Оплата труда на автомобильном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта.
Задачами курсовой работы являются:
раскрыть сущность государственного регулирования оплаты труда работников предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Особенности оплаты труда работников автомобильного транспорта 4
Тарификация работ и работающих 5
Определение тарифных ставок и должностных окладов 7
Приложение 2 7
Определение должностных окладов служащих 10
Часовые тарифные ставки рабочих 11
Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей 12
Сдельная оплата труда по расценкам за тонны 12
Сдельная оплата труда за тонно-километры 13
Сдельная система оплаты труда по расценкам за километры пробега 14
Система оплаты труда по нормативу или проценту от суммы выручки 15
Повременная оплата труда водителей автомобилей 16
Рекомендации по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта 17
Приложение 3 25
Приложение 4 27
Приложение 5 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Оплата труда на АТ (3).docx

— 83.54 Кб (Скачать файл)
  • 4-го класса - 2,00 (1 / 0,5).

Сдельная расценка в расчете на 1 т груза (Рт) определяется умножением минутной ставки водителя (Смин) на норму времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой 1 т груза в минутах (Нвр.т):

Рт = Смин × Нвр.т.

 

Сдельная оплата труда за тонно-километры

Сдельная расценка за 1 ткм определяется умножением минутной тарифной ставки водителя на норму времени на 1 ткм в минутах:

Рткм = Смин × Нвр.ткм.

Норма времени на 1 ткм устанавливается по формуле

Нвр.ткм = 60 / V × g × b,

где 60 - переводной коэффициент часа в минуты;

V - расчетная норма пробега автомобиля для соответствующей группы дорог, км/ч;

g - грузоподъемность автомобиля, т (для автомобильных цистерн - номинальная эксплуатационная емкость цистерны, тыс. л);

b - коэффициент использования пробега автомобиля (для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) - 0,45, для остальных автомобилей - 0,5).

Приведенные в нормах времени расчетные нормы пробега грузовых автомобилей при работе за городом, используемые при расчете норм времени на 1 ткм, характеризуются данными, указанными в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей

 

Группы дорог

Тип дорожного покрытия

Расчетная норма пробега автомобиля, км/ч

I

Дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонные, цементобетонные, брусчатые, гудронированные, клинкерные)

 
 
 
50

На автомагистралях

70

II

Дороги с твердым покрытием (булыжные, щебеночные, гравийные)

 
38

Грунтовые улучшенные

37

III

Дороги естественные грунтовые

30


 

 

При работе в городе (к городским дорогам относятся: в областных центрах - дороги на территории города и до 10 км за установленной границей города; в остальных городах (населенных пунктах) - только дороги в установленных границах города (населенного пункта)) независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей и автопоездов грузоподъемностью до 7 т (автоцистерн до 6 тыс. л) - 25 км/ч, а для 7 т (автоцистерна 6 тыс. л) и выше - 24 км/ч.

За время работы водителя по дорогам различных групп в одной ездке нормы времени на 1 ткм при разовых ездках устанавливаются по преобладающей группе дорог.

 

Сдельная система оплаты труда по расценкам за километры пробега

Сдельная прямая система оплаты труда по расценкам за километры пробега используется, как правило, при оплате труда водителей, выполняющих перевозки грузов в международном и междугородном сообщениях. Сдельные расценки рассчитываются на 1 км груженого и порожнего пробегов. Например, расценка на 1 км груженого пробега определяется исходя из тарифной ставки водителя и нормы времени, включающей время перевозки, рассчитанного исходя из расчетных норм пробега автомобиля по соответствующим группам дорог, простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, сдачи и приемки грузов, простоя на границах, в т.ч. при оформлении таможенных документов.

Норма времени на 1 км пробега (Нвр.км) определяется величиной, обратной расчетной скорости движения по соответствующей группе дорог (V):

Нвр.км = 1 / Vкм/ч

 

 

 Пример 2

Расчетная норма пробега автомобиля по дороге с асфальтобетонным покрытием - 50 км/ч. Норма времени на 1 км пробега составит:

Нвр.км = 1 / 50 км/ч = 0,02 ч, или 1,2 мин. (0,02 × 60).

 

Система оплаты труда по нормативу или проценту от суммы выручки

Массовое распространение на внутриреспубликанских перевозках грузов получила система оплаты труда водителей по сдельному нормативу (Н) или проценту (П) от суммы выручки (В), полученной за перевозку грузов. Сумма начисленной за месяц заработной платы (З) определяется по формулам:

З = В× Н или З = В / 100 % × П.

Сдельный норматив или процент начисления заработной платы рассчитывается отнесением нормативного фонда заработной платы (ФЗПн) водителей к общей сумме выручки, причитающейся за выполнение договорного объема перевозок:

Н = ФЗПн / В или П = ФЗПн / В × 100.

В свою очередь, нормативный фонд заработной платы водителей определяется умножением сдельных расценок на объем перевозок грузов, предусмотренный заключенным с заказчиком договором.

Сдельный норматив (процент) может определяться также исходя из суммы заработной платы и суммы выручки в расчете на единицу объема перевозок, например на 1 т.

Норматив (процент) может рассчитываться с учетом премии, доплат и надбавок, если они установлены водителям.

Норматив оплаты труда может дифференцироваться по видам автомобилей, перевозок и т.д.

Объем перевозки грузов определяется на основе путевых листов и товарно-транспортных накладных, а объем доходов - умножением объема перевозок на действующие в организации тарифы на перевозку 1 т груза (без НДС). 

Система оплаты труда по нормативу и проценту от суммы выручки может применяться на междугородных и международных перевозках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повременная оплата труда водителей автомобилей

Повременная и повременно-премиальная системы оплаты труда используются для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, оказывающих почасовые услуги населению и юридическим лицам, грузовых специальных автомобилей, автобусов, служебных легковых и других автомобилей.

Она применяется в случаях, когда:

  • сдельная оплата труда экономически не эффективна или может привести к снижению заработной платы;

  • труд водителя невозможно пронормировать;

  • выполняемые работы не поддаются обоснованному учету.

Повременная оплата труда вводится нанимателем в порядке, установленном ст. 63 ТК: на основании коллективного договора, соглашения, трудового договора.

При повременной оплате труда осуществляется достоверный табельный учет фактически отработанного времени.

Повременная форма оплаты труда водителей автомобилей подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную системы.

При простой повременной системе оплаты труда заработная плата водителю начисляется по установленной ему тарифной ставке за фактически отработанное время.

По способу начисления заработной платы простая повременная система оплаты труда подразделяется на почасовую и помесячную.

При повременной почасовой оплате труда заработная плата за месяц (или другой расчетный период) (З) начисляется водителю исходя из его часовой тарифной ставки (Сч) и фактического количества отработанных часов (Коч):

З = Сч × Коч .

При повременной помесячной оплате труда расчет заработной платы осуществляется исходя из установленного водителю месячной тарифной ставки (Ом), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц (Крд), и числа фактически отработанных дней (Код). При полной отработке месячного количества рабочих дней заработная плата начисляется в размере месячной тарифной ставки, а при недоработке - пропорционально количеству отработанных дней по формуле

З = Ом / Крд × Код

Сдельная и повременная системы оплаты труда водителей автомобилей сочетаются с премированием за производственные результаты, выплатой надбавок и доплат стимулирующего и компенсационного характера. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок стимулирующего характера, ограничивается 80-процентной суммой, а в организациях, обеспечивших рентабельность реализованной продукции, товаров (работ, услуг) по итогам предыдущего года на уровне не ниже задания, - 100-процентной суммой заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством.

Одним из основных документов, которыми непосредственно пользуются бухгалтера при начислении заработной платы работникам автомобильного транспорта является  Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 января 2005 г. №2 "Об утверждении рекомендаций по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта".

Рассмотрим некоторые основополагающие пункты данного документа.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по особенностям оплаты труда

работников автомобильного транспорта

                              

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Рекомендации  разработаны  в  целях  обеспечения   единого подхода  в разработке и упорядочении условий оплаты труда работников организаций, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики  Беларусь, организаций, в которых Министерство транспорта и   коммуникаций  Республики  Беларусь  осуществляет   владельческий надзор,   а   также  могут  использоваться  другими   организациями, осуществляющими автомобильные перевозки.

 

Заработная  плата  работников  автомобильного   транспорта состоит из:

- оплаты за выполненную  работу или отработанное время;

-   надбавок   и   доплат  стимулирующего   и   компенсирующего

характера;

- премий за производственные  результаты работы;

- специальных видов премий;

- вознаграждения по итогам  работы за год;

- материальной помощи;

- единовременных премий  и других выплат.

 

 

 

 

 

 

Глава 2

ОПЛАТА ТРУДА

 

8.    Тарифные   ставки   и   должностные   оклады   работников определяются   исходя   из   тарифной   ставки   первого    разряда, установленной   в   организации,   и   соответствующего    тарифного коэффициента  ЕТС с учетом особенностей, изложенных в  Инструкции  о порядке  применения  Единой  тарифной  сетки  работников  Республики Беларусь (далее - Инструкция о порядке применения ЕТС), утвержденной

постановлением  Министерства  труда и социальной  защиты  Республики Беларусь  от 20 сентября 2002 г. № 123 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 140, 8/8828).

9.  При  введении  почасовой  оплаты труда  применяются  часовые тарифные   ставки  (оклады),  определяемые  путем  деления  месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество рабочих часов, установленное  нормативными  правовыми  актами,  с  учетом  годового баланса рабочего времени.

18. Руководителями организаций утверждается штатное расписание руководителей,  специалистов, служащих и рабочих с учетом  примерной формы согласно приложению 1.

19.  В  соответствии  с  Общими  положениями  Единого  тарифно- квалификационного  справочника работ и профессий  рабочих  вопрос  о присвоении    или   повышении   разряда   рабочему   рассматривается квалификационной   комиссией  организации  на  основании   заявления рабочего     и     представления    руководителя    соответствующего подразделения.  На  основании заключения  квалификационной  комиссии наниматель  приказом  утверждает  рабочему  соответствующий   разряд

(класс). Присвоение  разряда рабочему или его повышение  производится  с

учетом сложности выполняемых им работ в организации. Наниматель  имеет  право понизить рабочему  квалификацию  на  1 разряд   (класс)   сроком  до  трех  месяцев  за  грубое   нарушение технологической  дисциплины, а также за другие серьезные  нарушения, повлекшие    ухудшение    качества   продукции    (работ,    услуг).

Восстановление  разряда  (класса)  производится  в  общем   порядке, установленном для присвоения или повышения разряда.

20.  Отдельным высококвалифицированным  рабочим (начиная с  5-го разряда), постоянно занятым выполнением особо важных и ответственных работ, наниматель в пределах средств на заработную плату имеет право устанавливать  месячные  оклады  взамен  тарифных  ставок  (окладов) исходя  из тарифных коэффициентов в диапазоне 2,03 - 2,48.  Перечень особо   важных   и  ответственных  работ  определяется  коллективным договором, соглашением или нанимателем.

К  особо  важным  и ответственным работам могут  быть  отнесены  работы,  выполняемые слесарями по ремонту автомобилей, слесарями  по топливной   аппаратуре,  занятыми  диагностированием,  регулировкой, ремонтом особо сложных и ответственных агрегатов и узлов автомобилей различных марок, электро-газосварщиками и др.

25.    Водителям-стажерам   оплата   труда   производится    по выполняемой  работе,  а водителям-наставникам  за  время  работы  со стажером   сохраняется   средняя   заработная   плата.  Кроме  того, водителям-наставникам может выплачиваться надбавка в размере до 20 % тарифной ставки первого разряда, действующей в организации.

26.  Техническое  обслуживание  и  текущий  ремонт  автомобилей должны  осуществляться, как правило, без привлечения для  выполнения  этих  работ  водителей. Сдельные расценки для оплаты труда  рабочих, занятых  техническим  обслуживанием и ремонтом  подвижного  состава, следует    определять   исходя   из   тарифных   ставок   (окладов), соответствующих  разряду выполняемой работы, а не тарифному  разряду

работника. При  постановке  закрепленных  за  водителями  автомобилей на ремонт  или  техническое обслуживание водители должны, как  правило, использоваться по специальности для работы на других автомобилях. В   случае   перевода  водителей  на  работы   по   ремонту   и техническому  обслуживанию автомобилей в  связи  с  производственной необходимостью на срок до одного месяца оплата их труда производится по  выполняемой  работе, но не ниже среднего  заработка  по  прежней

(основной) работе.

27.  Тарифные  ставки  водителей автомобилей-самосвалов  БелАЗ- 548,   автомобилей-рефрижераторов  при   перевозке   скоропортящихся грузов,  а  также  автокранов устанавливаются  на  позицию  выше  по грузоподъемности. Тарифные   ставки  водителей  при  работе  на   автомобилях   с прицепами  за  дни их фактической работы с прицепами  повышаются  до 20%.

Тарифные ставки водителей автомобилей при работе в карьерах  за дни их фактической работы в карьерах повышаются до 20%. 28.  Тарифные ставки водителей, занятых на работах по  перегону автомобилей,   устанавливаются   в  размере,   предусмотренном   для водителей,   работающих   на  автомобилях   основного   для   данной организации типа (класса) или назначения.

29.   При   закреплении  за  водителем  нескольких  автомобилей различных типов (классов) и назначения оплата его труда производится исходя из более высокой тарифной ставки.

31.  В  целях  усиления  прямой  зависимости  заработной  платы работников от конечных результатов работы того участка производства, на  котором  трудится  конкретный  работник,  постановлением  Совета Министров  Республики  Беларусь  от  9  ноября  1999  г.,   №   1748 (Национальный  реестр  правовых  актов Республики Беларусь, 1999 г., № 88,  5/2007)   организациям   рекомендовано   принять   меры    по

совершенствованию оплаты их труда:

-   рабочих-сдельщиков   -  на  основе  введения   прогрессивно возрастающих до 10% расценок за увеличение объема выполненных  работ (услуг);

-  рабочих-повременщиков - на основе повышения до 10 % тарифной ставки присвоенного разряда.

Введение   прогрессивно  возрастающих  расценок  и   повышенных ставок и окладов до указанных размеров повышения осуществляются  при условии   фактического  улучшения  эффективности  хозяйствования   и зарабатывания   средств   на   эти  цели  соответствующим   участком производства.

32.  В  целях  стимулирования  и оценки  индивидуального  вклада работников   в   результаты  коллективного  труда  в  оплате   труда работающих  может применяться коэффициент трудового  участия  (КТУ).

Общие принципы его применения изложены в приложении 4.

 

Глава 3

НАДБАВКИ И ДОПЛАТЫ

 

33.   Руководители  автотранспортных  организаций  в   пределах средств, направляемых на оплату труда, могут:

33.1.    Устанавливать   надбавки   руководителям   структурных подразделений, специалистам и служащим за сложность и  напряженность работы,   высокие   творческие   (внедрение   новых   технологий   и оборудования,     рационализаторских    предложений     и     т.д.), производственные   достижения   (обеспечение   рентабельной   работы организации,  снижение  плановых убытков, отсутствие  задолженностей перед    бюджетом,    за    энергоресурсы,   снижение    дебиторской задолженности, рост производительности труда и т.д.) в работе  и  за выполнение   особо  важных  (срочных)  работ  в   размере   до   50% должностного   оклада  (ставки),  а  на  приоритетных   направлениях деятельности (автобусные и международные автомобильные перевозки)  -

до 75% должностного оклада (ставки).

Размеры  надбавок определяются в зависимости от личного  вклада работника   в   повышение   эффективности  проводимых   мероприятий, выполняемых работ (услуг). Указанные надбавки могут уменьшаться  или отменяться полностью при ухудшении работы.

Конкретные  показатели для установления  надбавок,  условия  их выплаты и размеры устанавливаются нанимателем. Общая   сумма   средств,  направляемых  на  выплату   указанных надбавок,  выплачиваемых  руководителям,  специалистам  и   служащим

организаций,   кроме   финансируемых  из  бюджета   и   пользующихся государственными  дотациями, и включаемых в себестоимость  продукции (работ,  услуг),  не должна превышать 20% суммы должностных  окладов этих категорий работников.

33.2.   Устанавливать  рабочим  (кроме  водителей  автомобилей) надбавки за профессиональное мастерство к их тарифным ставкам. Конкретные  размеры  надбавок  за  профессиональное  мастерство предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях  и  трудовых договорах  в  размере  не  более  40%,  а  средства  на  их  выплату включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

33.3.  Выплачивать  водителям  автобусов,  грузовых  и  легковых автомобилей ежемесячную надбавку за классность в следующих размерах:  водителям II класса - 10%, I класса - 25% от установленной  тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Надбавка  за  классность  включается в себестоимость  продукции

(работ, услуг).

33.4.  Устанавливать доплаты  рабочим, специалистам  и  служащим за  совмещение профессий (должностей), расширение зоны  обслуживания (увеличение  объема  выполняемых работ) или выполнение  обязанностей временно   отсутствующего  работника  в  пределах  тарифной   ставки (должностного  оклада)  отсутствующего работника  в  зависимости  от объема выполняемых работ.

33.5.  Устанавливать доплаты  работникам, занятым на  работах  с неблагоприятными  условиями труда, в размере 0,10 -  0,31%  месячной ставки  первого разряда, действующей в организации,  за  каждый  час работы в этих условиях с учетом степени тяжести и вредности труда  в соответствии  с  Методикой  проведения аттестации  рабочих  мест  по условиям  труда,  утвержденной  постановлением  Министерства   труда Республики    Беларусь  от  4  сентября  1995  г.  №  74  (Бюллетень нормативно-правовой  информации, 1995 г., № 12).

33.6.  Применять  и включать  в себестоимость продукции  (работ, услуг) доплаты работникам за работу в ночное время и за многосменный режим  работы  в  размерах,  предусмотренных  статьей  70  Трудового кодекса  Республики Беларусь и постановлением Минэкономики, Минтруда и  Минфина  Республики  Беларусь от  24  мая  2000  г.  №  105/77/54 (Национальный  реестр  правовых  актов Республики Беларусь, 2000 г., № 79, 8/3869):

-  40  %  часовой тарифной  ставки (оклада) работникам за каждый час работы в ночное время или в ночную смену;

-  20  %  - за работу  в вечернюю смену (при многосменном  режиме работы).

Многосменным считается такой режим, когда работа в  организации или  в ее подразделениях в течение суток организована в две смены  и более,  продолжительность каждой из которых не  менее  установленной законодательством продолжительности рабочего дня.

Смена,  в  которой не менее 50% рабочего времени приходится  на ночное  время  (с 22 часов до 6 часов), считается ночной,  а  смена, непосредственно предшествующая ночной, считается вечерней.

 

Глава 4

ПРЕМИРОВАНИЕ ЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

36.  Организация  премирования  за  производственные  результаты производится   в  соответствии  с  Рекомендациями  по   премированию работников  государственных  предприятий  и  предприятий   с   долей собственности  государства в их имуществе по результатам  финансово- хозяйственной     деятельности,     утвержденными     постановлением Министерства  труда и социальной защиты Республики  Беларусь  от  30 марта 2001 г. № 39.

37.    Положение   о   премировании   работников   утверждается нанимателем на основании коллективного договора (соглашения).

38.  Премирование  работников  за  производственные  результаты осуществляется   в  пределах  фонда  премирования,   включаемого   в себестоимость продукции (работ, услуг).

40.   Премирование  должно  производится  за   показатели,   от выполнения    которых   зависят   общие   результаты    деятельности организации. Число  показателей  и условий премирования  устанавливается  не более  двух  - трех с целью сохранения связи системы премирования  с основными задачами и результатами деятельности коллектива.

41.  Премирование рабочих  может быть как индивидуальным, так  и коллективным.   Рабочие   (водители),   осуществляющие    управление транспортными   средствами,  обслуживание  оборудования   подвижного состава, могут премироваться по следующим показателям (условиям):

-  выполнение  графиков  (расписаний)  движения,  договоров  по обслуживанию клиентуры;

- выполнение установленных  заданий по объему работ (услуг);

-  соблюдение установленных  сроков выполнения работ, сокращение их против утвержденных норм и нормативов;

-  высокое  качество  обслуживания пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей),   населения  и  другой  клиентуры,   обеспечение сохранности багажа и грузов;

-    снижение    себестоимости   работ    (услуг),    повышение производительности труда.

42.     Более     высокие    размеры    премий    целесообразно предусматривать:

-   на  основных  участках  работы,  на  линиях  (направлениях, маршрутах) с наиболее интенсивным движением;

-  в производствах со  сложными технологическими процессами, при освоении новой техники;

-  на участках, где применяются  технически обоснованные нормы  и нормативы, нормированные задания.

43.  При  премировании  руководителей,  специалистов  и  других служащих  за производственные результаты устанавливаются показатели, влияющие  на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений: рост объема транспортной работы,  выручки  (доходов),  снижение себестоимости  работ,  услуг, повышение      рентабельности,     увеличение     прибыли,      рост производительности труда и др.

 

Глава 5

ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПРЕМИЙ

ЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

47.  Премии  начисляются  за фактически  отработанное  время  в отчетном периоде:

-  рабочим  со  сдельной  формой оплаты труда - на заработок  по сдельным расценкам;

-  рабочим  с  повременной  формой оплаты труда  -  на  тарифную ставку (оклад);

-  руководителям,  специалистам  и  служащим  -  на  должностной оклад.

48.  Премии  начисляются  на доплаты  за  совмещение  профессий (должностей),   расширение  зоны  обслуживания  (увеличение   объема выполняемых  работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

49.  За  работу  в  государственные  праздники,  праздничные  и выходные  дни, в сверхурочное время премии начисляются на заработок, исчисленный  по  одинарным  сдельным  расценкам  или  на   одинарную тарифную ставку (оклад).

50.  Премия  должна  выплачиваться  после  окончания  отчетного периода  в  сроки, установленные коллективным договором, не  позднее трех недель, следующих за отработанным (расчетным) месяцем.

51.  Перечень  производственных  упущений, за  которые  виновные могут  быть  лишены  премий полностью или частично,  устанавливается нанимателем на основании коллективного договора (соглашения).

Полное  или частичное лишение премий производится за период,  в котором  было  совершено упущение в работе, и  оформляется  приказом нанимателя с обязательным указанием причин.

 

Глава 6

ПРЕМИРОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СИСТЕМАМ

 

52.   Премирование  по  специальным  системам  организуется   в соответствии   с   Типовым  положением  о  стимулировании   снижения себестоимости  продукции (работ, услуг), утвержденным постановлением Министерства  экономики  Республики Беларусь  и  Министерства  труда Республики Беларусь от 15 марта 2000 г. № 46/35 (Национальный реестр правовых   актов  Республики  Беларусь,  2000  г.,  №  37,  8/3244), Рекомендациями    по   повышению   материальной   заинтересованности  работников  в соблюдении норм и нормативов материальных  и  трудовых затрат, их экономии, утвержденными постановлением Министерства труда Республики  Беларусь  от 26 марта 2001 г. №  31,  Рекомендациями  по созданию системы материального и морального стимулирования за выпуск экспортной  продукции,  пользующейся  спросом  на  внешних   рынках, утвержденными постановлением Министерства труда Республики  Беларусь от 16 октября 2000 г. № 132, иными нормативными правовым актами.

53.  К специальным системам  премирования относится премирование за:

-  экономию  топливно-энергетических  и  материальных  ресурсов:

бензина,  дизельного  топлива, смазочных материалов,  электрической, тепловой энергии и др.;

- внедрение новой техники  и технологии;

-  увеличение пробега  новых и восстановленных методом  наложения протектора автомобильных шин;

-  выполнение  плана  сдачи автомобильных  шин,  пригодных  для восстановления;

-  выполнение  плана  сдачи лома и отходов  черных,  цветных  и драгоценных металлов;

- увеличение экспорта  продукции (работ, услуг);

- другие показатели работы.

Источником  премирования  за  экономию  топливно-энергетических ресурсов является фактически достигнутая их экономия, подтвержденная данными бухгалтерского учета и показаниями приборов.

54.  На  выплату  премии  за  экономию  топливно-энергетических ресурсов направляется до 50% суммы их экономии.

На  выплату  премий за экономию горюче-смазочных материалов  от внедрения ресурсосберегающих технологий, модернизации производства и освоения   новых   методов   использования   транспортных    средств рекомендуется  направлять до 50% суммы их  экономии.  В  рентабельно работающих  организациях  на премирование может  направляться  сумма экономии   горюче-смазочных  материалов,  предусмотренная  указанным постановлением Совета Министров Республики Беларусь:

- до 70% суммы экономии  дизельного топлива;

- до 80% суммы экономии  бензина всех марок;

- до 60% суммы экономии  моторных масел.

Условия   и   размеры  премирования  руководителей  организаций определяются   в   контрактах,  заключаемых  с  ними   собственником имущества  либо  уполномоченным им органом; других  должностных  лиц предусматриваются в положениях, разрабатываемых в  организациях.  На премирование  руководителей может направляться не  более  10%  суммы экономии.

 

Приложение 3

к Рекомендациям

по особенностям

оплаты труда работников

автомобильного транспорта

 

Кратные размеры

тарифной ставки первого разряда для расчета

тарифных ставок (окладов) водителей, работающих

на самортизированных автомобилях

 

Водители автомобилей грузовых

 

----------------T------------T--------------------T----------------¬

¦Грузоподъем-   ¦Бортовые    ¦Специализированные  ¦Автомобили      ¦

¦ность          ¦автомобили и¦и специальные       ¦ассенизационные,¦

¦автомобиля в   ¦автомобили- ¦автомобили:         ¦по перевозке    ¦

¦тоннах         ¦фургоны     ¦самосвалы, цистерны,¦цемента,        ¦

¦               ¦общего      ¦фургоны,            ¦ядохимикатов,   ¦

¦               ¦назначения  ¦рефрижераторы,      ¦трупов,         ¦

¦               ¦            ¦контейнеровозы,     ¦безводного      ¦

¦               ¦            ¦пожарные,           ¦аммиака,        ¦

¦               ¦            ¦технической помощи, ¦аммиачной воды  ¦

¦               ¦            ¦снегоочистительные, ¦и др.           ¦

¦               ¦            ¦подметально-моечные;¦                ¦

¦               ¦            ¦подметально-        ¦                ¦

¦               ¦            ¦уборочные,          ¦                ¦

¦               ¦            ¦автокраны,          ¦                ¦

¦               ¦            ¦автопогрузчики и    ¦                ¦

¦               ¦            ¦др.; седельные      ¦                ¦

¦               ¦            ¦тягачи с прицепами и¦                ¦

¦               ¦            ¦полуприцепами       ¦                ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦     До 0,5    ¦      -     ¦       до 2,50      ¦    до 2,54     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦ От 0,5 до 1,5 ¦   до 2,50  ¦       до 2,54      ¦    до 2,66     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦ От 1,5 до 3,0 ¦   до 2,54  ¦       до 2,66      ¦    до 2,75     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦ От 3,0 до 5,0 ¦   до 2,66  ¦       до 2,75      ¦    до 2,83     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦ От 5,0 до 7,0 ¦   до 2,75  ¦       до 2,83      ¦    до 2,88     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦ От 7,0 до 10,0¦   до 2,83  ¦       до 2,88      ¦    до 2,98     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦От 10,0 до 20,0¦   до 2,88  ¦       до 2,98      ¦    до 3,11     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦От 20,0 до 40,0¦   до 2,98  ¦       до 3,11      ¦    до 3,22     ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦От 40,0 до 60,0¦   до 3,11  ¦       до 3,22      ¦       -        ¦

+---------------+------------+--------------------+----------------+

¦   60 и более  ¦      -     ¦       до 3,37      ¦       -        ¦

L---------------+------------+--------------------+-----------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водители автомобилей легковых (в том числе специальных)

 

----------------T------------T-----------T-------------------------¬

¦Класс          ¦Рабочий     ¦Общие      ¦При работе на            ¦

¦автомобиля     ¦объем       ¦           ¦автомобилях-такси в      ¦

¦               ¦двигателя   ¦           ¦г.Минске; специальные    ¦

¦               ¦(в литрах)  ¦           ¦автомобили организаций   ¦

¦               ¦            ¦           ¦здравоохранения (кроме   ¦

¦               ¦            ¦           ¦автомобилей скорой       ¦

¦               ¦            ¦           ¦медицинской помощи),     ¦

¦               ¦            ¦           ¦автомобили,              ¦

¦               ¦            ¦           ¦обслуживающие одиноких и ¦

¦               ¦            ¦           ¦нетрудоспособных граждан ¦

+---------------+------------+-----------+-------------------------+

¦Особо малый и  ¦   До 1,8   ¦  до 2,29  ¦         до 2,44         ¦

¦малый          ¦            ¦           ¦                         ¦

+---------------+------------+-----------+-------------------------+

¦Средний        ¦ От 1,8 до  ¦  до 2,33  ¦         до 2,52         ¦

¦               ¦    3,5     ¦           ¦                         ¦

+---------------+------------+-----------+-------------------------+

¦Большой        ¦3,5 и более ¦  до 2,44  ¦         до 2,60         ¦

L---------------+------------+-----------+--------------------------

 

Водители автобусов (в том числе специальных)

 

----------------T-----------------T---------T----------------------¬

¦Класс автобуса ¦Габаритная длина ¦Общие    ¦При работе на         ¦

¦               ¦автобуса (в      ¦         ¦городских и           ¦

¦               ¦метрах)          ¦         ¦экскурсионных         ¦

¦               ¦                 ¦         ¦маршрутах в г.Минске, ¦

¦               ¦                 ¦         ¦при оказании          ¦

¦               ¦                 ¦         ¦медицинской помощи    ¦

¦               ¦                 ¦         ¦населению,            ¦

¦               ¦                 ¦         ¦осуществлении         ¦

¦               ¦                 ¦         ¦санитарно-            ¦

¦               ¦                 ¦         ¦эпидемиологических    ¦

¦               ¦                 ¦         ¦мероприятий (кроме    ¦

¦               ¦                 ¦         ¦скорой медицинской    ¦

¦               ¦                 ¦         ¦помощи)               ¦

+---------------+-----------------+---------+----------------------+

¦Особо малый    ¦До 5             ¦ до 2,80 ¦       до 2,98        ¦

+---------------+-----------------+---------+----------------------+

¦Малый          ¦а) от 5 до 6,5   ¦ до 2,93 ¦       до 3,04        ¦

¦               +-----------------+---------+----------------------+

¦               ¦б) от 6,5 до 7,5 ¦ до 3,04 ¦       до 3,16        ¦

+---------------+-----------------+---------+----------------------+

¦Средний        ¦От 7,5 до 9,5    ¦ до 3,16 ¦       до 3,26        ¦

+---------------+-----------------+---------+----------------------+

¦Большой        ¦а) от 9,5 до 11  ¦ до 3,26 ¦       до 3,42        ¦

¦               +-----------------+---------+----------------------+

¦               ¦б) от 11 до 12   ¦ до 3,42 ¦       до 3,55        ¦

¦               +-----------------+---------+----------------------+

¦               ¦в) от 12 до 15   ¦ до 3,55 ¦       до 3,73        ¦

¦               +-----------------+---------+----------------------+

¦               ¦г) от 15 до 18   ¦ до 3,73 ¦       до 3,89        ¦

¦               +-----------------+---------+----------------------+

¦               ¦д) 18 и более    ¦ до 3,89 ¦       до 4,02        ¦

L---------------+-----------------+---------+-----------------------

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

к Рекомендациям

по особенностям

оплаты труда работников

автомобильного транспорта

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРУДОВОГО УЧАСТИЯ

 

В  целях стимулирования и оценки индивидуального вклада каждого работника  в результаты коллективного труда в оплате труда  рабочих, руководителей, специалистов и служащих может применяться коэффициент трудового участия (далее - КТУ). С    учетом    КТУ   рекомендуется   распределять   начисленную (выделенную)   структурным   подразделениям   организации    (цехам, участкам,  отделам, бригадам) премию, экономию по  фонду  заработной платы,  надтарифную часть заработной платы членов бригад со сдельной оплатой  труда  (сдельный  приработок). В  этом  случае  минимальный размер  заработной платы членов трудового коллектива не  может  быть

ниже размера установленной им тарифной ставки за отработанное время, за исключением оплаты труда при невыполнении норм выработки, простое и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде. Порядок    определения    и   применения    КТУ    утверждается руководителем   организации  на  основании  коллективного   договора (соглашения).

В   качестве  базового  значения  КТУ  рекомендуется  принимать единицу.  Фактический КТУ устанавливается равным, больше или  меньше базового  -  в  зависимости  от  индивидуального  вклада   в   общие результаты. К   числу   показателей,  влияющих  на  повышение  КТУ,   могут относиться показатели  индивидуальных  результатов  труда,  трудовая активность  и  инициатива, направленные на  повышение  эффективности работы  подразделения; производительное использование  оборудования, освоение новой техники и организации труда; высокое профессиональное мастерство;  экономия  сырья  и материалов,  топливно-энергетических ресурсов, передача своего опыта другим членам коллектива, выполнение работ  по  более  высоким  по  сравнению  с  присвоенными  разрядом,

классом, квалификацией и другие.

К   показателям,   влияющим   на   снижение   КТУ,   относятся: невыполнение   заданий  (норм  выработки,  нормированных   заданий); нарушение  технологического  процесса,  организации  труда,   правил техники   безопасности,  правил  эксплуатации  машин  и  механизмов; нерациональное    использование    топлива,    сырья,    материалов, инструмента,  энергии, упущения в работе, невыполнение  распоряжений начальника,  мастера или бригадира, повлекшее за собой  срыв  общего задания; несоблюдение производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

Общее  значение  КТУ  каждого члена коллектива  определяется  с учетом повышающих и понижающих показателей.

Не подлежат распределению с применением КТУ:

-   оплата   за   работу   в  ночное  и   сверхурочное   время,

государственные праздники, праздничные дни;

-  доплаты  за  вредные  и тяжелые условия труда,  классность  и

другие виды оплаты труда, носящие индивидуальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

к Рекомендациям

по особенностям

оплаты труда работников

автомобильного транспорта

 

Порядок выплаты надбавок к тарифным ставкам,

сдельному заработку, должностным окладам

за непрерывный стаж работы

 

1.  Порядок  выплаты  надбавок  к тарифным  ставкам,  сдельному  заработку, должностным окладам за непрерывный стаж работы  (далее  - Порядок)     распространяется     на     работников     организаций, подведомственных  Министерству транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь  (далее  -  Минтранс), и организаций,  в  которые  Минтранс осуществляет владельческий надзор.

2.  Выплата надбавок  к тарифным ставкам, сдельному  заработку  и должностным  окладам за непрерывный стаж работы может  производиться по стажевым группам в следующих размерах:

от 1 года до 5 лет - 5%;

от 5 лет до 10 лет - 10%;

от 10 лет до 15 лет - 15%;

от 15 лет и выше - 20%.

3.  В  непрерывный  стаж  работы  включаются  время  работы   в организациях   Минтранса   независимо   от   занимаемой   работником должности,  профессии, а также время работы в  центральном  аппарате Минтранса.

4. В непрерывный стаж  работы также засчитываются:

-  стаж  работы  по  соответствующей профессии, приобретенный  в республиках бывшего СССР, подтвержденный соответствующей  записью  в трудовой книжке;

-   срочная  военная  служба  солдат,  матросов,  сержантов   и старшин, с также служба офицеров по призыву на 2 года, если работник не  позднее трех месяцев после увольнения с военной службы принят на работу;

-   работа   в   Палате  представителей  и  Совете   Республики Национального  собрания  Республики Беларусь,  а  также  в  качестве депутатов  на  профессиональной  основе  в  Совете  депутатов   всех уровней;

-  время повышения квалификации  либо переподготовки работника  с отрывом  от  производства  по  направлению  организации,  если  этот работник не позднее трех месяцев после окончания учебы был принят на работу теми же нанимателями;

-   время   ежегодно  оплачиваемых  и  других  видов  отпусков, предоставляемых  в  соответствии с действующим законодательством,  а также    периоды   временной   нетрудоспособности    и    выполнения государственных   и   общественных   обязанностей,    подтвержденных соответствующими документами.

5.  Периоды  трудовой  деятельности, включаемые  в  непрерывный стаж работы, суммируются независимо от сроков перерыва в работе.

7.  Непрерывный стаж  работы подтверждается трудовой  книжкой,  а при  ее  отсутствии  - в порядке, предусмотренном для  подтверждения трудового стажа при назначении пенсии.

8.  Первоначальное  начисление  надбавок  за  непрерывный  стаж

работы производится со дня достижения стажа 1 год.

13.  Размер  надбавок  за непрерывный стаж работы, выплачиваемых

рабочим,  руководителям, специалистам и служащим  в  соответствии  с

настоящим  Порядком и включаемых в себестоимость  продукции  (работ,

услуг),  не  должен  превышать  20%  тарифной  ставки  (должностного

оклада).

14.  Организации самостоятельно  утверждают положения о  выплате

надбавок  за  непрерывный стаж работы с учетом  настоящего  Порядка,

которые  могут  содержать иные требования и  нормы,  за  исключением

нормы пункта 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основу организации оплаты труда положены следующие основные принципы:

- осуществление оплаты  труда в зависимости от количества  и качества труда;

- дифференциация заработной  платы в зависимости от квалификации  работника, условий труда и отраслевой  принадлежности предприятия;

- систематическое повышение  реальной заработной платы, т.е. превышение  темпов роста номинальной заработной  платы над инфляцией;

- превышение темпов роста  производительности труда над  темпами роста средней заработной  платы;

- предоставление предприятиям  максимальной самостоятельности  в вопросах организации и оплаты  труда.

Оплата труда обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы (воспроизводительная функция) и мотивирует работников для эффективных действий на своем рабочем месте (стимулирующая функция).

Оплата труда работников автотранспортных предприятий осуществляется на основе действующих в Республике Законов, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров РБ, постановлений Министерства труда РБ и других нормативных документов в области оплаты труда.

Для оплаты труда работников автомобильного транспорта применяются как повременная, так и сдельная формы оплаты труда.

Обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной надежности работников АТП не может, если оно не имеет шкалы оплаты труда, стимулирующую высокую эффективность труда и не выплачивает денежное вознаграждение по конкурентоспособным ставкам.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеенко Л.Ф., Присмакова  Н.Е., Шимко В.П., Янковская Л.Ф. Рекомендации  по организации заработной платы.–Мн.:НИИ  труда, 2006–352.

2. Молокович А.Д. Антюшеня  В.Д. Организация труда и заработной  платы на транспорте: учебно-методическое  пособие по расчету заработной  платы водителей автомобильных  транспортных средств и рабочих, занятых их техническим обслуживанием  и ремонтом. Мн.: БНТУ, 2006 -96.

3. Постановление Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 «Об утверждении инструкции  о порядке применения единой  тарифной сетки работников Республики  Беларусь» // Зарегистрировано в  Национальном реестре правовых  актов Республики Беларусь 6 декабря 2002 г. N 8/8828.

4. Трудовой Кодекс Республики  Беларусь от 26 июля 1999 г. N 296-З (с изм. и доп. 2006 г.) // Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 1999,- N 2/70;

5. Стражева Н. С., Стражев  А. В. Бухгалтерский учет. – Мн.: Книжный  Дом. 2004.

6. Головачева А.С. Организация, нормирование и оплата труда  – Москва, ООО «Новое знание», 2007 -300.


 

 

 

 


Информация о работе Оплата труда на автомобильном транспорте