Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:10, реферат

Краткое описание

В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 4
1.1. Нормативные документы первого уровня 4
1.2. Нормативные документы второго уровня 6
1.3. Нормативные документы третьего уровня 8
1.4. Нормативные документы четвертого уровня 11
2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» 12
2.1. Структура Закона «О бухгалтерском учете» 13
2.2. Основные задачи Закона о бухгалтерском учете 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат БУ (1).doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

      Рабочий план счетов составляется на основе Типового плана счетов и должен содержать  полный перечень синтетических и  аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и регистров налогового учета.

      Помимо  этого организация может вводить  в План счетов бухгалтерского учета  дополнительные синтетические счета, имея свободные номера счетов, однако согласно Инструкции по применению Плана счетов это возможно только по согласованию с Минфином РФ (абз. 6).

      Несмотря  на тенденцию усиления самостоятельности  организаций в определении подходов к ведению бухгалтерского учета, в РФ существует сложившиеся система  государственного регулирования ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организациями, которая определена Федеральным законом и отражена в иерархии нормативно-правовых актов, регламентирующих различные вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. 

      2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» 

      По  действующему законодательству нормативное  регулирование бухгалтерского учета  в России отнесено к компетенции  Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации. Оно  разрабатывает и утверждает обязательные для всех субъектов предпринимательской и иной деятельности нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учета  и финансовой отчетности.

      Основным  нормативно-правовым актом, определяющим методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности в РФ является Закон РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

      Следует отметить, что сфера действия закона охватывает все организации, находящиеся на территории РФ (в том числе и кредитные), филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

      Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2011) определяет на самом высоком государственном уровне нормы, которыми  обязаны руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.

      Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому, трудовому и хозяйственному праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является  надежной правовой базой для совершенствования бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развития рыночных отношений, международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 

2.1. Структура Закона «О бухгалтерском учете» 

      Закон состоит из 4 глав и 19 статей.

      В первой главе «Общие положения» определяется сущность бухгалтерского учета, его  задачи, основные понятия, объекты. Данная глава определяет также порядок  регулирования бухгалтерского учета  и устанавливает круг лиц, несущих  ответственность за организацию  бухгалтерского учета. 

      Закон вводит упрощенную систему ведения  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства. Органы, которым  федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, должны разработать и утвердить  в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации нормативные акты, устанавливающие порядок ведения учета субъектами малого предпринимательства (п. 2 ст. 5). В соответствии с ФЗ от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» организации могут оформлять первичные документы, вести книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. При этом упрощенная форма устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Закона).

      Глава II – «Основные требования к ведению  бухгалтерского учета. Бухгалтерская  документация и регистрация» содержит требования к ведению бухгалтерского учета, требования к документированию бухгалтерского учета, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку инвентаризации имущества и обязательств.

      Глава III – «Бухгалтерская отчетность»  содержит требования к составлению  бухгалтерской отчетности, определяет: ее состав, порядок ее представления, порядок хранения отчетности.

      Состав  бухгалтерской отчетности установлен Законом (ст. 13) и не может изменяться подзаконными актами. Варьироваться  могут только приложения к балансу  и отчету о прибылях и убытках, так как они устанавливаются  нормативными актами (пп «в», п. 2 ст. 13). Минфин РФ только для бюджетных организаций может определять состав отчетности. Помимо этого Министерство финансов разрабатывает формы отчетности, а также инструкции по их заполнению (п. 3 ст. 13).

      В тоже время закон предусматривает возможность неприменения организацией установленных правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. В таком случае об этом должно сообщаться в пояснительной записке к отчетности (п. 4 ст. 13)

      Законом установлены единые для всех организаций  сроки сдачи годовой отчетности (п.2 ст. 15). Глава IV «Заключительные положения» устанавливает ответственность  за соблюдение законодательства о бухгалтерском учете.

      Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает  основополагающие и наиболее значимые общие нормы, касающиеся ведения  бухгалтерского учета и составления  отчетности в РФ.

      В нем содержатся нормы-дефиниции, позволяющие  обеспечить однозначное толкование важнейших понятий. Вместе с тем следует отметить, что ряд важнейших понятий, используемых и другими нормативными актами, в законе не определен, к примеру, принципы и способы бухгалтерского учета, правила бухгалтерского учета. Закон также прямо не определяет роль Минфина РФ в регулировании бухгалтерского учета, а содержит только косвенные определения его роли.

      В законе преобладают императивные нормы  в том числе, касающиеся состава  отчетности (п.2 ст. 13 Закона); адресов  и сроков ее представления. Это означает, что организации не имеет право выбора по данному вопросу, а любой подзаконный акт, устанавливающий иной порядок представления отчетности будет признан недействительным.

      Вместе  с тем закон содержит и ряд  диспозитивных норм (порядок организации  бухгалтерского учета (п. 2 ст. 6); разные способы передачи бухгалтерской отчетности (п. 5 ст. 15); определение особенностей учетной политики), дающих право организации выбрать тот или иной порядок действий.

      Закон допускает неоднозначное толкование вопроса о возможности ведения бухгалтерского учета по правилам, определенным организацией. Так п. 4 ст. 13 допускает возможность отступления от правил бухгалтерского учета. Однако данная норма изложена скорее как исключение из общего правила, согласно которому организация не может отступать от правил ведения учета, установленного государством. В этой связи возникает вопрос и о месте Плана счетов в системе нормативно-правового регулирования (в п. 2 ст. 5 План счетов указан как нормативный акт, стоящий над Положениями (стандартами по бухгалтерскому учету) Учитывая, что большинство норм носит общий характер, устанавливает наиболее общие принципы и правила ведения бухгалтерского учета, однако общих принципов составления отчетности, а также перечня требований, которым должна удовлетворять отчетность, закон не содержит. 

2.2. Основные  задачи Закона о бухгалтерском  учете 

      К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей - руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п. Во-вторых, бухгалтерский учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами. Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.

      Содержание  и последовательность изложения  основных задач бухгалтерского учета совершенно определенно указывает приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность призваны удовлетворять потребность управляющих и собственников, а также инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.

      Налоговая отчетность, составленная с целью  контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.

      В Законе не сказано о том, что бухгалтерский  учет содержит информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам.

      Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся  на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

      Федеральные органы  утверждают обязательные для  всех организаций на территории России:

      - Планы счетов бухгалтерского  учета и инструкции по их  применению;

      - Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности;

      - Методические указания и рекомендации  по вопросам бухгалтерского учета.

      Закон «О бухгалтерском учете» определяет также перечень отдельных нормативных документов, которые утверждаются руководителями, ответственными за организацию бухгалтерского учета. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В бухгалтерском учете его нормативное регулирование играет важнейшую роль. Дело в том, что даже незначительные изменения в тех или иных механизмах учета способны вызвать серьёзные изменения в итоговой бухгалтерской и налоговой отчетности.

      Основная  цель законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.

      В целях единообразия в ведении  и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного регулирования бухгалтерского учета.

      По  результатам проведенного опроса представителей крупнейших российских компаний – эмитентов на предмет их оценки существующей системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации должны быть изменены в первую очередь следующие области – регулирование налогообложения, бухгалтерского учета, а также регулирование составления бухгалтерской отчетности.

        Ученые и практики бухгалтерского учета – члены Института профессиональных бухгалтеров России считают, что международные стандарты финансовой отчетности должны быть адаптированы к условиям нашей страны и учитывать правовое поле, в котором они будут действовать, т.е. положения по бухгалтерскому учету не должны противоречить гражданскому, трудовому законодательству, действующему в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета