Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний в области организации контроля затрат, овладение методикой исследования и анализа деятельности организации.
Объектом исследования являются затраты хозяйствующего субъекта как экономическая категория, а предметом – процедуры анализа и контроля затрат в рамках деятельности по организации и ведению управленческого учета.
Введение
I. Теоретическая часть
Глава 1. Понятие, виды и методы контроля затрат
1.1 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и получаемой прибыли
1.2 Классификация затрат для принятия управленческого решения и планирования
1.3 Классификация затрат для осуществления функции контроля и регулирования в управленческом учете
Глава 2. Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным управленческого учета
2.1 Система управленческого контроля
2.2 Система управленческого анализа
Глава 3. Бюджетирование как средство контроля и анализа деятельности предприятия
II. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, все многообразие рассмотренных выше методов, интегрируясь в единую систему, позволяет эффективно решать стоящие перед управленческим анализом задачи как ретроспективного, текущего, так и прогнозного характера.
Вышеизложенное позволяет определить управленческий анализ как раздел экономического анализа и составную часть управленческого учета, основной целью которых является изучение прошлой, текущей, а главное, будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики. Управленческий анализ как самостоятельный элемент управленческого учета оптимизирует соотношение «расходы-доходы» на этапе предварительного управления деятельностью сегментов бизнеса.
Процесс управления предпринимательской деятельностью предполагает выработку не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических решений. Разновидностью стратегического (перспективного) анализа является инвестиционный анализ. Инвестиции - неотъемлемое условие поступательного экономического развития, как отдельных предприятий, так и общества в целом. В то же время общая нестабильность и непредсказуемость развития событий во всех сферах жизни страны, высокий уровень инфляции и несовершенство действующего законодательства делают необходимым выполнение подробных инвестиционных исследований с целью снижения риска инвестирования. В современных экономических условиях, для которых характерны быстро изменяющаяся рыночная конъюнктура, ожесточенная конкуренция, сопровождающаяся активной борьбой за покупателя, принятие решений в области инвестиций и финансов, не может осуществляться без предварительного управленческого анализа.
Результаты стратегического анализа оказывают серьезное воздействие на будущее положение организации, а потому необходимо глубокое предварительное исследование перспектив деятельности организации в соответствующей экономической среде.
Приемы и методы краткосрочного прогнозного анализа, основанные, прежде всего, на разделении издержек на постоянные и переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном периоде, в более удаленной перспективе оказываются переменными, и наоборот, неизменные для управленческого анализа удельные переменные расходы таковыми не являются.
Стратегический управленческий анализ основан на иных, отличных от рассмотренных ранее подходах и принципах. Принимаются во внимание различные факторы, обусловленные состоянием внешней среды (внеучетные источники информации): рынки товаров и услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д. Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору – как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. Цель стратегического анализа будет достигнута лишь в том случае, когда основанные на нем долгосрочные управленческие решения позволят добиться адекватности между требованиями внешней среды и возможностями организации.
В странах с рыночной экономикой, отличающейся более стабильной, чем в России, внешней экономической средой, все большее значение приобретают приемы стратегического учета и анализа, функциональный учет затрат (ABC), система «таргет-костинг» (ТС), стратегическое управление затратами (SCM), а также анализ, основанный на концепции стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Исключительная значимость этого вида управленческого анализа, его перспективность для развивающейся рыночной экономки обусловливает необходимость создания методики его проведения, учитывающей специфику российских условий хозяйствования.
Таким образом, анализ и контроль затрат является важной частью системы управления затратами на предприятии, и направлен обычно на выявление резервов снижение себестоимости продукции.
Глава 3. Бюджетирование как средство контроля и анализа деятельности предприятия
Бюджетирование – процесс разработки и составления бюджетов в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации. 10
Бюджет – это не только количественное выражение плана, но и метод регулирования. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Преимущества этого метода проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведении конкурентов, текущем и проектируемом рыночном спросе на продукцию. Бюджеты подразделяют на гибкие и жесткие. Гибкие бюджеты предусматривают изменение условий хозяйствования. 12
В состав основного бюджета предприятия входят: смета затрат на материалы; смета затрат на заработную плату основных производственных рабочих; смета накладных производственных расходов; смета цеховых затрат; смета коммерческих расходов; смета административно- управленческих расходов; кассовая консолидированная смета; проект отчета о прибылях и убытках — обобщенная смета.
Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей составной частью системы управленческого учета в организации. В бюджетах находят свое отражение оперативные планы деятельности организации, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Другими словами, система бюджетов дает руководству возможность построить целостную картину будущей работы организации. Бюджетирование является как инструментом планирования, так и контроля.
Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия различают бюджеты статические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются, исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.
При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. С него обычно начинаются отчеты о деятельности западных компаний.
Итак, в основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами.
Гибкий бюджет - это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. 7
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.
В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.
Итак, чтобы составить гибкий бюджет, необходимо все издержки разделить на переменные и постоянные.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
Рассмотрим теперь порядок проведения анализа отклонений фактических затрат от бюджетных.
На нулевом уровне сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения.
Задача анализа первого уровня - выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины:
─ изменение в объеме реализации;
─ изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета).
Для выявления отклонений в объеме реализации сравниваются показатели двух бюджетов – статического и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. В обоих бюджетах используется одинаковый размер затрат на единицу реализованной продукции. Таким образом, различие между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объемах реализации.
В целом, в ходе исполнения бюджета контрольно-аналитическая функция может реализовываться в следующем:
─ сравнение фактических показателей с плановыми;
─ простой и (или) факторный анализ отклонений и выявление причин отклонений;
─ оперативное принятие управленческих решений, направленных на усиление благоприятных отклонений и уменьшение неблагоприятных тенденций;
─ учет отклонений при бюджетном планировании на последующие бюджетные периоды;
─ совершенствование методологии планирования, принятие решений в отношении персонала, ответственного за подготовку и реализацию бюджета
Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия или фирмы. Превышение установленных лимитов — сигнал бедствия, повод разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения.
В условиях выделения центров ответственности контроль выполнения бюджетов должен быть увязан с системой премирования руководителей и специалистов данных центров. Следовательно, должны быть поставлены условия, установлены показатели и коэффициенты премирования различных центров ответственности, зависящие от степени выполнения соответствующих бюджетов.
Кроме того, необходимым условием внедрения системы бюджетирования на предприятии является установление жесткой финансовой дисциплины в отношении контроля затрат. Финансовая служба должна осуществлять только те платежи, которые включены в бюджет. Финансирование свыше установленных лимитов либо полностью запрещается, либо разрешается только с одобрения генерального директора и только в пределах четко определенной величины. Одна из целей бюджетирования – заставить подразделения и предприятие в целом «жить по средствам», экономить на расходах. 5
II. Практическая часть (задача 3)
Задание. Кооператив "Омега" выпускает верхнюю мужскую, женскую и детскую одежду. Модели ориентированы на сезонный спрос. В кооперативе организованы два отдела: административный и производственный. Состав и количество работающих и занимаемые должности представлены в штатном расписании.
№ п/п | Должность | Количество вакансий | Фонд оплаты труда, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Администрация | |||
1 | Директор | 1 | 3 000 |
2 | Бухгалтер | 1 | 2 500 |
3 | Заведующий хозяйством | 1 | 1 200 |
4 | Делопроизводитель | 1 | 800 |
| Итого по отделу | 4 | 7 500 |
2. Производственный отдел | |||
1 | Модельер-дизайнер | 1 | 2 200 |
2 | Закройщик верхней одежды | 2 | Оплата по сдельным расценкам |
3 | Швея-мотористка | 4 | Оплата по сдельным расценкам |
| Итого по отделу | 7 |
|
| Всего по кооперативу | 11 |
|