Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:10, реферат
В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 4
1.1. Нормативные документы первого уровня 4
1.2. Нормативные документы второго уровня 6
1.3. Нормативные документы третьего уровня 8
1.4. Нормативные документы четвертого уровня 11
2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» 12
2.1. Структура Закона «О бухгалтерском учете» 13
2.2. Основные задачи Закона о бухгалтерском учете 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА
Рабочий план счетов составляется на основе Типового плана счетов и должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и регистров налогового учета.
Помимо
этого организация может
Несмотря
на тенденцию усиления самостоятельности
организаций в определении
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает обязательные для всех субъектов предпринимательской и иной деятельности нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Основным нормативно-правовым актом, определяющим методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности в РФ является Закон РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Следует отметить, что сфера действия закона охватывает все организации, находящиеся на территории РФ (в том числе и кредитные), филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2011) определяет на самом высоком государственном уровне нормы, которыми обязаны руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.
Закон
вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского
учета в рыночной экономике, раскрытый
применительно к российским традициям
и действующему в России гражданскому,
трудовому и хозяйственному праву. В нем
определены концептуальные положения
и общие принципы организации и ведения
бухгалтерского учета; права, обязанности
и ответственность юридических и физических
лиц; меры, обеспечивающие достоверность
бухгалтерской информации, порядок публикации
бухгалтерской отчетности и государственного
регулирования всей системы бухгалтерского
учета. Закон является надежной правовой
базой для совершенствования бухгалтерского
учета в России в соответствии с потребностями
развития рыночных отношений, международных
стандартов бухгалтерского учета и финансовой
отчетности.
2.1. Структура
Закона «О бухгалтерском учете»
Закон состоит из 4 глав и 19 статей.
В
первой главе «Общие положения» определяется
сущность бухгалтерского учета, его
задачи, основные понятия, объекты. Данная
глава определяет также порядок
регулирования бухгалтерского учета
и устанавливает круг лиц, несущих
ответственность за организацию
бухгалтерского учета.
Закон
вводит упрощенную систему ведения
бухгалтерского учета для субъектов
малого предпринимательства. Органы, которым
федеральными законами предоставлено
право регулирования
Глава II – «Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация» содержит требования к ведению бухгалтерского учета, требования к документированию бухгалтерского учета, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку инвентаризации имущества и обязательств.
Глава III – «Бухгалтерская отчетность» содержит требования к составлению бухгалтерской отчетности, определяет: ее состав, порядок ее представления, порядок хранения отчетности.
Состав бухгалтерской отчетности установлен Законом (ст. 13) и не может изменяться подзаконными актами. Варьироваться могут только приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, так как они устанавливаются нормативными актами (пп «в», п. 2 ст. 13). Минфин РФ только для бюджетных организаций может определять состав отчетности. Помимо этого Министерство финансов разрабатывает формы отчетности, а также инструкции по их заполнению (п. 3 ст. 13).
В тоже время закон предусматривает возможность неприменения организацией установленных правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. В таком случае об этом должно сообщаться в пояснительной записке к отчетности (п. 4 ст. 13)
Законом установлены единые для всех организаций сроки сдачи годовой отчетности (п.2 ст. 15). Глава IV «Заключительные положения» устанавливает ответственность за соблюдение законодательства о бухгалтерском учете.
Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает основополагающие и наиболее значимые общие нормы, касающиеся ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в РФ.
В нем содержатся нормы-дефиниции, позволяющие обеспечить однозначное толкование важнейших понятий. Вместе с тем следует отметить, что ряд важнейших понятий, используемых и другими нормативными актами, в законе не определен, к примеру, принципы и способы бухгалтерского учета, правила бухгалтерского учета. Закон также прямо не определяет роль Минфина РФ в регулировании бухгалтерского учета, а содержит только косвенные определения его роли.
В законе преобладают императивные нормы в том числе, касающиеся состава отчетности (п.2 ст. 13 Закона); адресов и сроков ее представления. Это означает, что организации не имеет право выбора по данному вопросу, а любой подзаконный акт, устанавливающий иной порядок представления отчетности будет признан недействительным.
Вместе с тем закон содержит и ряд диспозитивных норм (порядок организации бухгалтерского учета (п. 2 ст. 6); разные способы передачи бухгалтерской отчетности (п. 5 ст. 15); определение особенностей учетной политики), дающих право организации выбрать тот или иной порядок действий.
Закон
допускает неоднозначное
2.2. Основные
задачи Закона о бухгалтерском
учете
К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей - руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п. Во-вторых, бухгалтерский учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами. Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.
Содержание и последовательность изложения основных задач бухгалтерского учета совершенно определенно указывает приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность призваны удовлетворять потребность управляющих и собственников, а также инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.
Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.
В Законе не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.
Федеральные органы утверждают обязательные для всех организаций на территории России:
- Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
-
Положения (стандарты) по
-
Методические указания и
Закон
«О бухгалтерском учете» определяет
также перечень отдельных нормативных
документов, которые утверждаются руководителями,
ответственными за организацию бухгалтерского
учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В бухгалтерском учете его нормативное регулирование играет важнейшую роль. Дело в том, что даже незначительные изменения в тех или иных механизмах учета способны вызвать серьёзные изменения в итоговой бухгалтерской и налоговой отчетности.
Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.
В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного регулирования бухгалтерского учета.
По результатам проведенного опроса представителей крупнейших российских компаний – эмитентов на предмет их оценки существующей системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации должны быть изменены в первую очередь следующие области – регулирование налогообложения, бухгалтерского учета, а также регулирование составления бухгалтерской отчетности.
Ученые и практики бухгалтерского учета
– члены Института профессиональных бухгалтеров
России считают, что международные стандарты
финансовой отчетности должны быть адаптированы
к условиям нашей страны и учитывать правовое
поле, в котором они будут действовать,
т.е. положения по бухгалтерскому учету
не должны противоречить гражданскому,
трудовому законодательству, действующему
в Российской Федерации.
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета