Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:10, реферат
В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 4
1.1. Нормативные документы первого уровня 4
1.2. Нормативные документы второго уровня 6
1.3. Нормативные документы третьего уровня 8
1.4. Нормативные документы четвертого уровня 11
2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» 12
2.1. Структура Закона «О бухгалтерском учете» 13
2.2. Основные задачи Закона о бухгалтерском учете 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА
-
международные стандарты –
-
региональные стандарты –
-
национальные стандарты –
ПБУ имеют названия и номера. В номер ПБУ входит его порядковый номер и номер года, в котором принято ПБУ. Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются Министерством Финансов РФ и регламентируют правила по отдельным объектам учета. Российская система национальных стандартов учета ориентирована на сближение с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Существуют следующие ПБУ:
ПБУ 1/2008 - Учетная политика организации
ПБУ 2/2008 - Учет договоров строительного подряда
ПБУ 3/2006 - Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
ПБУ 4/99 - Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 5/01 - Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/01 - Учет основных средств
ПБУ 7/98 - События после отчетной даты
ПБУ 8/01 - Условные факты хозяйственной деятельности
ПБУ 9/99 - Доходы организации
ПБУ 10/99 - Расходы организации
ПБУ 11/2008 - Информация о связанных сторонах
ПБУ 12/2000 - Информация по сегментам
ПБУ 13/2000 - Учет государственной помощи
ПБУ 14/2007 - Учет нематериальных активов
ПБУ 15/2008 - Учет расходов по займам и кредитам
ПБУ 16/02 - Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 17/02 - Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
ПБУ 18/02 - Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
ПБУ 19/02 - Учет финансовых вложений
ПБУ 20/03 - Информация об участии в совместной деятельности
ПБУ 21/2008 – Изменение оценочных значений
ПБУ 22/2010 – Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
Список
действующих ПБУ можно найти
на сайте Минфина РФ:http://www1.
1.3. Нормативные
документы третьего уровня
Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает в себя План счетов и инструкцию по его применению, различные методические указания по ведению учета (часто такие методические указания сопутствуют соответствующим ПБУ), рекомендации, выпускаемые соответствующими органами и т.д.
Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. К важнейшим документам этого уровня относят:
-
План счетов бухгалтерского
-
Методические указания по
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н;
-
Методические указания по
В настоящее время действует более 300 документов Минфина РФ и более 50 документов ФКЦБ, как носящих нормативно-правовой характер (нормативные акты и акты применения права), так и содержащих разъяснения по вопросу их применения, в которых затрагиваются вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Остановимся только на отдельных из них.
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Одной из причин принятия нового Плана счетов явилась необходимость осуществления сближения российской практики бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности. Переход на новой План счетов организации осуществляли в течение 2001 г. по мере их готовности.
В соответствии с п. «а» ст.3 Закона «О бухгалтерском учете» Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению относятся к нормативно- правовым актам по бухгалтерскому учету, обязательным для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.
Письмо Минфина от 15.04.2001 № 16-00-13/05 указывает на то, что План счетов не носит нормативно-правового характера, обосновывая это тем, что согласно Инструкции по применению плана счетов, принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, финансовых, хозяйственных операций устанавливаются положениями и другими нормативными актами. Однако, признавая, что данный документ является нормативно-правовым, следует признать, что План счетов и Инструкция по его применению, в отличие от ранее действовавшего, устанавливает лишь наиболее общий порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
План
счетов представляет собой схему
регистрации и группировки
В
Плане счетов сохранена структура
ранее действующего Плана счетов.
Кардинальные изменения внесены
только в порядок учета материально-
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, не связывают прямо порядок исчисления всех налогов с отражением хозяйственных операций в точном соответствии с Планом счетов. Однако фактически План счетов, устанавливая порядок регистрации фактов хозяйственной деятельности, определяет и порядок их отражения в регистрах бухгалтерского учета, а в отношении необходимости исчисления налога на основе данных регистров бухгалтерского учета налоговое законодательство содержит прямое указание (п.1 ст. 54 НК РФ).
Приказом Минфина от 28.11.96 № 101н «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» устанавливается публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Под публикацией отчетности и признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Отчетность перед публикацией должна быть подтверждена аудитором и утверждена общим собранием. Публикации подлежат бухгалтерский баланс, публикация которого может производиться по сокращенной форме и отчет о финансовых результатах. Приказ устанавливает перечень показателей, которые обязательно должны быть отражены в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. По каждому числовому показателю публикуемой бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные за период, предшествующий отчетному (п.2.6 Приказа). Вместе с бухгалтерской отчетностью публикуется информация о результатах аудита.
Приказом Минфина от 12.05.99 № 36н «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина от 30.12.96» в Методические рекомендации включен пункт, согласно которому группа может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина, в случае, если одновременно соблюдаются 3 условия:
- сводная бухгалтерская отчетность составляется на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО),
- группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МФСО,
- пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина РФ (п. 8 Методических рекомендаций).
Приказ также определяет критерии, позволяющие составлять отчетность по правилам МСФО: достоверность отчетности, раскрытие оценок, отличающихся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина РФ.
Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденные распоряжением ФКЦБ России от 14.08.2002 № 991/р разъясняют порядок заполнения форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, установленных совместным Постановлением ФКЦБ России № 33 и Минфина России № 109н от 11.12.2001 «Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг» и адресованы профессиональным участникам ценных бумаг. Для кредитных и некредитных организаций – участников рынка ценных бумаг, некоторые отдельные формы отчетности отличаются (к примеру, показатели финансовой деятельности).
Рекомендации
определяют дату совершения сделки по
эмиссионным ценным бумагам, содержат
указания по заполнению форм отчетности.
В частности, установлен перечень данных,
которые должны включаться в квартальный
отчет профессионального участника рынка
ценных бумаг. Форма бухгалтерского баланса
профессионального участника рынка ценных
бумаг должна содержать строки, позволяющие
произвести расчет размера собственных
средств профессионального участника
рынка ценных бумаг в соответствии с Методикой
расчета собственных средств профессионального
участника рынка ценных бумаг, утвержденной
постановлением ФКЦБ России от 15.08.2000 №
8 (стоимость собственных акций (долей,
паев), приобретенных и (или) выкупленных
у акционеров (участников); сумма задолженности
участников (учредителей) по оплате уставного
капитала; сумма дебиторской задолженности,
платежи по которой ожидаются более чем
через 90 дней после отчетной даты; стоимость
имущества, являющегося предметом залога;
стоимость финансовых вложений в организации,
в уставном капитале которых профессиональному
участнику принадлежит более 10% акций,
включая инвестиции в дочерние общества,
за исключением эмиссионных ценных бумаг
таких организаций, допущенных к обращению
через организаторов торговли; стоимость
финансовых вложений в уставный капитал
участников (акционеров, учредителей,
членов) профессионального участника,
за исключением эмиссионных ценных бумаг,
допущенных к обращению через организаторов
торговли; стоимость эмиссионных ценных
бумаг российских эмитентов, выпуски которых
не зарегистрированы в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке и др.) Методические рекомендации
определяют информацию, которая должна
отражаться в составе дебиторской задолженности,
в составе краткосрочной финансовых вложений.
1.4. Нормативные
документы четвертого уровня
Четвертый уровень – внутренние рабочие документы предприятия, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемым заинтересованным пользователям. При этом состав и содержание рабочих документов предприятия зависит от особенностей организации. К документам данного уровня относят:
- учетную политику предприятия;
- рабочий план счетов;
-
отдельные формы первичных
- график документооборота;
-формы внутренней отчетности;
- учетные регистры.
Противоречия в документах, регулирующих бухгалтерский учет, разрешаются следующим образом. Если документ более низкого уровня противоречит документу более высокого уровня – разночтение толкуется в пользу документа более высокого уровня. Например, если окажется так, что один из пунктов ПБУ будет противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете» - применяться будет именно закон. Еще более очевидным выглядит, например, разрешение противоречия между учетной политикой организации и ПБУ или тем же ФЗ «О бухгалтерском учете».
Если
друг другу противоречат два документа,
находящихся на одном уровне (например,
два письма Минфина, которые относятся
к третьему уровню нормативного регулирования),
применять следует тот
Согласно п. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете организация, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом, организация может применять любые варианты учетной политики, исходя из специфики ее деятельности, однако при этом она должна действовать в пределах установленных нормативно-правовыми актами правил. И только в том случае, если по конкретному вопросу в нормативных актах отсутствуют способы ведения учета, организация может самостоятельно установить способ учета, но и при этом не может нарушать установленных принципов учета.
Основным нормативным актом, принимаемым организацией, является ее учетная политика. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Одновременно с учетной политикой, организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. (п. 3 ст. 6 Закона).
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета