Организация аналитической работы на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение организации аналитической работы на предприятие.
Среди задач данной работы можно выделить:
- изучение принципов и форм аналитической работы предприятий;
- определение состава исполнителей аналитической работы предприятия;
- планирование аналитической работы предприятия;
- рассмотрение информационного и методического обеспечения аналитической работы предприятия;
- изучение документального оформления аналитической работы предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-5
1.Принципы, формы и исполнители аналитической работы на предприятии 6-14
1.1.Принципы организации аналитической работы……………………………..6-7
1.2.Организационные формы и исполнители аналитической работы………..8-11
1.3.Организация автоматизированного рабочего места аналитика………….12-14
1.4. Оценка рыночных позиций предприятия…………………………………15-18
1.5. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами……...19-22
2.Организация аналитической работы на предприятие………………………23-29
2.1.Планирование аналитической работы……………………………………..23-24
2.2.Информационное и методическое обеспечение аналитической работы..25-29
2.3.Документальное оформление результатов аналитической работы……...30-32
2.4.Организация аналитической работы на примере..………………………...33-49
Заключение……………………………………………………………………...50-52
Список используемой литературы………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

кур-Организация аналитической работы на предприятии.docx

— 119.32 Кб (Скачать файл)

Статистические органы, обобщают и рассматривают статистическую отчетность и результаты представляют в надлежащие ведомства и министерства для практического использования.

Налоговые инспекции рассматривают выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за целесообразным использованием материальных и финансовых ресурсов.

Банки и другие инвесторы  изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов и др.

Предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских  и консультационных фирм для проведения разовых аналитических исследований.

Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного и вневедомственного  анализа создает возможности  для всестороннего изучения хозяйственной  деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения  эффективности его работы.

 

1.3 Организация  автоматизированного рабочего места  аналитика.

Аналитическая обработка  экономической информации очень  трудоемка сама по себе и требует  большого объема разнообразных вычислений. С переходом к рыночным отношениям нужда в аналитической информации значительно усиливается. Это связано, прежде всего, с надобностью разработки и обоснования стратегических планов предприятий, комплексной оценки эффективности долгосрочных и краткосрочных управленческих решений. В связи с этим автоматизация аналитических расчетов стала объективной необходимостью.

Современные информационные технологии позволяют целиком автоматизировать обработку всех экономических данных, в том числе и по аналитической  работе. Роль автоматизации аналитических  расчетов заключается в следующем:

Во-первых, возрастает производительность работы экономистов-аналитиков. Они освобождаются от технической работы и больше занимаются творческой деятельностью, что позволяет делать более полные исследования, вести постановку и решение более сложных экономических задач.

Во-вторых, более полно и всесторонне исследуются экономические процессы и явления, более глубоко изучаются факторы и выявляются резервы повышения эффективности производства.

В-третьих, повышаются качество и оперативность анализа, его общий уровень и действенность.

Автоматизация аналитических  расчетов и сам анализ деятельности предприятий поднялись на более  высокий уровень с применением  ЭВМ, для которых характерны высокая  производительность, простата и надежность эксплуатации, диалогового режима работы, наличие развитого программного обеспечения, низкая стоимость и др. На их базе создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) экономиста, бухгалтера, финансиста, аналитика и т.д. ЭВМ, объединенные в единую вычислительную сеть, позволяют перейти к комплексной автоматизации аналитической работы.

Автоматизированное рабочее  место экономиста-аналитика —  это совокупность информационно - программно - технических ресурсов, обеспечивающих автоматизацию аналитических расчетов. Необходимым условием создания АРМ  аналитика является наличие технической  базы (персональных ЭВМ), базы данных о  хозяйственной деятельности предприятия, базы знаний (методик и методов анализа) и программных средств, позволяющих автоматизировать решение аналитических задач.

Создание АРМ аналитика  требует решения многих организационных  вопросов, связанных с техническим, методическим, программным и информационным обеспечением.

Техническое обеспечение  включает комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы: компьютеры любых моделей, устройства сбора, обработки, накопления, передачи и вывода информации, устройства передачи данных и линий связи и др.

Методическое обеспечение  представляет собой систему частных и общих методик проведения анализа.

В состав программного обеспечения  входят специальные и общесистемные программные продукты.

Специальное программное  обеспечение включает совокупность программ, разработанных для конкретной предметной области (в данном случае для решения конкретных аналитических  задач). Это могут быть программы  комплексные и локальные.

Локальные программы предназначены  для многократного решения однотипных задач.

Программа комплексного анализа, охватывающая все стороны деятельности предприятия, включает целую систему  взаимосвязанных задач. Для ее разработки требуется:

- постановка и описание  задач комплексного экономического  анализа;

- разработка алгоритмов  и моделей решения аналитических  задач;

- разработка новой информационной  системы, создание баз данных  для АРМ аналитика;

- разработка машинных  программ решения задач аналитической  работы на алгоритмических языках  ЭВМ;

- внедрение АРМ аналитика  в практику управления производством.

Эффективность АРМ аналитика  во многом зависит от безупречности методик анализа, от того, в какой степени они отвечают современным требованиям управления производством, а также от технических возможностей ЭВМ.

К общесистемному программному обеспечению относятся универсальные  программы, предначертанные для обработки любой информации, например пакеты для статистической обработки данных, для решения оптимизационных задач.

Достижения в отрасли  интегральной электроники, расширение ресурсной возможности и функционального  совершенства ЭВМ создают реальные условия для углубления экономических исследований, позволяют шире использовать оптимизационные методы решения аналитических задач и на их основе разрабатывать и принимать оптимальные управленческие решения.

2.4.Оценкаюрыночныхрпозицийрпредприятия. 
      Оценка финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия не может сводиться только к анализу его бухгалтерской отчётности. К сожалению, результаты анализа отчётности не позволяют охарактеризовать будущее состояние и будущие финансовые результаты предприятия. Для того чтобы охарактеризовать возможные успехи предприятия в будущем, необходимо изучить влияние на предприятие и его рыночное окружение внешнихрирвнутреннихофакторов. 
 
        Упомянутые факторы формируют бизнес-среду предприятия, которая фактически определяет его положение на рынке и финансовое благополучие. Поэтому при проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужно обязательно охарактеризовать его бизнес-среду. Участниками внешней среды являются потребители, покупатели, клиенты, поставщики, подрядчики, партнёры по бизнесу, социальное окружение. Для всех этих участников обязательны формальные отношения. К участникам внутренней среды относятся собственники, руководство и трудовой коллектив. Их могут связывать как формальные, так и неформальныеротношения. 
 
       Всесторонний анализ бизнес-среды и рыночной позиции предприятия выполняется в ходе маркетинговых исследований и процедур. При проведении комплексного анализа рыночной позиции предприятия надо помнить, что предприятие представляет собой сложную систему, выполняющую несколько функций и состоящую из множества подсистем, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. Так, к функциям, выполняемым предприятием, относятся производство, сбыт, снабжение производства сырьём и финансами, обеспечение рабочими местами населения и др. 
 
      Основными подсистемами предприятия являются производственная, финансовая, управляющая, информационная, транспортная. Названные функции и подсистемы в разной степени значимы для разных хозяйствующих субъектов. Формирование и условия функционирования различных подсистем хозяйствующей системы (предприятия) также являются предметом изучения при проведении комплексного анализа её финансово-хозяйственнойхдеятельности. 
 
Рассмотрим основные составляющие бизнес-среды предприятия. 
 
      Внешней средой предприятия называют рыночную среду, в которой оно действует. Её формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес-партнёры, имеющие общие с предприятием деловые интересы: клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты. Предприятие почти не может повлиять на природу или появление внешних факторов. 
 
         На деятельность предприятия значительно влияют конкуренты. Например, в тех случаях, когда какое-то предприятие поддерживает высокие стандарты качества обслуживания или производимой продукции, всем его конкурентам, чтобы остаться на этом рынке, приходится соответственно совершенствовать свои технологии и систему контроля качества продукции. 
 
     Внешняя среда предприятия заключает в себе множество факторов, важнейшими из которых являются международные, национальные, экономические, демографические и рыночные. В число последних входят психология потребителя, новизна конструкций, технологий и конкурентоспособность продукции, а также формы конкуренции и система маркетинга. 
 
       При проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует выделить из перечисленных факторов те, которые оказывают на него максимальное воздействие. При этом задачей анализа является выработка возможных вариантов действий руководства хозяйствующего субъекта – последнее принимает тот или иной вариант с учётом того, какая ситуация, связанная с действием внешних факторов, стала актуальной. 
 
      Внутренняя среда предприятия – это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе его финансово-хозяйственной деятельности. Внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти крупных групп факторов: факторов конкурентной позиции предприятия при заданной цели его деятельности; факторов формы собственности и организационной структуры управления; ресурсов и их использования; маркетинговых стратегии и тактики, определённых с учётом сегментации рынка, а также результатов прогнозирования будущих величин объёма сбыта товаров и цен на них; финансового менеджмента, учитывающего текущие и будущие величины таких показателей, как структура баланса, платёжеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заёмных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, прибыль и рентабельность. 
 
     У каждого предприятия – своя комбинация названных факторов (в соответствии с особенностями производимой продукции, величиной годового объёма производства, а также внешними условиями функционирования предприятия). Отдельные факторы в разной степени значимы для разных предприятий. Внутренние факторы предприятия формируются, прежде всего, его руководством. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей. 
 
     Особое значение имеет проведение всестороннего анализа внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии: оно позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те работы по преобразованию производства, выполнение которых обеспечит максимальный хозяйственный эффект в отдалённом будущем. 
 
     При проведении анализа рыночной позиции предприятия целесообразно составлять SWOT-матрицу, в которой сформулированы рыночно значимые сильные и слабые стороны предприятия, его возможности, экономические угрозы.

 
       Анализируя положение предприятия, определяют его сильные и слабые стороны, а путём прогнозирования будущего выявляют возможности продолжения деятельности предприятия и экономические угрозы для него. SWОT-матрица представляет собой наглядный материал для планирования предприятием дальнейшей деятельности по преодолению его недостатков (слабых сторон) и использованию его рыночных преимуществ (сильных сторон) с учётом выявленных возможностей предприятия и угроз для него. 
 
     Результаты анализа рыночной позиции предприятия и выявления наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, – это необходимая основа для принятия оптимальных управленческих решений в нелёгкой борьбе за более выгодное положение предприятия на рынке, за стабилизацию его финансового состояния и уверенность работников предприятия в успехе их деятельности в ближайшем будущем.

2.5.Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. 
      Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Рост объемов продукции и улучшение качества в значительной степени зависят от обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами и эффективности их использования. 
 
      Взаимосвязь между показателями можно отразить в формуле: 
V = МЗ * Мо или V = МЗ * (1 / Ме) 
где: V – объем продукции; МЗ – сумма материальных затрат; Мо – материалоотдача продукции; Me – материалоемкость продукции. 
 
         Своевременное поступление и эффективное использование материальных ресурсов обеспечивает бесперебойную, ритмичную работу, выполнение бизнес-плана и увеличение прибыли. Необоснованный излишек может приводить к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что ухудшает финансовое состояние. Особенностью российской хозяйственной практики является то, что многие хозяйствующие субъекты создают запасы в виде высоколиквидных средств (бензин, спирт, т. п.). Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен иметь оптимальный запас материальных ресурсов по количеству, качеству, ассортименту. Исходя из технологического процесса и других особенностей производства, сами определяют норму расхода, норму запасов, выявляют ненужные материалы с точки зрения ассортимента выпуска, определяют меры по их реализации. 
 
      Анализ обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами начинают с сопоставления планируемой потребности в материалах с учетом запасов их на начало года, остатков на конец, потребности на ремонт с данными о фактическом поступлении материалов на складипредприятия. 
 
        Большинство промышленных предприятий имеет широкий ассортимент потребляемых материалов, поэтому анализ обеспеченности материалами осуществляется по важнейшим видам, которые определяют ее выпуск. 
 
       Вначале дается оценка качества плана МТС (материально-технического снабжения). Проверку реальности планов начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу роста потребности в материальных ресурсах. 
      Полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия является условием бесперебойной работы. 
 
     Источники покрытия делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним источникам относят материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами, либо ресурсы на оптовых базах. К внутренним источникам покрытия потребности относят использование вторичного сырья, сокращение отходов сырья, собственное изготовление полуфабрикатов (упаковок, заготовок, литье), экономия при хранении,ттранспортировке. 
 
      При определении реальной потребности в завозе материалов со стороны необходимо рассчитать общую потребность в определенном виде материалов (Qобщ.мр), которая формируется как сумма потребности в материальных ресурсах на программу выпуска (Qпв.мр), откорректированная на изменение остатков материалов на начало (Qнг.мр) и конец (Qкг.мр) года, плюс потребность в материальных ресурсах на капитальный ремонт (Qкр.мр) и других вспомогательных служб (Qвц.мр): 
Qобщ.мр = Qпв.мр + Qнг.мр – + Qкг.мр + Qкр.мр + Qвц.мр 
Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны равна разнице между общей потребностью и суммой собственных внутренних источниковипокрытия. 
 
     В процессе анализа проверяется обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическим выполнением поставки материальных ресурсов. 
 
      На основании данных бизнес-плана и оперативно-технической отчетности отделов снабжения составляется аналитическая таблица, которая позволяет оценить обеспеченность потребности в материальных ресурсах договорами и фактическим их выполнением. 
 
      Объектом анализа является комплексность снабжения, т.е. соблюдение определенных соотношений между важнейшими видами материальных ресурсов. Нарушение комплексности снабжения, как правило, приводит к нарушению сроков изготовления, нарушению ассортимента и возможному снижению объема выпуска. Большое значение в анализе уделяется выполнению задания по срокам поставки материалов, которые определяют ритмичность выпуска. Нарушение сроков поставки материалов ведет к нарушению ассортимента, снижению объема выпуска. 
 
       Бесперебойная работа хозяйствующего субъекта невозможна без создания оптимальной величины запасов на осуществление программы выпуска. В процессе анализа определяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным размерам. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материальных ресурсов в натуральной форме и среднесуточном их расходе определяют фактическую их обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной величиной. 
 
     На многих хозяйствующих субъектах устанавливается норматив производственных запасов в материальных ресурсах не только в днях, но и в абсолютномивыражении. 
 
      В условиях рыночной экономики товарный ассортимент постоянно меняется, отражая состояние потребностей на данный момент времени. Вследствие чего у хозяйствующих субъектов могут возникнуть излишки запасов сырья, материалов или выявлены ненужные материалы. Излишки и невостребованные материалы, исходя из товарного ассортимента, определяют по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Те виды материалов, которые оказались невостребованными в течение года и более, относят в группу неходовых (ненужных). Определяют общую стоимость и меры по их реализации. 
 
     Большое влияние на объем выпуска оказывает качество потребляемых материальных ресурсов. Изменение качества определяет выход продукции. Снижение качества потребляемых материальных ресурсов ведет к поломкам оборудования, нарушению норм расхода материала, увеличению себестоимости, снижению качества готовой продукции. Поэтому при анализе обеспеченности материальных ресурсов следует проверить качество поступивших в отчетном периоде материалов, выяснить причины поступления материалов пониженного качества, выяснить, какие меры были приняты отделом снабжения для получения материалов надлежащего качества. Анализ качества осуществляется выборочной проверкой, по результатам проверки составляют акты приемки материалов, не соответствующих предъявленным требованиям, что является основой для предъявления санкций и претензий к поставщикам. 

 

2. Организация  аналитической работы на предприятие.

2.1 Планирование  аналитической работы

Важным условием, от которого зависит эффективность и действенность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является планирование аналитической работы. Правильно составленный план — залог ее результативности и успеха.

Комплексный план аналитической  работы разрабатывается на один год  специалистом, ответственным за ее проведение. В нем прежде всего  обозначается перечень объектов анализа, подлежащий изучению, устанавливают цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели.

В плане в обязательном порядке предусматривается периодичное  проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно) и сроки выполнения аналитической работы (например, к 1-му числу следующего месяца).

В плане необходимо указать  состав исполнителей анализа по каждому  вопросу и распределение обязанностей между ними. Следует также предусмотреть  источники информации и методическое обеспечение анализа по каждому  изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы). В плане  указываются внешние и внутренние пользователи анализа.

Кроме комплексного плана  в хозяйстве могут составляться и тематические планы. Это планы  проведения анализа по комплексным  вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются  субъекты, объекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.

Контроль за выполнением  планов анализа ведет заместитель  руководителя предприятия по экономическим  вопросам или лицо, на которое возложены  обязанности по управлению аналитической  работы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Информационное  и методическое обеспечение аналитической  работы.

Результативность аналитической  работы в значительной степени зависит  от ее информационного и методического обеспечения. Все источники данных для аналитической работы делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К источникам информации нормативно-планового  характера относятся все типы планов, которые разрабатываются  на предприятии (перспективные, текущие, оперативные) а также нормативные  материалы, ценники, сметы, проектные задания и др. Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, оперативного и статистического учета и отчетности.

Информация о работе Организация аналитической работы на предприятие