Организация предметно-количественного учёта в аптеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, закреплен законодательно. Кроме того, Министерство Здравоохранения допускает руководителям организаций здравоохранения дополнительно к этому перечню вести предметно-количественный учет других наименований по их усмотрению.
Порядок организации и ведения предметно-количественного учета в Республике Беларусь жестко регламентируется рядом нормативно-правовых актов и является единым для всех организаций здравоохранения на территории Республики Беларусь.
Целью данной работы является ознакомление с организацией предметно-количественного учёта в аптеке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Перечень ЛС, подлежащих предметно-количественному учёту 4
2. Организация наркотических лекарственных средств 14
3. Организация учёта лекарственных средств списка «А» 15
4. Организация учёта спирта этилового 16
5. Нормы естественной убыли 18
6. Документальное оформление движения наркотических средств, психотропных веществ и спирта этилового 19
7. Документальное оформление движения ЛС списка «А» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 23

Вложенные файлы: 1 файл

Организация ПКУ в аптеке.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Образец журнала  предметно-количественного учета  наркотических и психотропных средств в аптеках приведен в приложении 6 к инструкции о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, утвержденной Постановлением Министерства Здравоохранения Республики Беларусь №51 от 28.12.2004. [4]

Учет ведется  в журнале предметно-количественного  учета по форме 27-АП. Предметно-количественный учет начинается с выведения остатка лекарственных средств на начало месяца. Этот остаток переносится из остатка на конец предыдущего месяца. Далее в журнале учитывается приход. Поступление отражается по каждому приходному документу (товарная накладная) в отдельности с указанием ее номера и даты. Затем подсчитывается приход с остатком. Расход по дням записывается дневными итогами. Далее в журнале подсчитывается расход и определяется остаток на конец месяца (книжный). Он определяется как разница между приходом с остатком и расходом за месяц. [10]

 

3. Организация учёта лекарственных средств списка «А»

Учет лекарственных  средств списка «А» в аптеке ведется в соответствии с требованиями Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь №16 от 24.06.2005 «Об утверждении перечня лекарственных средств списка «А» и правил хранения лекарственных средств списка «А»».

Лекарственные средства списка «A» в виде фармацевтических субстанций, находящиеся на хранении, подлежат предметно-количественному учету в журнале предметно-количественного учета лекарственных средств списка «A» в виде фармацевтических субстанций в соответствии с приложением 1 к вышеназванному постановлению.

Журнал учета  должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и заверен его печатью. На каждое наименование лекарственного средства списка «A» в виде фармацевтической субстанции в журнале учета заводится отдельная страница.

При инвентаризации товарно-материальных ценностей устанавливаются  фактические остатки лекарственных  средств списка «A» в виде фармацевтических субстанций, на что составляется сличительная ведомость за межинвентаризационный период и инвентаризационная опись. Фактические остатки лекарственных средств списка «A» в виде фармацевтических субстанций отмечаются в журнале учета цифрами и прописью, подписываются работником, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, с указанием его должности, а также руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, и ставится дата проведения инвентаризации.

Образец журнала  предметно-количественного учета  лекарственных средств списка «А» в виде фармацевтических субстанций приведен в приложении 1 к Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь №16 от 24.06.2005 «Об утверждении перечня лекарственных средств списка «А» и правил хранения лекарственных средств списка «А». [7]

 

_______________________________

 (наименование организации)

 

ЖУРНАЛ

предметно-количественного  учета лекарственных средств

списка «A» в виде фармацевтических субстанций

 

Наименование  лекарственного средства списка «A» ____________________

Единицы измерения __________________________________________________

 

Месяц

Остаток на 1-е число

Приход

Расход

от кого получено, номер документа, дата

количество

всего за месяц по приходу с остатком

номер документа (требования)

отпущенное количество

кому отпущено

всего за месяц с остатком

остаток на конец месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

 

4. Организация учёта спирта этилового

Учет спирта этилового в аптеках организуется в соответствии с требованиями Постановления  Министерства здравоохранения Республики Беларусь №115 от 20.12.2006 «Об утверждении норм расхода этилового спирта и этилового ректификованного технического спирта организациями здравоохранения, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на медицинскую, фармацевтическую деятельность для использования на медицинские, фармацевтические цели», а также Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь №51 от 28.05.2007 «О внесении изменений в Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь №115 от 20.12.2006». Эти нормативно-правовые акты дают следующие определения понятий:

Этиловый  спирт – это спирт, полученный из пищевого сырья и используемый в медицинских и фармацевтических целях, а также, относящийся к алкогольной продукции. [1, 6]

Учет этилового  спирта ведется в «Журнале предметно-количественного  учета лекарственных средств  и спирта этилового в аптеках» по форме 27-АП» ежедневно в чистом виде по массе Журнал учета должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и заверен его печатью.

Учет этилового  спирта начинается с выведения остатка  на начало месяца. Этот остаток переносится  из остатка на конец предыдущего  месяца. Далее в журнале учитывается  приход. Поступление отражается по каждому приходному документу (товарная накладная) в отдельности с указанием ее номера и даты. Затем подсчитывается приход с остатком. Расход по дням записывается дневными итогами. Далее в журнале подсчитывается расход и определяется остаток на конец месяца (книжный). Он определяется как разница между приходом с остатком и расходом за месяц. [10]

Учет этилового  спирта, отпущенного учреждениям  здравоохранения, образования, социального  обеспечения и прочим учреждениям, следует вести в аптеках в «Журнале учета этилового спирта по нормативам». Аптекам разрешается производить внутриаптечную заготовку спиртовых растворов. Приготовление этих растворов отражать в «Журнале учета лабораторных и фасовочных работ» по форме АП-4 с составлением акта об их изготовлении, который является основанием для списания этилового спирта в расход по книге предметно-количественного учета. Установлено, что руководители учреждений здравоохранения несут персональную ответственность за правильное хранение, учет, отпуск и рациональное назначение врачами этилового спирта. Соответствие фактического наличия этилового спирта книжному остатку производить на 1-ое число каждого месяца. С целью обеспечения контроля за правильностью расхода этилового спирта в аптечных учреждениях проводить сверку его фактического наличия с учетными данными вышестоящими организациями во время комплексных ревизий, контрольных проверок и инвентаризаций. [1, 6]

 

5. Нормы естественной убыли

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №144 от 22.09.2008 «Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств, ваты, этилового спирта в аптеках, аптечных складах, контрольно-аналитических (испытательных) лабораториях, государственных учреждениях, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования, и инструкции по применению норм естественной убыли лекарственных средств, ваты, этилового спирта в аптеках, аптечных складах, контрольно-аналитических (испытательных) лабораториях, государственных учреждениях, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования» утверждены нормы естественной убыли лекарственных средств, ваты, этилового спирта в аптеках.

Списание естественной убыли товаров возможно в аптеке при проведении инвентаризации, если в результате ее выявлена недостача товарно-материальных ценностей. Списание естественной убыли при отсутствии фактических потерь запрещается.

Списание естественной убыли лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, и  этилового спирта производится согласно сличительной ведомости наркотических лекарственных средств, лекарственных средств списка «А», спирта этилового и других лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, по установленной форме.

Нормы естественной убыли лекарственных средств в аптеках включают потери лекарственных средств, аптечной посуды, вспомогательных веществ и устанавливаются к стоимости лекарственных средств, изготовленных в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача и требованиям (заявкам) организаций здравоохранения, а также внутриаптечной заготовки и фасовки.

Нормы естественной убыли лекарственных средств  в виде фармацевтических субстанций, подлежащих предметно-количественному  учету, и этилового спирта в аптеках  устанавливаются к стоимости  израсходованных количеств этих лекарственных средств по каждому наименованию.

Естественная  убыль лекарственных средств  и этилового спирта определяется исходя из нормы, установленной дифференцированно  для аптек, не имеющих самостоятельного отдела запасов, и аптек с раздельной материальной ответственностью с выделением отдела запасов и рецептурно-производственного отдела.

Исчисление  суммы убыли лекарственных средств  в пределах установленных норм производится на основании учетных данных по отпуску (реализации) лекарственных средств, изготовленных в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача и требованиям (заявкам) организаций здравоохранения, в массе (ангро) при фасовке внутриаптечной заготовки. Не включаются в расчет естественной убыли наценка от фасовочных работ, стоимость воды очищенной, израсходованной на изготовление экстемпоральных лекарственных форм населению и организациям здравоохранения, и стоимость услуг за изготовление экстемпоральных лекарственных форм и фасовку внутриаптечных заготовок.

Нормы естественной убыли лекарственных средств, этилового  спирта и ваты в аптеках, аптечных складах применяются лишь к товарам, реализованным за межинвентаризационный  период.

В таблице 4 приведены  нормы естественной убыли для  наркотических средств, психотропных веществ, лекарственных средств списка «А» и спирта этилового. [5]

 

Таблица 4. Нормы естественной убыли лекарственных средств

 

 

ЛС списка «А» и наркотические ЛС

Спирт этиловый

1.В аптеках,  не имеющих самостоятельных отделов  запасов:

1.1 индивидуальное приготовление лекарственных средств и производство внутриаптечной заготовки и фасовки

1.2 отвешивание  и отмеривание медикаментов в  аптечную тару без дополнительных  технологических операций

 

 

 

 

0,9

 

 

0,4

 

 

 

 

1,9

 

 

0,6

2. в аптеках  имеющих самостоятельный отдел запасов

2.1 в рецептурно-производственном  отделе

2.1.1 индивидуальное  приготовление лекарственных средств  и производство внутриаптечной  заготовки и фасовки

2.2 в отделе  запасов

2.2.1 отвешивание  и отмеривание медикаментов в  аптечную тару без дополнительных технологических операций

 

 

 

 

0,9

 

 

 

0,4

 

 

 

 

1,9

 

 

 

0,6


 

6. Документальное оформление движения наркотических

средств, психотропных веществ и спирта этилового

Документальное  оформление движения наркотических  средств регламентируется Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №51 от 28.12.2004.

Приобретение  юридическими лицами наркотических  средств и психотропных веществ  в медицинских целях осуществляется на основании требований на получение  наркотических средств (психотропных веществ) согласно приложению 1 к Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь №51 от 28.12.2004, за исключением юридических лиц (их структурных подразделений), осуществляющих оптовую реализацию наркотических средств и психотропных веществ. Требования составляются в двух экземплярах и подписываются руководителем юридического лица или уполномоченным им работником. Первый экземпляр требования направляется продавцу наркотических средств и психотропных веществ, а второй экземпляр остается у юридического лица. Требования хранятся у юридического лица на:

  • наркотические средства – в течение трех лет;
  • психотропные вещества – в течение одного года.

Информация о работе Организация предметно-количественного учёта в аптеке