Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:38, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе возрастают требования к повышению эффективности управления предприятием, которые обуславливают необходимость функциональной активизации и реформирования внутреннего контроля как составной части управления.
При осуществлении предпринимательской деятельности в организациях действует сложный экономический механизм со многими самостоятельными и взаимодействующими системами. Такими системами являются учет и внутренний контроль. Эти системы в организациях объединяются не только с общей целевой направленностью как функции управления, но и стадиями реализации: подготовка экономической информации о хозяйствующем субъекте, ее анализ и оценка, исправление ошибок с участием служб внутреннего аудита.
Введение ………………………………………………………………….. 4
1 Теоретико – методологические основы функционирования внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте…………………
8
1.1 Необходимость и предпосылки создания концепции внутреннего контроля……………………………………………………
8
1.2 Цель, задачи, функции и виды внутреннего контроля………… 13
2 Действующая практика функционирования внутреннего контроля …………………………………………………………………
19
2.1 Стандарты по регулированию и по оценке системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах……………………
19
2.2 Проблемы организации и оценке службы внутреннего контроля в отечественной практике…………………………………….
30
2.3 Зарубежный опыт организации внутреннего контроля……… 35
Заключение………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы…………………………………. 42
Следует подчеркнуть, что вышеуказанные формы могут применяться в хозяйствующих субъектах в различных комбинациях. При выборе из возможных альтернатив следует оценить преимущества и недостатки каждой из них.
Создание предприятием СВА обладает следующими преимуществами:
Как недостаток следует отметить сравнительно высокий уровень затрат на формирование СВА, что, в конечном счете приводит к возникновению дополнительных общезаводских затрат, распределяемых между видами производимой продукции (работ, услуг).
СВА, как показала практика, организуется, в основном, хозяйствующими субъектами крупного и среднего бизнеса, при наличии следующих условий:
Результативность работы СВА будет во многом определяться ее подчиненностью, которая, безусловно, определяется собственником предприятия. Однако, как показывает практика, деятельность СВА наиболее эффективна, если она подчиняется функционально Комитету по аудиту Совета директоров или другому органу, представляющему интересы собственника при их наличии, а административно – представителю высшего исполнительного руководства хозяйствующего субъекта, определенному собственником. Это утверждение справедливо, так как указанный Комитет использует результаты деятельности СВА для того, чтобы :
В предприятиях среднего и малого бизнеса наиболее часто используется структурно-функциональная форма СВК. Ее преимущество перед СВА в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку специалистами хозяйствующего субъекта совместно с внешними аудиторами или консультантами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.
Недостаток этой формы в том, что, как показывает практика, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.
Весьма перспективным, как показывает практика, является сочетание СВА со структурно-функциональной формой внутреннего контроля . Такой гибрид весьма полезен с точки зрения экономии затрат при обеспечении достаточно высокой степени эффективности СВК, поскольку небольшая СВА играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой, в основном, силами внутренних контролеров.
В этом случае СВА выполняет следующие организационные функции:
Контрольно-ревизионная служба предназначена, в основном, для последующего внутреннего контроля сохранности товарно-материальных ценностей, выполнения решений и распоряжений руководства хозяйствующего субъекта, а также расследованием мошенничеств. Она, как правило, не занимается предварительным и текущим внутренним контролем.
При этом необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существенные отличия направлений деятельности внутренних аудиторов от работы внутренних контролеров-ревизоров по выполняемым функциональным обязанностям, внутренний аудит не отменяет, а дополняет ревизию. что подтверждается сведениями, приведенными в табл.3[15].
Таблица 3
Существенные отличия направлений деятельности внутренних аудиторов от работы внутренних контролеров-ревизоров
Контрольно-ревизионная |
СВА | |
Способ проверки совершенных |
Оценка выполнения плановых и нормативных показателей. |
Изучение эффективности надежности и стабильности, выявление резерва совершенствования. |
Применяемые виды проверок |
Документальные и комплексные ревизии, выборочные проверки сохранности активов и достоверности отчетности по результатам отчетных периодов |
Применение риско – и системно-ориентированного аудита, изучающего не только свой хозяйствующий субъект изнутри, но и окружающую его экономическую и юридическую среду в направлении бизнеса хозяйствующего субъекта |
Основные функции |
Контрольная, информационная и мобилизующая функции |
Контрольная, информационная, мобилизующая функции, а также контрольно-аналитические и консультативные функции |
Главные |
Контрольные действия и процедуры, связанные с обеспечением сохранности активов, документальной и фактической проверкой законности, эффективности и целесообразности совершенных операций |
Контрольные действия и процедуры, связанные с обеспечением сохранности активов, документальной и фактической проверкой законности, эффективности и целесообразности совершенных операций, а также выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности, прозрачности системы экономической информации |
Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности |
Анализ используют для выявления отклонений от плана, сметы, изучения текущей отчетности |
Анализ используют для выявления отклонений от плана, сметы, изучения текущей отчетности, а также для определения наиболее целесообразных методов проверки, оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта или иного объекта внутреннего аудита |
Оценка управленческой |
Проверка законности и правильности действий должностных лиц при осуществлении операций в соответствии с их функциональными обязанностями |
Проверка законности и правильности действий должностных лиц при осуществлении операций, а также выработка предложений по совершенствованию управленческой деятельности |
Методические приемы |
Приемы направлены, в основном, на проверку сохранности активов, состояния техники, соблюдения технологии и на организацию производства |
Приемы направлены на проверку сохранности активов, состояния техники, соблюдения технологии и организации производства с применением стандартов и современных методов получения аудиторских доказательств |
Подход к |
Жесткая централизация и дисциплина, четкое следование отраслевым или внутренним инструкциям по проведению ревизий |
Тщательно продуманная стратегия проведения аудиторских проверок; стандартизация внутреннего аудита на уровне хозяйствующего субъекта, внешний и внутренний контроль качества внутреннего аудита |
Анализ содержания табл.3. показывает, что наличие у хозяйствующего субъекта СВА и контрольно-ревизионной службы может быть весьма эффективно при правильной координации их действий.
Еще один способ организации СВК предприятий – это выполнение функций аутсорсинг и ко-сорсинг. Под аутсорсингом понимается полная передача функций внутреннего контроля в рамках хозяйствующего субъекта специализированной компании или внешнему консультанту. Ко-сорсинг заключается в том, чтобы создать на предприятии СВА, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.
Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга заключаются в следующем:
Основным недостатком аутсорсинга и ко-сорсинга является то, что стороннему по отношению к хозяйствующему субъекту человеку очень трудно почувствовать его изнутри. Специалисты хозяйствующего субъекта всегда будут относиться к нему как к чужаку.
В казахстанской экономике имеются организационные условия и действуют экономические факторы, стимулирующие развитие внутреннего аудита и контроля. Темпы развития на казахстанских предприятиях СВК и СВА, как ее составной части, будут во многом определяться формированием правового и нормативного поля функционирования, которое зависит от создания эффективных механизмов саморегулирования и их взаимодействия с законодательными и исполнительными федеральными органами государственной власти.
2.3 Зарубежный опыт организации внутреннего контроля
В экономически развитых странах проблемам аудита, в том числе внутреннего, уделяется повышенное внимание. Помимо законов, в которых формулируются основные требования и определяются общие правила, там приняты и действуют различные нормативные и иные документы по вопросам регулирования внешнего и внутреннего аудита. В каждой конкретной стране данные документы могут подготавливать государственные органы или профессиональные общественные организации либо и государственные органы, и профессиональные общественные организации.
Необходимо упомянуть о существовании Международной организации высших институтов контроля (The International Organization of Supreme Audit Institutions, INTOSAI), в которую входят более десятка стран, включая США, Англию и Японию. В этом направлении работают и специальные подразделения правительственных организаций. Например, в США - Главная служба учета (United States General Accounting Office). В каждой из названных и других аналогичных зарубежных организаций имеется подразделение, ответственное за разработку соответствующих стандартов аудита.
Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) разработаны и изданы Международные стандарты аудита (МСА). Согласно Международным стандартам аудита "внутренний аудит-это оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. Одной из функций внутреннего аудита является изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля"[16].
В 1941 г. был создан Институт внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, НА), который в настоящее время является международной профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов. Институт внутренних аудиторов был организован в целях повышения профессиональных знаний и образования внутренних аудиторов. Институтом был составлен этический кодекс внутренних аудиторов, разработаны стандарты по профессиональной практике проведения внутреннего аудита и положения по стандартам внутреннего аудита.
Институтом внутренних аудиторов приняты такие важные документы, как Кодекс этики (2000 г.) и Профессиональные стандарты внутреннего аудита (International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing)) (1999г.).
В данных стандартах Институтом внутренних аудиторов дается следующее определение внутреннего аудита:
"Внутренний аудит является
деятельностью по
Согласно профессиональным стандартам, выработанным международным Институтом внутренних аудиторов, профессиональные внутренние аудиторы играют ключевую роль в оценке и гарантировании эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления. В функции внутреннего аудита входят: оценка достоверности отчетности (как внешней, финансовой и регуляционной, так и внутренней, управленческой), проверка целесообразности и экономической эффективности операций, сохранности активов, соблюдения законодательства, требований нормативных документов регулирующих органов и договорных обязательств. Стандарты рассчитаны на аудиторов во всех сферах бизнеса, где действуют внутренние аудиторы. В связи с непрерывно происходящими в обществе и бизнесе изменениями эти стандарты постоянно пересматриваются.
Стандарты охватывают следующие пять направлений деятельности внутреннего аудита[17]: