Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:38, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе возрастают требования к повышению эффективности управления предприятием, которые обуславливают необходимость функциональной активизации и реформирования внутреннего контроля как составной части управления.
При осуществлении предпринимательской деятельности в организациях действует сложный экономический механизм со многими самостоятельными и взаимодействующими системами. Такими системами являются учет и внутренний контроль. Эти системы в организациях объединяются не только с общей целевой направленностью как функции управления, но и стадиями реализации: подготовка экономической информации о хозяйствующем субъекте, ее анализ и оценка, исправление ошибок с участием служб внутреннего аудита.
Введение ………………………………………………………………….. 4
1 Теоретико – методологические основы функционирования внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте…………………
8
1.1 Необходимость и предпосылки создания концепции внутреннего контроля……………………………………………………
8
1.2 Цель, задачи, функции и виды внутреннего контроля………… 13
2 Действующая практика функционирования внутреннего контроля …………………………………………………………………
19
2.1 Стандарты по регулированию и по оценке системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах……………………
19
2.2 Проблемы организации и оценке службы внутреннего контроля в отечественной практике…………………………………….
30
2.3 Зарубежный опыт организации внутреннего контроля……… 35
Заключение………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы…………………………………. 42
АИНиГ. В050800 “Учет и аудит”. Кафедра “Учет и аудит” . группа УиА – 12 СВГ веч
Карасаева Асел
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. |
4 |
1 Теоретико – методологические основы функционирования внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте………………… |
8 |
1.1 Необходимость и предпосылки
создания концепции |
8 |
1.2 Цель, задачи, функции и виды внутреннего контроля………… |
13 |
2 Действующая
практика функционирования |
19 |
2.1 Стандарты по регулированию
и по оценке системы внутреннего
контроля в хозяйствующих |
19 |
2.2 Проблемы организации
и оценке службы внутреннего
контроля в отечественной |
30 |
2.3 Зарубежный опыт
организации внутреннего |
35 |
Заключение…………………………………………………… |
40 |
Список использованной литературы…………………………………. |
42 |
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе возрастают требования к повышению эффективности управления предприятием, которые обуславливают необходимость функциональной активизации и реформирования внутреннего контроля как составной части управления.
При осуществлении
Развитие организаций, выступающих в роли собственников средств производства и продуктов труда, во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования.
Особенности внутреннего аудита
предприятий обусловлены их сложной организационной
Формирование внутреннего аудита в Казахстане было подготовлено целым рядом экономических предпосылок.
Во-первых, это произошедшие за последние годы в экономике нашей страны существенные структурные сдвиги, переориентация экономического развития, формирование новой системы отношений и управления, сокращение ранее функционировавшей внутриведомственной формы контроля, что вызывает необходимость создания недостающих звеньев нормального ее функционирования. Одним из таких звеньев является внутренний аудит, который утвердился во многих странах мира.
Во-вторых, это появление новых
субъектов собственности (
Этим обусловлено появление следующих задач внутреннего аудита на предприятиях:
- контроль за качеством работы
обособленных подразделений (
- осуществление постоянного контроля за сохранностью активов, эффективностью их использования, выявление и пресечение злоупотреблений;
- подготовка на основе
предварительно проведенного
- повышение эффективности
внутреннего контроля в
Поэтому обязательным условием эффективного управления предприятиями является своевременное обеспечение управляющей системы необходимой информацией, включая информацию внутреннего аудита. В связи с этим исследование теоретических основ внутреннего аудита и разработка методических рекомендаций по его организации и проведению на предприятиях, имеющих разветвленную филиальную сеть, представляются своевременными и актуальными.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные положения и закономерности, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов, связанные с рассматриваемой проблемой. В качестве правового и информационного обеспечения служат законодательные, нормативные и правовые акты, стандарты, инструктивные и другие регламентирующие документы в области бухгалтерского учета и аудита.
Оценка современного состояния решаемой научной проблемы. В Казахстане внутренний аудит — понятие не новое, однако он привлек к себе особое внимание лишь в начале третьего тысячелетия. Следует отметить, что российская модель внутреннего аудита далека от западного варианта и состоит из двух основных направлений. Первое направление — ревизия, которая фокусируется на проверке сохранности и эффективном использовании активов, выявлении и ликвидации задолженностей и недостач. Второе — это собственно внутренний аудит, имеющий целью обеспечить достоверность бухгалтерско-финансовой отчетности, минимизировать налогообложение и способствовать сохранности активов компании. В этом случае внутренний аудит фактически выполняет функцию внешнего аудита и во многом его дублирует, тем самым снижая свою эффективность.
Внутренний аудит является одним из немногих доступных на данный момент и в то же время недооцененных ресурсов, правильное использование которых может повысить эффективность компании. Череда громких корпоративных скандалов, прокатившихся по США и ЕС, позволяет считать, что институт внешнего аудита может давать серьезные сбои, вследствие которых терпят банкротство даже крупнейшие фирмы. Наличие в компании службы внутреннего аудита — это признак хорошего корпоративного управления, к тому же это положительный сигнал для потенциальных инвесторов и кредиторов, повышающий инвестиционную привлекательность компании.
В отечественных условиях к вышеназванным факторам добавляется ряд других. Прежде всего, это желание собственников и менеджмента упорядочить структуру и организацию бизнес-процессов, что может привести к существенной экономии средств компании. Кроме того, наличие внутреннего аудита становится весьма актуальным для собственников-управленцев, которые отходят от непосредственного ведения дел на фирме, передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, планы выхода в краткосрочной или среднесрочной перспективе на международные рынки капитала диктуют компаниям необходимость создания служб внутреннего аудита. В частности, правила крупнейших фондовых бирж предусматривают наличие в компании внутреннего аудита как обязательное условие внесения ценных бумаг компании в котировальные списки биржи.
Однако, как показывает пример некоторых отечественных компаний, происходит осмысление западной практики внутреннего аудита и сближение российского и западного понимания целей и методов внутреннего аудита. Внутренний аудит перерастает из функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании.
Цель и задачи выполнения курсовой работы. Целью работы является определение основ внутреннего аудита с учетом отечественной специфики, изучение и обоснование необходимости организации внутреннего аудита на предприятиях, разработка рекомендаций по его внедрению и проведению.
В соответствии со сформулированной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- выявить причины, обусловившие
повышение значения
- развить теоретические положения внутреннего аудита, уточнить его цели, задачи, основные принципы, направления развития;
- определить информационно-
- усовершенствовать методику
оценки системы внутреннего
- обосновать место и
роль внутреннего аудита как
элемента внутреннего контроля
в системе управления
Объектом исследования. В качестве объекта исследования приняты происходящие на предприятиях процессы создания, освоения и применения методов, инструментов и процедур, необходимых для формирования, реализации и функционирования системы внутреннего аудита в различных организациях.
Предметом исследования выступает методология организации внутреннего аудита на предприятии.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключается в решении теоретических и практических задач организации внутреннего аудита на предприятиях, целостное изложение методологических основ внутреннего аудита и формирование необходимых предпосылок для комплексного его внедрения в организациях.
Основные результаты, составляющие научную новизну курсовой работы, следующие:
• дано авторское определение сущности и роли внутреннего аудита как элемента внутреннего контроля в управлении предприятием, обеспечивающего повышение эффективности деятельности предприятия;
• обоснована необходимость создания службы внутреннего аудита в организациях, определены ее задачи и функции, дающей возможность постоянного контроля за текущей и перспективной деятельностью предприятия в целом и его филиалов;
• выявлены и систематизированы возможные ошибки, свойственные организации учета на предприятиях, и приведены рекомендации по их минимизации и устранению;
• определены роль и основное содержание стандартов в организации и проведении внутреннего аудита, обеспечивающие качественное проведение и надлежащее оформление результатов внутреннего аудита.
Практическая значимость курсовой
работы определяется тем, что реализация
разработанных предложений и рекомендаций
позволит организовать внутренний аудит
на различных предприятиях, повысить эффективность
системы внутреннего контроля и обоснованность управленческих
1 Теоретико – методологические основы функционирования внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте
1.1 Необходимость
и предпосылки создания
Развитие рыночной экономики сопряжено с концентрацией собственности, интеграционными процессами, что привело к формированию финансово-промышленных групп, холдингов, концернов, корпораций. Для осуществления управленческих функций собственники и топ-менеджеры в условиях нарастающей неопределенности бизнес-ситуации, неясности и неуверенности в конечных результатах должны решать проблему выживания и развития, создавать механизмы, дающие возможность принимать скоординированные и оптимальные управленческие решения. Эффективная система информационного обеспечения управления хозяйственной деятельностью организаций является важнейшим фактором, определяющим перспективы развития и повышения финансовой и конкурентной устойчивости бизнеса.
В настоящее время понимание управленческой деятельности и управленческих функций изменилось. Их «классический» набор, включающий учет, анализ и контроль, значительно расширился и включает: планирование (текущее и перспективное), прогнозирование, организацию и координацию, регулирование, стимулирование и др. Это функциональное понимание управленческой деятельности как специфического вида деятельности, который формализован и нормативно задан, а также регламентирован по предмету, средствам, способам, результату (во времени и пространстве). Таким образом, предметом управленческой деятельности являются взаимосвязи и взаимоотношения материального, хозяйственного и социального характера, которые можно формально, количественно и экономически описать. Содержательный смысл общие функции управления приобретают только применительно к объекту и предмету управленческой деятельности. При этом предметом являются процессы производственно-хозяйственной деятельности, а объектами выступают элементы этой деятельности.
Следует отметить, что современная экономическая ситуация обостряется в связи с быстрыми изменениями внешней среды, интеграционными процессами и глобализацией бизнеса, стимулирующими появление новых методов, систем и подходов к управлению и к поставщику информации – внутреннему аудиту. Необходимость внутреннего аудита обусловлена усложнением управленческих проблем, необходимостью их комплексного решения. Он предназначен для менеджеров верхнего уровня управления предприятием. Для них нужна информация, в т.ч. конфиденциальная, составляющая коммерческую тайну, о возможностях организации и ее экономической среде. Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности деятельности и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ организации может стать внутренний аудит.