Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний в области организации контроля затрат, овладение методикой исследования и анализа деятельности организации.
Объектом исследования являются затраты хозяйствующего субъекта как экономическая категория, а предметом – процедуры анализа и контроля затрат в рамках деятельности по организации и ведению управленческого учета.
Введение
I. Теоретическая часть
Глава 1. Понятие, виды и методы контроля затрат
1.1 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и получаемой прибыли
1.2 Классификация затрат для принятия управленческого решения и планирования
1.3 Классификация затрат для осуществления функции контроля и регулирования в управленческом учете
Глава 2. Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным управленческого учета
2.1 Система управленческого контроля
2.2 Система управленческого анализа
Глава 3. Бюджетирование как средство контроля и анализа деятельности предприятия
II. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называются затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам.
Комплексные затраты состоят из несколько экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.
Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла.
1.2 Классификация затрат для принятия управленческого решения и планирования
Как отмечалось выше, одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.
Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятие решения, выделяют следующие виды затрат:
Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты (в зависимости от реагирования на изменения объемов производства (продаж).
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции – величина постоянная.
Производственные затраты, которые остаются практически неизмененными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не меняются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы по аренде производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения.
Постоянные расходы на единицу продукции снижаются ступенчато. Совокупные постоянные затраты являются константами и не зависят от объемов деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов. Например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают.
Переменные затраты характеризуют стоимость собственного продукта, все остальные (постоянные затраты) – стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.
Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель – коэффициент реагирования затрат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:
Крз = Y/X,
где Y - темпы роста затрат, %;
X - темпы роста деловой активности фирмы, %.
Нулевое значение коэффициента реагирования затрат свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издержками.
Разновидность переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Поэтому, Крз =1 характеризует затраты как пропорциональные.
Другим видом переменных затрат являются регрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Случай, когда 0 < Крз <1, свидетельствует о том, что затраты являются регрессивными.
Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными затратами. Следовательно, при Крз>1 затраты являются прогрессивными.
В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации так же сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентской платы (постоянная часть) и оплату междугородних переговоров (переменное слагаемое).
Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой
Y=a+bX,
где Y - совокупные издержки, руб.;
а - их постоянная часть, независящая от объемов производства, руб.;
b - переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.
X - показатель, характеризирующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказание услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.
Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а=0, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер. 10
Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках.
Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой несколько альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. 7
Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые не один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными. 5
Вмененные (воображаемые) затраты.
Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.
В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называю вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.
Приростные и предельные затраты.
Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться в постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения то приростные затраты будут равны нулю.
Планируемые и не планируемые затраты.
Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Не планируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат или калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с не планируемыми затратами. 2
1.3 Классификация затрат для осуществления функции контроля и регулирования в управленческом учете
Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учет затрат по центрам ответственности, он может реализовываться на практике при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые (или контролируемые и неконтролируемые).
Регулируемые затраты подверженные влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по способности управлять регулируемыми затратами. 10
Глава 2. Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным управленческого учета
2.1 Система управленческого контроля
Под общей системой контроля на предприятии понимают коммуникационную сеть управленческого учета, с помощью которой обеспечивается соответствие решений, принятых на предприятии, с реализацией их на практике, и основа правильных действий в будущем.
Внутренний управленческий контроль содержит методы и способы, которые помогают управлению, планированию и контролю за хозяйственной деятельностью предприятия, подразделений и внутри них. Примером может служить бюджетирование и составление отчетов, нормативный метод учета затрат.
Внутренний управленческий контроль сосредоточивает свое внимание на элементах предприятия: отделах, службах, цехах, участках, бригадах, называемых центрами ответственности.
Деление организации на центры ответственности базируется на следующем положении: каждую структурную единицу предприятия обременяют те и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует. Обращаясь к российской истории, можно вспомнить личные счета экономии, которые открывались отечественными промышленными предприятиями в конце 1940-х гг. Они и были предвестниками учета по центрам ответственности в российской практике. Позднее в разработке методики учета по центрам ответственности участвовали такие видные отечественные ученые, как Б.И. Валуев, В.Б. Ивашкевич, С.С. Сатубалдин и др. Таким образом, организационный аспект сегментации деятельности предприятия существовал и при социализме. Однако он реализовывал лишь одну из управленческих функций - контрольную, не достигая при этом должной мотивации.
В условиях рыночных отношений организационный аспект сегментации предпринимательской деятельности позволяет распределить финансовую ответственность и создать механизм мотивации, позитивно влияющий на организационное поведение исполнителей. 8
На рисунке 1 представлены центры ответственности, которые возможны на предприятии. Центры издержек как начальная стадия развития управленческого учета представляют собой только один вид. Есть и другие центры (например, центры доходов). Это значит, что данная структурная единица несет расходы, но они являются настолько несущественными, что контролировать их смысла нет, а доходы, которые центр формирует (например, служба маркетинга на предприятии), намного превышают те расходы, которые несет данный объект. Центры прибыли - это симбиоз центра издержек и центра доходов там, где можно это организовать.
Рис. 1 - Центры ответственности на предприятии
Структуризация бизнеса по центрам ответственности, в отличие от деления его на информационные сегменты, является типовой для всех организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, размеров и организационной формы.
Для иллюстрации содержания организационного аспекта сегментации бизнеса можно воспользоваться формулой расчета рентабельности активов (РА), широко используемой в экономическом анализе:
где РА - рентабельность активов сегмента бизнеса;
Р - прибыль сегмента бизнеса;
А - стоимость его активов;
N- доходы (выручка) сегмента бизнеса;
S-расходы сегмента бизнеса.
Степень ответственности руководителей сегментов бизнеса за отдельные составляющие этой зависимости представлена в таблице 1.
Таблица 1 Степень влияния руководителей организационных сегментов бизнеса на параметры производственной деятельности
Вид центра ответственности | Показатель, контролируемый руководителем центра ответственности и составляющий основу его мотивации |
Центр затрат | S |
Центр доходов | N |
Центр прибыли | P = N-S |
Центр инвестиций | PA = P/A = (N-S)/A |