¦превышающей
¦
¦
¦грузоподъемность
базового¦
¦
¦автомобиля
¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автомобили-мусоровозы
и ¦грузоподъемности базовых автомобилей,
¦
¦ассенизационные
¦увеличенной на вес дополнительного
¦
¦автомобили
¦оборудования
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автомобили-рефрижераторы
¦грузоподъемности базовых автомобилей,
¦
¦
¦увеличенной на вес холодильной установки¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Снегопогрузчики
и ¦полного веса
этих машин
¦
¦роторные
снегоочистители,¦
¦
¦не
имеющие
¦
¦
¦грузоподъемности
¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автомобили,
имеющие ¦высшей грузоподъемности,
установленной ¦
¦различную
¦для таких автомобилей
¦
¦грузоподъемность
по ¦
¦
¦дорогам
с твердым ¦
¦
¦покрытием
и по грунту ¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Грузовые
бортовые ¦как
для водителей
¦
¦автомобили,
¦специализированных и специальных
¦
¦оборудованные
для ¦автомобилей,
исходя из грузоподъемности ¦
¦перевозки
людей, а также ¦базовых автомобилей
¦
¦вахтовые
автомобили ¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автомобили-фургоны,
¦как для водителей специализированных
и ¦
¦предназначенные
для ¦специальных автомобилей
¦
¦перевозки
определенных ¦
¦
¦видов
грузов, а также ¦
¦
¦оборудованные
¦
¦
¦грузоподъемными
¦
¦
¦механизмами
(в том числе ¦
¦
¦грузовые
малотоннажные ¦
¦
¦автомобили-фургоны
¦
¦
¦ИЖ-2715)
¦
¦
+-------------------------+----------------------------------------+
¦Автомобили
с прицепами ¦без учета грузоподъемности
этих прицепов¦
L-------------------------+-----------------------------------------
В соответствии с п. 7 Инструкции
№ 123 наниматель с учетом финансового
состояния организации может устанавливать
работникам повышение их тарифных ставок
(окладов), а также сдельных расценок до
300 % включительно, если больший размер
не установлен законодательством.
При этом порядок и условия
повышения предусматриваются в локальном
нормативном правовом акте:
тарифных ставок (окладов) -
в зависимости от наличия присвоенной
в установленном порядке квалификационной
категории, применения производной профессии (должности)
«старший», сложности, характера и ответственности
выполняемых работ и трудовых функций,
участия в разработке и реализации инвестиционных
и инновационных проектов, способствующих
модернизации производства, внедрению
новейших технологий, внесенного вклада
в эффективность работы организации и
по другим основаниям;
сдельных расценок - в зависимости
от сложности и характера выполняемых
работ, отсутствия брака и других факторов.
Конкретный процент повышения
устанавливается работнику по совокупности
оснований.
Приложением 2 к Инструкции
№ 123 предусмотрен коэффициент повышения
по технологическим видам работ, равный
1,1, в т.ч. для рабочих, непосредственно
занятых ремонтом и наладкой основного
технологического, электро- и энергетического,
экспериментального и научного оборудования,
машин, механизмов, автомобилей и другого
подвижного состава.
Таким образом, автотранспортная
организация самостоятельно в коллективном
договоре, положении об оплате труда устанавливает
основания и размеры повышения тарифной
ставки (оклада), рассчитанной по ЕТС.
Повышение исчисляется от тарифной
ставки (оклада), рассчитанной по ЕТС, по
каждому основанию отдельно, и суммируется
с ней (ним), образуя тарифную ставку рабочего,
должностной оклад служащего.
Надбавки, доплаты, премии и
иные выплаты, предусмотренные законодательством,
исчисляются исходя из тарифных ставок
рабочих и должностных окладов служащих,
рассчитанных с учетом всех вышеуказанных
повышений.
Определение должностных
окладов служащих
В связи с отменой в новой редакции
Инструкции № 123 привязки тарифных разрядов
и коэффициентов руководителей, специалистов
и других служащих к виду экономической
деятельности наниматель самостоятельно
в пределах диапазонов по строкам и уровням
управления, указанным в приложении 1 к
Инструкции 123, с учетом квалификационных
требований к уровню образования и стажу
работы устанавливает работникам тарифные
разряды и соответствующие им тарифные
коэффициенты. Наряду с этим тарификация
отдельных должностей руководителей структурных
подразделений и специалистов устанавливается
согласно приложению 4 к Инструкции №
123 (таблица 2).
Таблица 2 - Автомобильный транспорт
Наименование должности |
Коэффициент |
Диапазон
разрядов |
Начальник общего (хозяйственного)
отдела |
1.10 |
12-14 |
Начальник штаба гражданской
обороны |
3.12 |
14-16 |
Инспектор по проведению профилактических
осмотров водителей автомототранспортных
средств
Ревизор автомобильного транспорта |
4 |
7-10 |
Диспетчер автомобильного транспорта |
5 |
10-11 |
Заведующий: товарной конторой,
грузовым двором, контейнерной площадкой,
сортировочной платформой, пакгаузом
Начальник отделения (филиала):
транспортно-экспедиционного предприятия,
транспортно-экспедиционного агентства
по обслуживанию населения, грузовой автостанции,
несамостоятельного автовокзала (автобусной
станции)
Начальник погрузочно-разгрузочного
пункта, гаража автотранспортного предприятия |
2.11 |
13-15 |
Начальник: колонны, ремонтной
мастерской автотранспортной организации |
4.13 |
16-18 |
Коэффициент по технологическим
видам работ 1,1 может применяться для расчета
тарифных окладов, рассчитанных по ЕТС,
руководителей и специалистов производственных
подразделений по ремонту автомобилей
и другого подвижного состава при условии,
что они установлены не менее 50 % рабочих,
непосредственно занятых в этих подразделениях.
Часовые тарифные
ставки рабочих
В соответствии с Разъяснением
о порядке определения расчетной нормы
рабочего времени и часовой тарифной ставки
в Республике Беларусь, утвержденным постановлением
Министерства труда Республики Беларусь
от 18 октября 1999 г. № 133, часовые тарифные
ставки (Сч) определяются
путем деления месячной тарифной ставки
(оклада) (См) на среднемесячное
количество расчетных часов (Ч):
Сч = См / Ч
Пример 1
Определим часовую тарифную
ставку водителя грузового автомобиля
ГАЗ 3307 грузоподъемностью 3,25 т. Его месячная
тарифная ставка, рассчитанная по ЕТС,
составляет 444 000 руб. (см. табл. 3). Режим
работы - 5-дневная 40-часовая рабочая неделя,
при которой в 2009 г. среднемесячная расчетная
норма рабочего времени составляет 169,3
ч. Часовая тарифная ставка рабочего равна:
Сч = 444 000 руб.
/ 169,3 ч = 2623 руб.
Часовые тарифные ставки при
повременной почасовой оплате труда могут
определяться исходя из месячных тарифных
ставок (окладов), рассчитанных по ЕТС,
с учетом повышений, предусмотренных законодательством.
Поскольку нормы труда на многие
работы, выполняемые водителями автомобилей,
приведены в нормативных материалах в
минутах, на практике используются минутные
тарифные ставки водителей (См) автомобилей,
которые определяются делением часовой
тарифной ставки на 60 мин:
См = Сч / 60 мин
Сдельная оплата
труда водителей грузовых автомобилей
Исходные данные для определения
сдельной оплаты труда водителей грузовых
автомобилей возьмем из постановления
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. №
35 «Об утверждении норм времени на перевозку
грузов автомобильным транспортом и норм
затрат на техническое обслуживание и
ремонт подвижного состава автомобильного
транспорта Республики Беларусь» (с изменениями
и дополнениями; далее - постановление
№ 35).
Постановлением № 35 утверждены
следующие нормативные материалы, используемые
при определении сдельной оплаты труда
водителей грузовых автомобилей:
номенклатура и классификация
грузов, перевозимых автомобильным транспортом;
нормы времени простоя под погрузкой
и разгрузкой грузов:
автомобилей-самосвалов, включая
автомобили-тягачи с полуприцепами-самосвалами;
бортовых автомобилей с дифференциацией
по видам грузов и способам погрузки и
разгрузки;
нормы времени на отцепку и
зацепку обменных полуприцепов;
нормы времени простоя автомобилей
при выполнении дополнительных работ
в процессе погрузки или разгрузки грузов;
расчетные нормы пробега грузовых
автомобилей при расчете норм на один
тонно-километр;
порядок расчета норм времени
на один тонно-километр.
Сдельная оплата
труда по расценкам за тонны
Сдельная прямая система оплаты
труда за тонны перевезенного груза предусматривает
начисление заработной платы водителям
по сдельным расценкам:
за время простоя автомобилей
под погрузкой и разгрузкой груза;
за время простоя автомобилей
при выполнении дополнительных работ
в процессе погрузки или разгрузки: взвешивание
груза, пересчет грузовых мест, заезды
в промежуточные пункты погрузки или разгрузки
и др.
Нормы времени на перевозку
грузов автомобильным транспортом (далее
- нормы времени) установлены при простое
автомобилей под погрузкой и разгрузкой
грузов 1-го класса (кроме контейнеров,
а также наливных и пылевидных грузов
в автоцистернах, не имеющих класса) на
1 т; для контейнеров - на один контейнер,
для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах,
не имеющих класса, - на полный эксплуатационный
объем автоцистерны.
Для остальных грузов нормы
времени применяются с поправочными коэффициентами,
которые рассчитаны исходя из среднего
коэффициента использования грузоподъемности
автомобиля. Так, для грузов:
Исходя из этого, поправочные
коэффициенты к нормам времени простоя
автомобилей под погрузкой и разгрузкой
грузов 1-го класса составят для грузов:
2-го класса - 1,25 (1 / 0,8);
3-го класса - 1,66 (1 / 0,6);