ВВЕДЕНИЕ
Заработная плата представляет
собой один из основных факторов социально-экономической
жизни каждой страны, коллектива, человека.
В системе стимулирования труда она так
же занимает ведущее место. Поскольку
зарплата составляет от 30 до 70% доходов
трудящихся, это главный источник повышения
их благосостояния.
В процессе перехода к рыночным
отношениям в результате формирования
многоуровневой экономики принципиально
меняется экономическая природа и сущность
заработной платы.
Согласно экономическим законам
в рыночных условиях заработная плата
из доли работника в национальном доходе
превращается в затраты на воспроизводство
рабочей силы, как составную часть издержек
производства, гарантированные с одной
стороны государством, а с другой – доходами
предприятия. Вследствие этого, рыночная
модель оплаты труда основывается на определении
заработной платы как цены специфического
товара «рабочая сила», формируемой на
базе устанавливаемого минимума заработной
платы, с учетом объективной оценки сложности
труда и квалификации рабочей силы; спроса
и предложения на рабочую силу; результатов
деятельности предприятия и т.д.
Автомобильный транспорт относится
числу трудоёмких отраслей экономики.
Это объясняется особенностями производственного
процесса на транспорте, а также тем, что
эффективность использования трудовых
ресурсов в АТП не высока и относительная
численность работников высокая. Всё это
делает особо актуальным решение проблем
управления персоналом.
Оплата труда работников автотранспортных
предприятий осуществляется на основе
действующих в Республике Законов, Декретов
и Указов Президента Республики Беларусь,
Постановлений Совета Министров РБ, постановлений
Министерства труда РБ и других нормативных
документов в области оплаты труда.
Для оплаты труда работников
автомобильного транспорта применяются
как повременная, так и сдельная формы
оплаты труда.
Заработная плата работников
АТП состоит из:
-тарифных ставок или должностных
окладов;
-доплат и надбавок;
-премий за производственные
результаты работы;
-специальных видов премий;
-вознаграждений по итогам работы
за год;
-материальной помощи;
-единовременных премий и других
выплат.
Целью данной курсовой работы
является изучение организации заработной
платы на предприятиях автомобильного
транспорта.
Задачами курсовой работы являются:
раскрыть сущность государственного
регулирования оплаты труда работников
предприятия;
Оглавление
Особенности оплаты
труда работников автомобильного транспорта
От качества транспортных услуг,
оказываемых организациям и населению
автомобильным транспортом (далее - автотранспорт),
во многом зависят эффективность работы
отраслей экономики и качество жизни населения.
Вот почему оплата труда работников автотранспорта
должна способствовать обеспечению высокого
качества этих услуг.
Нормативно-правовое
обеспечение
При организации оплаты труда
работников автотранспорта наниматели
должны руководствоваться:
Декретом Президента
Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. №
17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», установившим, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС);
постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 23 августа 2002 г.
№ 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента
Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. №
17» (с изменениями и дополнениями), которым
предусмотрено введение условий оплаты
труда на основе коэффициентов ЕТС в соответствии
с нормативными правовыми актами Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь по вопросам применения этой
тарифной сетки;
Декретом Президента Республики
Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании
работников организаций отраслей экономики»
Инструкцией о порядке применения
Единой тарифной сетки работников Республики
Беларусь, утвержденной постановлением
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 20 сентября 2002
г. № 123 (в редакции постановления от 23
марта 2009 г. № 40; далее - Инструкция № 123);
соответствующими статьями
Трудового кодекса Республики Беларусь
(далее - ТК), иными нормативными правовыми
актами.
Изложим вопросы оплаты труда
работников автотранспорта, исходя из
требований законодательства о труде.
Тарификация работ
и работающих
Тарификация - это отнесение выполняемых
работ к конкретным тарифным разрядам
(профессиям, должностям) и присвоение
работникам соответствующей квалификации.
В соответствии со ст. 61 ТК отнесение
выполняемых работ к конкретным тарифным
разрядам (должностям) и присвоение работникам
соответствующей квалификации осуществляются
в порядке, определяемом коллективным
договором, соглашением или нанимателем
в соответствии с Единым тарифно-квалификационным
справочником работ и профессий рабочих,
Единым квалификационным справочником
должностей служащих, иными квалификационными
справочниками, утвержденными в установленном
порядке.
Для тарификации используются:
Общие положения Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий рабочих,
утвержденные постановлением Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 (с изменениями
и дополнениями);
Общие положения Единого квалификационного
справочника должностей служащих, утвержденные
постановлением Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь
от 30 марта 2004 г. № 32 (с изменениями и дополнениями).
Выпуски Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий рабочих
(далее - ЕТКС) и Единого квалификационного
справочника должностей служащих (далее
- ЕКСД), наиболее часто используемые в
организациях автотранспорта, приведены
в таблице 1.
Таблица 1- Выпуски ЕТКС и ЕКСД
Номер выпуска ЕТКС, ЕКСД |
Наименование выпуска (раздела)
ЕТКС и ЕКСД |
Дата утверждения и номер постановления
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь |
ЕТКС, выпуск 1 |
Профессии рабочих, общие для
всех отраслей экономики |
От 30 марта 2004 г. № 33 |
ЕТКС, выпуск 2 |
Сварочные работы <···>. Кузнечно-прессовые
и термические работы. Механическая обработка
металлов и других материалов. Металлопокрытия
и окраска. <···> Слесарные и слесарно-сборочные
работы |
От 28 декабря 2000 г. № 160 |
ЕТКС, выпуск 52 |
<···> Автомобильный и
городской электрический транспорт
<···> |
От 25 ноября 2003 г. № 147 |
ЕКСД, выпуск 1 |
Должности служащих для всех
отраслей экономики |
От 30 декабря 1999 г. № 159 |
ЕКСД, выпуск 13 |
Должности служащих, занятых
на автомобильном транспорте |
От 5 ноября 2002 г. № 142 |
Определение тарифных
ставок и должностных окладов
Порядок исчисления тарифных
ставок рабочих и должностных окладов
руководителей, специалистов и других
служащих определен Инструкцией № 123.
Тарифная ставка (тарифный оклад) работника,
рассчитанная по ЕТС (далее - тарифная
ставка (оклад)), определяется путем последовательного
умножения тарифной ставки 1-го разряда,
действующей у нанимателя, на тарифный
коэффициент соответствующего тарифного
разряда или кратный размер тарифной ставки
1-го разряда, установленной работнику
по его профессии (должности), и на коэффициент
повышения по технологическим видам работ,
производствам, видам экономической деятельности
и отраслям (далее - коэффициент по технологическим
видам работ) согласно приложению 2 к Инструкции
№ 123.
Приложение 2
к Рекомендациям
по особенностям
оплаты труда работников
автомобильного транспорта
Особенности определения кратных
размеров ставки
первого разряда для водителей
автомобилей
--------------------------T----------------------------------------¬
¦
Типы автомобилей ¦ Кратные
размеры ставки первого разряда ¦
¦
¦ определяются согласно приложению
3 к ¦
¦
¦ Рекомендациям с учетом
следующих ¦
¦
¦
особенностей:
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦
1
¦
2
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автомобили-фургоны
общего¦грузоподъемности базовых автомобилей,
на¦
¦назначения
¦которых они смонтированы
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Грузовые
автомобили, ¦грузоподъемности
базовых автомобилей, на¦
¦оборудованные
для работы ¦которых смонтировано газобаллонное
¦
¦на
сжатом или сжиженном ¦оборудование
¦
¦газе
¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Седельные
и балластные ¦грузоподъемности
буксируемого
¦
¦автомобили-тягачи,
¦полуприцепа или прицепа без учета
¦
¦предназначенные
для ¦грузоподъемности
второго прицепа
¦
¦буксировки
полуприцепов и¦
¦
¦прицепов
¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автомобили-тягачи,
¦общей грузоподъемности
¦
¦работающие
с прицепами- ¦
¦
¦роспусками
(лесовозы, ¦
¦
¦турбовозы,
плетевозы и ¦
¦
¦другие),
для которых ¦
¦
¦технической
¦
¦
¦характеристикой
¦
¦
¦(паспортом)
установлена ¦
¦
¦общая
грузоподъемность ¦
¦
¦автомобиля
вместе с ¦
¦
¦прицепом-роспуском
¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Бортовые
автомобили с ¦грузоподъемности
бортовых автомобилей ¦
¦прицепами-роспусками
¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Другие
специализированные¦грузоподъемности
базовых автомобилей, на¦
¦и специальные
автомобили ¦которых смонтированы кузова-фургоны,
¦
¦
¦цистерны, а также установки, механизмы
и¦
¦
¦другое специальное оборудование
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автопогрузчики
¦грузоподъемности автопогрузчика на
вилах¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автокраны
¦грузоподъемности базового автомобиля
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автокраны
¦грузоподъемности крана, крановой
¦
¦грузоподъемностью,
¦установки
¦