Организация внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе возрастают требования к повышению эффективности управления предприятием, которые обуславливают необходимость функциональной активизации и реформирования внутреннего контроля как составной части управления.
При осуществлении предпринимательской деятельности в организациях действует сложный экономический механизм со многими самостоятельными и взаимодействующими системами. Такими системами являются учет и внутренний контроль. Эти системы в организациях объединяются не только с общей целевой направленностью как функции управления, но и стадиями реализации: подготовка экономической информации о хозяйствующем субъекте, ее анализ и оценка, исправление ошибок с участием служб внутреннего аудита.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 4

1 Теоретико – методологические основы функционирования внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте…………………
8
1.1 Необходимость и предпосылки создания концепции внутреннего контроля……………………………………………………
8
1.2 Цель, задачи, функции и виды внутреннего контроля………… 13

2 Действующая практика функционирования внутреннего контроля …………………………………………………………………
19
2.1 Стандарты по регулированию и по оценке системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах……………………
19
2.2 Проблемы организации и оценке службы внутреннего контроля в отечественной практике…………………………………….
30
2.3 Зарубежный опыт организации внутреннего контроля……… 35

Заключение………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы…………………………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

внутренний контрль.docx

— 190.16 Кб (Скачать файл)

- независимость подразделения  внутреннего аудита от аудируемой организации и объективность внутренних аудиторов;

- компетентность и профессионализм  внутренних аудиторов и соблюдаемая  ими профессиональная осторожность;

- объем и качество работ, выполняемых внутренними аудиторами;

- функции и обязанности  внутреннего аудитора;

- управление подразделением  внутреннего аудита.

Службы внутреннего аудита зачастую имеют ограниченные возможности, испытывают нехватку ресурсов и кадров, обладающих специальными знаниями и навыками, чтобы эффективно работать в условиях постоянно изменяющейся структуры и характера рисков.

Внутренним аудиторам по-прежнему с трудом удается значительно увеличить свой вклад в развитие компании, особенно в вопросах, выходящих за рамки их традиционной сферы деятельности

При этом указанные выше трудности многократно возрастают в условиях отечественной  бизнес-среды:

1. Недостаточно  конструктивное взаимодействие  с советами директоров и комитетами  по аудиту в контексте развития  корпоративного управления. Основные заинтересованные стороны не имеют единого понимания того, на каких вопросах служба внутреннего аудита должна сосредоточить свои усилия и какие результаты можно ожидать от ее работы. В частности, 79% членов советов директоров признают значительный вклад службы внутреннего аудита в деятельность своей организации, в то время как среди представителей исполнительного руководства эту позицию поддерживают лишь 44% респондентов. Руководство компаний ожидает повышения эффективности работы внутренних аудиторов! Это значительно труднее для отечественных руководителей внутреннего аудита!

2. Отсутствие  отлаженной системы управления  рисками в масштабе всей организации, в рамках которой должна осуществляться  операционная деятельность. Для многих российских руководителей служб внутреннего аудита сложность в планировании состоит в том, что у руководства компаний отсутствует общий подход к выявлению и оценке рисков. Таким образом, даже если внутренние аудиторы проводят свою собственную оценку рисков, эта работа проводится без серьезного участия и поддержки со стороны высшего руководства.

3. Отсутствие / недостаточное использование специального программного обеспечения в области внутреннего аудита и инструментария для анализа данных, которые могли бы повысить эффективность работы. Во всем мире практика анализа данных неотъемлемо важна, однако лишь немногие применяют инструменты для анализа регулярно - например, только 31% внутренних аудиторов проводят анализ данных на регулярной основе. Согласно результатам опроса, российские главы внутреннего аудита чаще используют в своей работе анализ данных, чем их глобальные коллеги. Это наше восприятие или реальное положение дел? Несмотря на то, что число департаментов, использующих инструменты внутреннего аудита растет, наш уровень все еще отличается от международного.

4. Острая  нехватка сотрудников, обладающих  необходимыми знаниями и опытом, и низкий уровень профессиональной  квалификации.

• Частично - отсутствие качественной информации о внутреннем аудите

• Частично - относительно небольшое число высококвалифицированных

внутренних аудиторов

• Частично - недостаточное развитие корпоративного управления в России

• Частично - относительно низкий статус внутреннего аудита

Внутренний аудит существует с советских времен в России - тогда он назывался «Ревизией» - если профессия не нова, то почему на рынке так мало опытных специалистов ?

Мы считаем, что главной причиной является различие между наследием ревизионной деятельности и высокими стандартами международной практики.

Обсудим 8 основных принципов ревизионной деятельности, которые отличают ее от международного опыта:

1. Цель внутреннего  аудита заключается в определении  случаев мошенничества и нарушений  политики компании с помощью  подробных тестов по существу  в целях наказания лиц, допустивших  правонарушения.

Функция внутреннего аудита не отвечает за проверку систем внутреннего контроля, направленных на повышение эффективности процессов.

2. Использование  суждений не входит в обязанности  внутреннего аудитора. Принцип экстраполяции применяется для того, чтобы избежать привязки к конкретным фактам. Выставление приоритетов входит в обязанности вышестоящего органа, которому подотчетны аудиторы. Обработка результатов может создать риск того, что службу внутреннего аудита могут обвинить в сотрудничестве с подозреваемым в целях сокрытия фактов от вышестоящего органа.

Отчет по внутреннему аудиту должен представлять собой необработанный и неранжированный по приоритетности список нарушений. Объем отчета является ключевым показателем эффективности функции внутреннего аудита.

3. Концепция  уровня существенности не имеет  отношения к внутреннему аудиту. Все нарушения являются в равной степени серьезными.

4. Будущие  риски не являются конкретными  фактами, а потому не должны  рассматриваться в ходе внутреннего  аудита. Объем работы по внутреннему аудиту должен быть ограничен изучением документально подтвержденных свидетельств и текущей деятельности.

5. Внутренние  аудиторы должны быть независимыми.  В частности, (a) они не могут быть назначены из общего кадрового резерва организации и не могут быть переведены с должности внутреннего аудитора на другую должность в рамках такого резерва; (б) они никаким образом не должны сотрудничать с проверяемыми лицами, например для решения возникающих проблем.

6. Внутренний  аудит не предназначен для  предоставления консультаций. Предоставление консультаций подразумевает (а) крайне тесные взаимоотношения с руководством, исключающие профессиональный подход, (б) применение суждений, (в) ориентацию на риски будущих периодов, (г) трактовку определенных фактов. Каждый из этих аспектов является нарушением стандартов внутреннего аудита.

7. Внутренний  аудит не предназначен для  получения аудиторской уверенности. В соответствии с международной практикой службы внутреннего аудита пользуются доверием сотрудников своих организаций. Их деятельность направлена на то, чтобы подтвердить наличие такого доверия в перспективе. Российские службы внутреннего аудита не пользуются доверием сотрудников своих организаций. Их деятельность направлена на то, чтобы найти основания, подтверждающие обоснованность такого недоверия.

8. Международные  стандарты аудита не действуют  в Казахстане.Это происходит из-за «специфичности» отечественной действительности, которую западные аудиторы не могут понять.

Рекомендуется мероприятия по повышению эффективности внутреннего аудитав казахстанской практике:

• Конструктивное взаимодействие с советами директоров и комитетами по аудиту с целью выявления сложностей и постановки измеримых целей для отдела;

• Согласованность подходов и действий в процессе управления ключевыми рисками;

• Повышение эффективности за счет использование новых технологий;

• Косорсинг как средство обучения команды и получения специальных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Внутренний аудит является одним из немногих доступных на данный момент и в то же время недооцененных ресурсов, правильное использование которых может повысить эффективность компании. По мнению многих отечественных экономистов, в настоящий момент, существуют реальные предпосылки для создания служб внутреннего аудита в хозяйственной практике казахстанских организаций. Изучив различные подходы к определению понятия «внутренний аудит», представляется возможным дать свою трактовку: внутренний аудит представляет собой современную форму независимого финансово-хозяйственного контроля, которая обеспечивает комплексную оценку результатов деятельности экономического субъекта и предполагает формирование мнения относительно результатов его деятельности как в целом, так по структурным подразделениям (центрам ответственности, видам деятельности).

Современный внутренний аудит способен и выполняет разнообразные и масштабные задачи:

  • во-первых, оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений;
  • во-вторых, проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков;
  • в-третьих, оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.

Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Международные стандарты внутреннего аудита имеют следующие цели:

  1. Установить основные принципы практики внутреннего аудита.
  2. Определить нормативную базу, лежащую в основе всего спектра услуг в области внутреннего аудита.
  3. Создать основу для оценки эффективности деятельности СВА.
  4. Способствовать совершенствованию работы СВА.

Международные стандарты   следует воспринимать как общие указания или как отправную точку для разработки внутренних стандартов деятельности СВА, которые определяют единые требования к проведению аудиторских проверок, оформлению результатов проверок и консультационных услуг, к порядку подготовки заключительных документов, к подготовке, переподготовке и повышению квалификации  внутренних аудиторов в каждом хозяйствующем субъекте.

На современном этапе неизмеримо возрастает роль и значение внутреннего аудита в повышении эффективности управления строительством. Это тем более важно, т. к. функционирующим в условиях постоянного роста издержек производства (из-за увеличения цен на строительные материалы и топливно-энергетические ресурсы) строительным организациям приходится действовать в условиях жесткой конкуренции, стремясь обеспечить высокий уровень и качество строительных услуг.

Экономическая стратегия строительной организации основана на общих законах как макроэкономики, так и микроэкономики. Первичной операцией стратегического анализа считается анализ среды. Строительная организация вовлечена в три процесса:

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход).

В казахстанской экономике имеются организационные условия и действуют экономические факторы, стимулирующие развитие внутреннего аудита и контроля. Темпы развития на казахстанских предприятиях СВК и СВА, как ее составной части, будут во многом определяться формированием правового и нормативного поля функционирования, которое зависит от создания эффективных механизмов саморегулирования и их взаимодействия с законодательными и исполнительными федеральными органами государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Белуха,  Н.Т. Аудит: учебник [Текст] / Н.Т. Белуха. - К.: Знания, КОО -  2000.-769с.
  2. Богомолов,  А.М. Внутренний аудит: организация и методика проведения [Текст] / А.М. Богомолов, Н.А. Голощапов. - М.: «Экзамен» -  2000. - 192 с.
  3. Бурцев, В.В. Новые показатели для оценки эффективности бизнеса  [Текст] / В.В. Бурцев // Аудитор. - 2010. - №7 - С.4-10.
  4. Суворова, С.П. Управленческий аудит в системе управления хозяйственной деятельностью организаций. [Текст] /  С.П. Суворова, А.М. Ковалева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №3 - С.39-46.
  5. Суворова, С.П. Управление хозяйственной деятельностью  и характер взаимодействия с учетной системой организации (предприятия) [Текст] / С.П. Суворова // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №10 - С.33-41.
  6. Суворова, С.П. Принципы организации внутреннего аудита [Текст] /  С.П. Суворова, М.Е. Ханенко, Л.А. Панкратова // Вестник ОрелГАУ. - 2010. - №2(10)- С. 91-95.
  7. Хорохордин, Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи [Текст] /  Н.Н. Хорохордин  // Аудиторские ведомости. -  2007. -  № 10 - С.17-21.
  8. Учетная политика ТОО  «Атырау Полимер Строй»
  9. Воронина, Л. И. Аудиторская деятельность: основы организации: учебно-практическое пособие / Л. И. Воронина. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с. – (Высшее экономическое образование).
  10. Лабынцев, Н. Т. Управленческий учет и аудит в условиях рыночной экономики: научно-практическое пособие / Н. Т. Лобынцев, Е. А. Шароватова, Р. Г. Михайленко. – Ростов н/Д : РГЭУ (РИНХ), 2001.
  11. Ларионова, В. Управленческий учет в строительной компании / В. Ларионова // Финансовый директор. – 2005. – № 9.
  12. Мельник, М. В. Экономический анализ в аудите : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / М. В. Мельник, В. Г. Когденко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 543 с. 
  13. Головач, А.М. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. – 2007. – № 1.
  14. Рой, Д. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: пер. с англ. / Д. Рой. – М.: Сирин, 2002. – 221 с.
  15. Зырянова, Т.В. Методические подходы к внедрению внутреннего аудита в систему управления предприятием / Т.В. Зырянова, О.Е. Терехова // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. – № 2.
  16. Рожнова, О.В. Совершенствование управления бизнес-процессами на предприятии металлургии / О.В. Рожнова, М.А. Серик. – М.: Парфенов. ру , 2007. – 72 с.
  17. Серебрякова, Т.Ю. Сущность и задачи внутреннего аудита // Аудиторские ведомости. – 2008. – № 11. 
  18. Сонин, А.М. Внутренний аудит: современный подход / А.М. Сонин. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 60 с.
  19. Суворова, С.П. Принципы организации внутреннего аудита / С.П. Суворова, М.Е. Ханенко,
  20. Л.А. Панкратова // Вестник Орловского государственного аграрного университета, 2009.
  21. Хорохордин, Н.Н. Методология внутреннего аудита в организации // Аудиторские ведомости. – 2006. – № 6.

Информация о работе Организация внутреннего контроля