Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:38, контрольная работа
Становление рыночной экономики расширяет границы применения бухгалтерского учета, поскольку появляются новые его объекты и как результат этого – новые пользователи учетной информации. Постоянный рост объема учетной информации, не в ущерб ее качеству, вызывает объективную необходимость дальнейшего совершенствования форм и методов бухгалтерского учета.Законодательство России устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Целью данной контрольной работы является изучение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Введение
1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемых источников
в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
г) аудиторское заключение;
д) пояснительная записка.
Состав бухгалтерской
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств.
Помимо состава бухгалтерской отчетности в законе прописаны и сроки их предоставления: квартальная бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года. Общественные организации предоставляют бухгалтерскую отчетность только раз в год.
Бухгалтерская отчетность подписывается
главным бухгалтером и
Рассматривая вопрос об этапах бухгалтерского учета, необходимо заметить, что все этапы тесно связаны между собой. Так, например, этап сбора информации также является и этапом ее регистрации, так как любая информация, собираясь, регистрируется в первичных учетных документах. Этап регистрации может выступать в качестве этапа обобщения бухгалтерской информации, так как запись в регистры бухгалтерского учета представляет собой, по сути, обобщение информации на основе какого-либо признака.
Аналогичное отражение имеют не только этапы учета, но все остальные категории, обозначенные в определении бухгалтерского учета.
Данный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Особняком в первой группе документов
стоит Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
2.2 Нормативный уровень.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Их разработка вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.
ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.
Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами.
Структура каждого стандарта включает:
- введение (общие положения);
- определения;
- содержание;
- необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;
- дату вступления в действие.
В первой части ПБУ — введении
указывается, что данное ПБУ устанавливает
методологические основы формирования
в бухгалтерском учете
Во введении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются также его цели и задачи.
Во второй части Положения даются определения основных понятий, что позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и их показатели.
Основное содержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.
Разработка и внедрение в практику Положений по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программы реформирования бухгалтерского учета и в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которая была принята постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 г. В данной Программе прописано, что ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, отечественные ПБУ разрабатываются в соответствии с МФСО.
План внедрения положений (стандартов)
бухгалтерского учета в практику
утвержден распоряжением
Таблица 2
Положения по бухгалтерскому учёту
№ ПБУ |
Название документа |
Соответствующий международный стандарт [40] |
ПБУ 1/98 |
«Учетная политика организаций» |
МСФО 1 |
ПБУ 2/94 |
«Учет доходов (контрактов) на капитальное строительство» |
МСФО 11 |
ПБУ 3/2000 |
«Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
МСФО 21 |
ПБУ 4/99 |
«Бухгалтерская отчетность организации» |
МСФО 1 |
ПБУ 5/01 |
«Учет материально-производственных запасов» |
МСФО 2 |
ПБУ 6/01 |
«Учет основных средств» |
МСФО 16 |
ПБУ 7/98 |
«События после отчетной даты» |
МСФО 10 |
ПБУ 8/01 |
«Условные факты хозяйственной деятельности» |
МСФО 10 |
ПБУ 9/99 |
«Доходы организации» |
- |
ПБУ 10/99 |
«Расходы организации» |
- |
ПБУ 11/2000 |
«Информация об аффилированных лицах» |
МСФО 28 |
ПБУ 12/2000 |
«Информация по сегментам» |
МСФО 14 |
ПБУ 13/2000 |
«Учет государственной помощи» |
МСФО 20 |
ПБУ 14/2000 |
«Учет нематериальных активов» |
МСФО 38 |
ПБУ 15/2001 |
«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» |
МСФО 23 |
ПБУ 16/2002 |
«Информация по прекращаемой деятельности» |
МСФО 35 |
ПБУ 17/2002 |
«Учет расходов на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские |
МСФО 28 |
ПБУ 18/2002 |
«Учет расчетов по налогу на прибыль» |
МСФО 12 |
ПБУ19/2002 |
«Учет финансовых вложений» |
МСФО 39 |
ПБУ 20/2003 |
«Информация об участии в совместной деятельности» |
МСФО 31 |
Из перечисленных положений особенно важным является Положение «Учетная политика организаций», так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений. Считаю необходимым остановиться на них более подробно.
Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций
Допущение непрерывности деятельности
означает, что организация будет
продолжать свою деятельность в обозримом
будущем и у нее отсутствуют
намерения и необходимость
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Допущение временной определенности
факторов хозяйственной деятельности
означает, что факты хозяйственной
деятельности организации относятся
к тому отчетному периоду, в котором
они имели место, независимо от фактического
времени поступления или
Требование полноты указывает
на необходимость полноты
Требование своевременности
Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Требование приоритета содержания
перед формой указывает на необходимость
отражать в бухгалтерском учете
факторы хозяйственной
Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Требование рациональности указывает
на необходимость рационального
ведения бухгалтерского учета, исходя
из условий хозяйственной
2.3 Методический уровень.
Как было сказано в предыдущем параграфе,
ПБУ хотя и дают базовые правила
бухгалтерского учета, основные понятия,
относящиеся к отдельным
Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня — методических указаниях по ведению бухгалтерского учета в том числе, в инструкциях, рекомендациях и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).
В методических указаниях и методических
рекомендациях осуществляется детальная
проработка и раскрытие основных
требований, предъявляемых к ведению
бухгалтерского учета документами
более высоких уровней. Требования
нормативных документов первого
и второго уровней конкретны
и однозначны, они обязательны
к применению. Положения методических
рекомендаций носят более общий
характер и предназначены для
использования предприятиями и
организациями при разработке методологической
базы учета с учетом специфики
финансово-хозяйственной
Важнейшими документами этого
уровня являются План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
План счетов бухгалтерского учета
представляет собой упорядоченную
номенклатуру перечня счетов, которую
должны применять организации всех
организационно-правовых форм собственности
различных отраслей народного хозяйства,
транспорта и так далее. Специфические
особенности некоторых из них
учитываются на отдельных счетах,
которые вправе вводить организации
по ходатайству соответствующих
министерств и ведомств, последние
обязаны согласовывать
Информация о работе Нормативное регулиование бухгалтерского учета в России