Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:10, реферат

Краткое описание

В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 4
1.1. Нормативные документы первого уровня 4
1.2. Нормативные документы второго уровня 6
1.3. Нормативные документы третьего уровня 8
1.4. Нормативные документы четвертого уровня 11
2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» 12
2.1. Структура Закона «О бухгалтерском учете» 13
2.2. Основные задачи Закона о бухгалтерском учете 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат БУ (1).doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Реферат

на  тему: «Нормативное регулирование бухгалтерского учета» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ              3

1. Система  нормативного регулирования бухгалтерского  учета в Российской Федерации                4

     1.1. Нормативные документы первого уровня        4

     1.2. Нормативные документы второго  уровня        6

     1.3. Нормативные документы третьего  уровня        8

     1.4. Нормативные документы четвертого  уровня     11

2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»  12

      2.1. Структура Закона «О бухгалтерском  учете»     13

      2.2. Основные задачи Закона о бухгалтерском  учете      14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ            16

ЛИТЕРАТУРА            17                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.

      По  действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации.

      Однако  на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности осуществления бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое Минфином РФ и другим органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, при осуществлении деятельности конкретной организацией имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и другими причинами, что вызывает необходимость регулирования бухгалтерского учета на уровне организации.

      Актуальность  рассмотрения данной темы заключается в том, что именно государство должно разрабатывать и утверждать обязательные для всех субъектов предпринимательской и иной деятельности нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

     Целью данной работы является изучение состояния нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

     Для осуществления данной цели поставлены следующие основные задачи: определить уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; произвести исследование каждого конкретного уровня нормативных документов; рассмотреть Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете», его структуру и основные задачи.

     Предметом исследования являются нормативно-правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

      В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      Компетенция различных государственных органов  РФ, а следовательно круг вопросов, по которым могут приниматься  те или иные нормативно-правовые акты определяется Конституцией РФ. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты федерации не могут принимать нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета, что система регулирования бухгалтерского учета едина и должна обеспечить единообразное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми организациями на всей территории РФ.

      Согласно  ст. 3 Закона «О бухгалтерском учете» законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

      В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 23.02.1996.

      Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский  учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации. 

1.1. Нормативные  документы первого уровня 

      Первый  уровень – законы Российской Федерации  и указы президента РФ, устанавливающие  единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. К документам данного уровня относятся:

      - Конституция РФ – обеспечивает  ведение бухгалтерского учета  с применением единых правил  всеми хозяйствующими субъектами;

      - Гражданский кодекс РФ – организует важнейшие положения учетной работы. Так, например, Гражданским кодексом РФ регламентируются такие положения: наличия самостоятельного баланса, обязательность утверждения годового отчета, определены случаи обязательного проведения аудита, установлен порядок регистрации, ликвидации, реорганизации юридических лиц, прописаны основные виды сделок и обязательств.

      - Налоговый кодекс РФ – определяет  основы бухгалтерского учета  для всех юридических лиц и  устанавливает порядок представления  информации заинтересованным пользователям;

      - Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ – устанавливает основные и методологические основы ведения бухгалтерского учета в РФ. Данный документ определяет порядок регулирования бухгалтерского учета, сформулированы основные правила его ведения, правила составления и представления бухгалтерской отчетности и основные требования к ней.

      - Указы президента РФ;

      - Постановления Правительства РФ;

      - Прочие федеральные законы.

      Наряду  с Законом «О бухгалтерском учете», который специально регулирует отношения в данной сфере отношения по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности регулируются и отдельными нормами других законов, которые определяют отдельные особенности ведения учета и отчетности с учетом различных организационно-правовых форм юридического лица (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью); с учетом той или иной сферы деятельности (например, кредитные организации); с учетом особого статуса (Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»).

      Эмитентом акций может быть только акционерное  общество. Нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок представления  отчетности акционерными обществами, является Закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

      Статья 92 Закона содержит требование обязательного  раскрытия информации обществом. Открытое акционерное общество обязано опубликовывать: годовой отчет общества; бухгалтерскую отчетность и отчет о прибылях и убытках; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщения о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые ФКЦБ России.

      Объем и порядок обязательного раскрытия информации обществом в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг устанавливается ФКЦБ России (п.2, ст. 92).

      Глава XIII «Учет и отчетность, документы  общества. Информация об обществе»  Закона «Об акционерных обществах» возлагает ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременное представление отчетности на исполнительный орган общества (п. 2 ст. 88 Закона).

      Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества (п. 3 ст. 88).

      Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров общества.

      Эмиссия облигаций может проводиться  и иными юридическими лицами. Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах».

      В соответствии с п. 2 ст. 49 Закона об обществах  с ограниченной ответственностью, «общество обязано» ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами.

      Следует отметить, что Закон «О бухгалтерском  учете» устанавливает сроки публикации отчетности ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, годовой отчетности акционерных обществ открытого типа, банков и других кредитных организаций, страховых организаций, бирж, инвестиционных и иных фондов, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (ст. 16 Закона).

      Корпоративное законодательство (Закон «Об акционерных  обществах» и Закон «Об обществах  с ограниченной ответственностью») не регулирует порядок ведения обществами бухгалтерского учета, а лишь устанавливают обязанность его ведения и общие требования к презентации ими годовой бухгалтерской отчетности и иных сведений (для АО), необходимость утверждения годовой бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров и содержит отсылочные нормы к другим Федеральным Законам, которые могут устанавливать конкретные требования о раскрытии иной информации (к примеру, Закон «О рынке ценных бумаг»), а также устанавливает лиц, ответственных в организации за ведение учета и представление отчетности. Никаких иных вопросов регулирования бухгалтерского учета и отчетности корпоративное законодательство не содержит.

      Среди нормативных документов первого  уровня также особо следует отметить Налоговый кодекс. На его основе строится налоговый учет. Дело в том, что правила бухгалтерского учета, закрепленные в соответствующих нормативных актах, часто не соответствуют правилам, которые регламентирует Налоговый кодекс для целей исчисления тех или иных налогов. Например, в бухгалтерском учете можно выявить финансовый результат деятельности предприятия - прибыль или убыток. В бухгалтерском и налоговом учете различаются классификации доходов и расходов - в результате бухгалтерскую прибыль нельзя использовать для исчисления налога на прибыль - сделать это можно, либо скорректировав данные бухгалтерского учета в соответствии с Налоговым кодексом, либо ведя отдельный налоговый учет. 

1.2. Нормативные  документы второго уровня 

      К документам второго уровня относят:

      1) «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 – определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности хозяйствующими субъектами. Данное положение определяет:

      - порядок взаимоотношения организаций  с внешними пользователями;

      - обязанности Минфина по своевременной  разработке положений по бухгалтерскому  учету;

      - ответственность руководителя за  ведение бухгалтерского учета  в организации;

      - возможность выбора организационной  формы осуществления учета;

      - требования к учетной политике;

      - требования к ведению бухгалтерского  учета;

      - порядок проведения инвентаризации  имущества организации и источников  его образования (обязательств);

      - порядок хранения первичной информации.

      2) Установленные нормы (стандарты) – определенный комплекс документально оформленных правил ведения бухгалтерского учета, которые определяют способы, методы отражения тех или иных явлений.

      Любой стандарт должен содержать цель и  область применения стандарта, основные термины и понятия, принципы, нормы учета и варианты их применения.

      Для ведения учета применяются три  вида стандартов:

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета