Организация аудиторской деятельности на предприятиях оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение организацию аудиторской деятельности товарных операций предприятий оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть нормативное регулирование аудиторской деятельности и аудита товарных операций;
изучить методику аудита товарных операций;
определить задачи учета и аудита товарных операций;
рассмотреть основные этапы аудиторской проверки товарных операций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудита 5
1.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности 5
1.2. Нормативное регулирование учета товарных операций 9
1.2.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 9
1.2.2. Особенности нормативного регулирования учета товарных операций 12
Глава 2. Практический аудит 17
2.1. Задачи учета и аудита товарных операций 17
2.1.1. Задачи бухгалтерского учета товарных операций 17
2.1.2. Задачи аудита при проверке товарных операций 20
2.2. Методика аудита товарных операций 23
2.2.1. Проверка правильности организации учета товарных операций 23
2.2.2. Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации товаров 28
2.2.3. Проверка операций по поступлению товаров 32
2.2.4. Проверка операций по выбытию товаров 41
Заключение 46
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (2).docx

— 97.66 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ определяет понятие  бухгалтерского учета, его объекты  и основные задачи, регулирование  и организацию бухгалтерского учета  на предприятиях, основные требования к ведению учета, первичные учетные  документы и порядок ведения регистров бухгалтерского учета, регламентирует порядок оценки и инвентаризации и  имущества и обязательств, устанавливает состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки её предоставления, хранение документов бухгалтерского учета. 

Второй уровень — нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина  России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в которых рассматриваются  отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся  положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Третий уровень — методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов  власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики  производств и т. п. Основным документом такого уровня:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом Минфином от 31.10.2000 г. № 94н (в редакции от 18.09.2006 г.). Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета. Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.
  • Методические указания по  бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н;
  • Методические указания по  бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49;
  • Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центробанка РФ от 04.10.1993 г. № 18 в ред. письма ЦБ РФ от 26.02.96 N 247).

Четвертый уровень — уровень  хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными  документами и приказами руководства  предприятия по вопросам ведения  бухгалтерского учета непосредственно  на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия: приказ об учетной политике (см. параграф 2.1), рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета позволяет  однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении  бухгалтерского учета.

1.2.2. Особенности нормативного регулирования учета товарных операций

В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) товаром могут быть любые вещи, за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте [3]. Для целей налогообложения согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ (НК РФ) товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. К товару можно отнести все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления [4]. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

В силу п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина  России от 09.06.2001 N 44н; далее - ПБУ 5/01) и  п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н; далее - Методические указания) товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных либо полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для  продажи.

Учет товаров ведется  в натурально-стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров с  их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и др.). Основными методами учета товаров являются сортовой и партионный.

Сортовой метод учета  товаров заключается в следующем: аналитический учет (количественный и суммовой) осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом. Учет ведется  в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

Оценка приобретенных  товаров. В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары принимаются к учету по их фактической себестоимости. Под фактической себестоимостью товаров для целей бухгалтерского учета понимается сумма фактических затрат на их приобретение, изготовление, доставку, а также приведение в состояние, в котором они пригодны к использованию, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов [5].

Согласно п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, имеют право расходы по заготовке  и доставке товаров до центральных  складов, производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу. В этом случае товары оцениваются по покупной стоимости (т.е. по цене, указанной в договоре с поставщиком). Товары, приобретенные  организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения.

Величина торговой наценки  у торгового предприятия входит в продажную цену товара и устанавливается  на таком уровне, чтобы покрыть  издержки обращения (расходы, связанные  с перевозкой, хранением и продажей товаров), уплату налогов и обеспечить получение торговой организацией прибыли.

Главным средством регулирования  товарно-денежных связей, определяющим содержание правоотношений, права и  обязанности его участников, является договор - основной юридический акт, из которого возникают обязательственные  правоотношения. Общие положения  о договорах, понятие и условия  договора, порядок заключения, изменения  и расторжения договора приведены  в ГК РФ.

В торговых организациях общепринятыми  являются такие виды договоров:

- договор поставки; (Приложение А)

- договор купли-продажи; (Приложение Б)

- договор комиссии.

Взаимоотношения сторон, связанные  с куплей-продажей (договора купли-продажи, поставки), регулируются гл. 30 ГК РФ.

Договор купли-продажи - наиболее распространенный в хозяйственном  обороте вид договора, по которому одна сторона (продавец) принимает на себя обязательство передать указанный  в договоре товар в собственность  другой стороне (покупателю), покупатель, в свою очередь, обязуется принять  товар (если он поставлен в соответствии с договором) и уплатить обусловленную  цену. При неисполнении одной из сторон ее обязательств, вытекающих из договора купли-продажи, он может быть расторгнут и потерпевшая сторона  имеет право предъявить виновной стороне убытки, понесенные ею вследствие невыполнения договора.

Характерной особенностью договора купли-продажи является то, что момент заключения такого договора, как правило, совпадает по времени с моментом получения товара. Уплата денежной суммы (цены) в большинстве случаев, если из условий договора не вытекает определенный срок, производится покупателем  одновременно с передачей ему  проданного имущества или товарораспорядительных документов на это имущество. Право  собственности на товар переходит  к покупателю обычно в момент получения  товара (если иное не указано в договоре купли-продажи).

Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, поэтому к регулированию отношений  по поставке товара могут применяться  общие нормы о купле-продаже. Договор  поставки имеет много общих черт с договором купли-продажи, однако в отличие от последнего на момент заключения договора поставки предмет  договора (имущество) может отсутствовать  в распоряжении поставщика, поэтому  передача и получение имущества  по договору поставки не совпадают  с моментом заключения договора, договор  выполняется в течение установленного срока действия.

Договор поставки - договор  между продавцом и покупателем, отражающий вид, объем, качественные характеристики поставляемого товара, цену, сроки  поставки, вид используемого транспорта и т.д. Условие договора поставки считается согласованным, если договор  позволяет определить наименование и количество товара/

При заключении договора поставки стороны должны уделить особое внимание условиям поставки товара, включающим в себя содержание, объем и характер транспортных операций (погрузку на транспортное средство, выгрузку на склад получателя и т.п.), а также срок и периоды  поставки. Условия поставки могут  включать страхование перевозки. В  соответствии с условиями договора доставка может осуществляться как  поставщиком, так и непосредственно  покупателем. В договоре, предусматривающем  обязанность продавца по доставке товара, должно быть указано, кто - продавец или  покупатель - несет расходы по доставке товара. Предполагается, что таковым  является продавец, который может  включить их в цену товара. Договором  поставки может быть предусмотрена  выборка товаров покупателем, т.е. получение их по местонахождению  поставщика.

Стороны договора поставки могут установить любой приемлемый для них момент перехода права  собственности. Так, в договоры поставки нередко вносится условие о том, что право собственности на товар  переходит к покупателю только после  полной оплаты либо при оплате определенной части договорной цены. В этом случае покупатель до перехода к нему права  собственности не может каким-либо образом распоряжаться полученным товаром. Если в договоре момент перехода права собственности к покупателю специально не обусловлен, это право переходит к нему с момента передачи товаров.

Договор комиссии - это гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить  одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Основным отличием договора комиссии и договора купли-продажи  является условие о переходе права  собственности к контрагенту. Договор комиссии предполагает, что комиссионер всего лишь оказывает продавцу услуги по заключению договора с покупателями. Сторонам договора комиссии необходимо максимально четко определить сделки, которые комиссионер должен совершить по поручению комитента, и согласовать их условия.

По исполнении поручения  комиссионер обязан представить комитенту отчет комиссионера. Законодательством не установлены специальные правила в отношении формы и содержания отчета комиссионера, поэтому стороны самостоятельно договариваются о том, какая информация должна содержаться в отчете и необходима комитенту для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Если отношения по договору комиссии носят длительный характер, то отчеты следует представлять регулярно, например, на конец каждого отчетного периода.

 

Глава 2. Практический аудит

2.1. Задачи учета и аудита  товарных операций

2.1.1. Задачи бухгалтерского  учета товарных операций

Торговые организации  в настоящее время осуществляет множество хозяйственных операций, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировку до места продажи, приемку, выбраковку, погрузку и разгрузку, хранение, продажу, доставку покупателям, уценку, списание.

Для правильного и эффективного руководства деятельностью торгового  предприятия необходимо располагать  полной, точной, объективной, своевременной  и достаточно детальной  экономической  информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей  перепродажи, а также организациями, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар перепродается для  использования в предпринимательской  деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т.д.) использованием. Отношения  продавца и покупателя в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки и регулируются Гражданским  кодексом РФ.

Среди многообразия хозяйственных  операций на оптовом торговом предприятии  учет товарных операций является наиболее трудоёмким. Одна из основных задач  бухгалтерского учета товарных операций в оптовой  торговле  состоит  в правильности организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиком и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о  ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:

  • единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятиям розничной торговли, при отгрузке товаров со складов (складской товарооборот) или отгрузке товаров покупателем непосредственно поставщиком без завоза на оптовый склад (транзитный оборот, который делится на оборот с участием и на оборот без участия оптового предприятия);
  • возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
  • учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности, заключаемому с сотрудником или бригадой  (организация может предъявить претензии к нарушителям учета);
  • учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении; на оптовых предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально-ответственное лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования;
  • единство оценки  товаров при их оприходовании и списании в расход (так, если товары были оприходованы по продажным ценам , то и списываться они должны по этим же ценам).

Информация о работе Организация аудиторской деятельности на предприятиях оптовой торговли