Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:10, реферат
В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 4
1.1. Нормативные документы первого уровня 4
1.2. Нормативные документы второго уровня 6
1.3. Нормативные документы третьего уровня 8
1.4. Нормативные документы четвертого уровня 11
2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» 12
2.1. Структура Закона «О бухгалтерском учете» 13
2.2. Основные задачи Закона о бухгалтерском учете 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА
Реферат
на
тему: «Нормативное регулирование бухгалтерского
учета»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система
нормативного регулирования
1.1. Нормативные документы первого уровня 4
1.2. Нормативные документы второго уровня 6
1.3.
Нормативные документы
1.4.
Нормативные документы
2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» 12
2.1.
Структура Закона «О
2.2.
Основные задачи Закона о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 17
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации.
Однако на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности осуществления бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое Минфином РФ и другим органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, при осуществлении деятельности конкретной организацией имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и другими причинами, что вызывает необходимость регулирования бухгалтерского учета на уровне организации.
Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что именно государство должно разрабатывать и утверждать обязательные для всех субъектов предпринимательской и иной деятельности нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Целью данной работы является изучение состояния нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Для осуществления данной цели поставлены следующие основные задачи: определить уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; произвести исследование каждого конкретного уровня нормативных документов; рассмотреть Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете», его структуру и основные задачи.
Предметом
исследования являются нормативно-правовые
документы, касающиеся регулирования
бухгалтерского учета.
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Компетенция
различных государственных
Согласно ст. 3 Закона «О бухгалтерском учете» законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
В
Российской Федерации создана
Отдельные
нормы, регулирующие бухгалтерский
учет, содержатся в иных законодательных
актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном
и Налоговом кодексах Российской Федерации.
1.1. Нормативные
документы первого уровня
Первый уровень – законы Российской Федерации и указы президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. К документам данного уровня относятся:
-
Конституция РФ – обеспечивает
ведение бухгалтерского учета
с применением единых правил
всеми хозяйствующими
- Гражданский кодекс РФ – организует важнейшие положения учетной работы. Так, например, Гражданским кодексом РФ регламентируются такие положения: наличия самостоятельного баланса, обязательность утверждения годового отчета, определены случаи обязательного проведения аудита, установлен порядок регистрации, ликвидации, реорганизации юридических лиц, прописаны основные виды сделок и обязательств.
-
Налоговый кодекс РФ –
-
Федеральный закон «О
- Указы президента РФ;
-
Постановления Правительства
- Прочие федеральные законы.
Наряду с Законом «О бухгалтерском учете», который специально регулирует отношения в данной сфере отношения по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности регулируются и отдельными нормами других законов, которые определяют отдельные особенности ведения учета и отчетности с учетом различных организационно-правовых форм юридического лица (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью); с учетом той или иной сферы деятельности (например, кредитные организации); с учетом особого статуса (Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»).
Эмитентом
акций может быть только акционерное
общество. Нормативно-правовым актом,
устанавливающим порядок
Статья 92 Закона содержит требование обязательного раскрытия информации обществом. Открытое акционерное общество обязано опубликовывать: годовой отчет общества; бухгалтерскую отчетность и отчет о прибылях и убытках; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщения о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые ФКЦБ России.
Объем и порядок обязательного раскрытия информации обществом в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг устанавливается ФКЦБ России (п.2, ст. 92).
Глава XIII «Учет и отчетность, документы общества. Информация об обществе» Закона «Об акционерных обществах» возлагает ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременное представление отчетности на исполнительный орган общества (п. 2 ст. 88 Закона).
Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества (п. 3 ст. 88).
Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров общества.
Эмиссия облигаций может проводиться и иными юридическими лицами. Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах».
В соответствии с п. 2 ст. 49 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, «общество обязано» ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами.
Следует отметить, что Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает сроки публикации отчетности ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, годовой отчетности акционерных обществ открытого типа, банков и других кредитных организаций, страховых организаций, бирж, инвестиционных и иных фондов, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (ст. 16 Закона).
Корпоративное законодательство (Закон «Об акционерных обществах» и Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») не регулирует порядок ведения обществами бухгалтерского учета, а лишь устанавливают обязанность его ведения и общие требования к презентации ими годовой бухгалтерской отчетности и иных сведений (для АО), необходимость утверждения годовой бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров и содержит отсылочные нормы к другим Федеральным Законам, которые могут устанавливать конкретные требования о раскрытии иной информации (к примеру, Закон «О рынке ценных бумаг»), а также устанавливает лиц, ответственных в организации за ведение учета и представление отчетности. Никаких иных вопросов регулирования бухгалтерского учета и отчетности корпоративное законодательство не содержит.
Среди
нормативных документов первого
уровня также особо следует отметить Налоговый
кодекс. На его основе строится налоговый
учет. Дело в том, что правила бухгалтерского
учета, закрепленные в соответствующих
нормативных актах, часто не соответствуют
правилам, которые регламентирует Налоговый
кодекс для целей исчисления тех или иных
налогов. Например, в бухгалтерском учете
можно выявить финансовый результат деятельности
предприятия - прибыль или убыток. В бухгалтерском
и налоговом учете различаются классификации
доходов и расходов - в результате бухгалтерскую
прибыль нельзя использовать для исчисления
налога на прибыль - сделать это можно,
либо скорректировав данные бухгалтерского
учета в соответствии с Налоговым кодексом,
либо ведя отдельный налоговый учет.
1.2. Нормативные
документы второго уровня
К документам второго уровня относят:
1) «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 – определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности хозяйствующими субъектами. Данное положение определяет:
-
порядок взаимоотношения
-
обязанности Минфина по
-
ответственность руководителя
-
возможность выбора
- требования к учетной политике;
-
требования к ведению
-
порядок проведения
- порядок хранения первичной информации.
2) Установленные нормы (стандарты) – определенный комплекс документально оформленных правил ведения бухгалтерского учета, которые определяют способы, методы отражения тех или иных явлений.
Любой стандарт должен содержать цель и область применения стандарта, основные термины и понятия, принципы, нормы учета и варианты их применения.
Для ведения учета применяются три вида стандартов:
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета