФО 11

ПБУ 3/2000

«Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в  иностранной валюте»

МСФО 21

ПБУ 4/99

«Бухгалтерская отчетность организации»

МСФО 1

ПБУ 5/01

«Учет материально-производственных запасов»

МСФО 2

ПБУ 6/01

«Учет основных средств»

МСФО 16

ПБУ 7/98

«События после отчетной даты»

МСФО 10

ПБУ 8/01

«Условные факты хозяйственной  деятельности»

МСФО 10

ПБУ 9/99

«Доходы организации»

-

ПБУ 10/99

«Расходы организации»

-

ПБУ 11/2000

«Информация об аффилированных лицах»

МСФО 28

ПБУ 12/2000

«Информация по сегментам»

МСФО 14

ПБУ 13/2000

«Учет государственной помощи»

МСФО 20

ПБУ 14/2000

«Учет нематериальных активов»

МСФО 38

ПБУ 15/2001

«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

МСФО 23

ПБУ 16/2002

«Информация по прекращаемой деятельности»

МСФО 35

ПБУ 17/2002

«Учет расходов на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы»

МСФО 28

ПБУ 18/2002

«Учет расчетов по налогу на прибыль»

МСФО 12

ПБУ19/2002

«Учет финансовых вложений»

МСФО 39

ПБУ 20/2003

«Информация об участии в совместной деятельности»

МСФО 31


 

 

Из перечисленных положений  особенно важным является Положение  «Учетная политика организаций», так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений. Считаю необходимым остановиться на них более подробно.

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства  организации существуют обособленно  от активов и обязательств собственников  этой организации и активов и  обязательств других организаций

Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет  продолжать свою деятельность в обозримом  будущем и у нее отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут  погашаться в установленном порядке.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного  года к другому.

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной  деятельности организации относятся  к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами.

Требование полноты указывает  на необходимость полноты отражения  в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности указывает  на необходимость своевременного отражения  фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности.

Требование осмотрительности указывает  на большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой указывает на необходимость  отражать в бухгалтерском учете  факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости указывает  на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета  на последний календарный день каждого  месяца.

Требование рациональности указывает  на необходимость рационального  ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

 

2.3   Методический уровень.

 

Как было сказано в предыдущем параграфе, ПБУ хотя и дают базовые правила  бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, и возможные бухгалтерские  приемы, но не раскрывают конкретного  механизма применения их к определенному виду деятельности .

Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня —  методических указаниях по ведению  бухгалтерского учета в том числе, в инструкциях, рекомендациях и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).

В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная  проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению  бухгалтерского учета документами  более высоких уровней. Требования нормативных документов первого  и второго уровней конкретны  и однозначны, они обязательны  к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий  характер и предназначены для  использования предприятиями и  организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики  финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.

Важнейшими документами этого  уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Остановимся на этом документе более подробно.

План счетов бухгалтерского учета  представляет собой упорядоченную  номенклатуру перечня счетов, которую  должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности  различных отраслей народного хозяйства, транспорта и так далее. Специфические  особенности некоторых из них  учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить организации  по ходатайству соответствующих  министерств и ведомств, последние  обязаны согласовывать необходимость  применения этих счетов с Министерством  финансов Российской Федерации.

Информация о работе Нормативное регулиование бухгалтерского учета в России