Организация учета затрат по центрам ответственности на МУП «ВКХ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и организационно-методических положений системы учета и контроля затрат по центрам ответственности в коммерческих организациях, в частности на МУП «ВКХ» и определения направлений деятельности организации по совершенствованию организации учета затрат по центрам ответственности в целях повышения финансово-экономической эффективности организации.

Вложенные файлы: 1 файл

законченная курсовая.docx

— 107.85 Кб (Скачать файл)

Цель учета по центрам  ответственности состоит в обобщении  данных об издержках обращения и  результатов деятельности по каждому  центру ответственности с тем, чтобы  возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо.

Главный принцип управления по центрам ответственности —  центр ответственности отвечает только за те затраты и (или) выручку, а в более широком смысле только за те показатели, на которые должны и могут влиять его руководители в течение определенного периода.

В отличие от места затрат центр ответственности более масштабен. Каждый центр ответственности может состоять из нескольких мест затрат и, кроме того, осуществлять расходы, не имеющие четко выраженного места формирования внутри предприятия. Довольно часто центр ответственности связан с выполнением функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности. Однако, если у данного места затрат есть лицо, служебно-ответственное не только за объем и качество производственно-хозяйственной деятельности, но и за расходы, такое подразделение можно считать центром ответственности.

Организация учета по центрам  ответственности позволяет децентрализовать управление затратами, осуществлять контроль за их формированием на всех уровнях менеджмента, устанавливать виновных за возникновение непроизводительных затрат и, в конечном итоге, существенно повышать экономическую эффективность хозяйствования.

При организации учета  по центрам ответственности необходимо четко определить сферу полномочий, прав и обязанностей менеджеров каждого центра, стремиться к тому, чтобы в большинстве из них была возможность измерить не только расходы, но и объем деятельности. Желательно, чтобы для любого вида расходов предприятия существовал такой центр затрат, для которого данные издержки являются прямыми. Вместе с тем, степень детализации планирования (бюджетирования) и учета затрат должна быть достаточной, но не избыточной для анализа и принятия решений по управлению.

 

 

    1.  Классификация центров ответственности

Опыт организации управленческого  учета на зарубежных предприятиях свидетельствует  о том, что чаще всего центры ответственности  классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих  менеджеров, а также функциям, выполняемым  каждым центром.

Зарубежные теория и практика управленческого учета описывают  три типа центров ответственности - центр затрат, центр прибыли, центр  инвестиций. В отечественной литературе выделяется еще один тип центров  ответственности - центр доходов.[11]

Центр затрат  представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или  завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т. п. Центры затрат могут  входить в состав других центров  ответственности или существовать обособленно. Центры затрат обычно не измеряют и не фиксируют результаты своей деятельности.

Центры доходов (продаж)  включают подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают только за доходы (выручку) от реализации продукции, товаров, услуг, за затраты, связанные с их сбытом, но не за затраты. Им предоставляется информация о наиболее рентабельных в производстве или закупках товарах, но результаты деятельности оценивают главным образом по объему и структуре продаж в натуральном и стоимостном выражении и величине издержек обращения. Основная задача центров доходов – оптимизация доходов, что достигается на основе оптимизации рынков сбыта, анализа устойчивости продаж и т. д.

Центр инвестиции  – это  подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса и эффективность  использования капитальных вложений. Задача центра инвестиций – достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, быстрая его окупаемость, увеличение рыночной стоимости предприятия.

Центры инвестиций представляют собой и центры затрат, и центры доходов, и центры прибыли. Управление затратами здесь осуществляется при помощи операционного бюджета, отчетности о его исполнении, информации о движении денежных потоков. Их отличительная  черта состоит в том, что в  разрезе центров инвестиций в  полном объеме формируются показатели бухгалтерской отчетности. Это позволяет  рассчитывать важнейшие показатели – рентабельности инвестиций и рентабельности активов.

Центры прибыли  представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности (доходы). Это  могут быть отдельные предприятия  в составе крупного объединения, филиалы, дочерние организации (торговые представительства, магазины, фирмы  и т. п.). Их руководители имеют возможность  контролировать все компоненты деятельности, от которых зависит величина прибыли: объемы производства и продаж, цены, затраты. Обычно центры прибыли включают несколько мест затрат. Общие расходы  и результаты их деятельности отражаются в системе бухгалтерского учета. Основное внимание уделяется показателю валовой прибыли (либо маржинальной прибыли), который рассчитывается по каждому центру прибыли в отдельности. Общая прибыль формируется по организации в целом. Отличительной  особенностью центров прибыли является то, что в их разрезах составляются Отчеты по прибыли.

При классификации по выполняемым  функциям различают основные и обслуживающие  центры ответственности.

Выделение центров ответственности  по принципу производственных функций  чаще всего встречается в организациях сферы материального производства. Здесь обособляют центры ответственности, относящиеся к снабжению, производству, сбыту и управлению.

Центр ответственности за снабжение контролирует не только затраты  на приобретение и заготовление товарно-материальных ценностей, но и величину материальных запасов, эффективную работу складского хозяйства, качество материальных ресурсов и т. п.

Аналогичные задачи выполняет  центр ответственности сбыта, но применительно к процессам и  показателям отпуска и реализации продукции, работ, услуг. Оба вида центров  имеют учитываемые показатели объемов  деятельности и величины соответствующих  затрат.

В отличие от них центры ответственности управления, обычно отделы и административные службы, могут иметь только затраты.

Ведущую роль в достижении конечных целей предприятия играют производственные центры ответственности, где непосредственно изготавливают  продукцию, выполняют работы, оказывают  услуги. Эти центры представляют собой  совокупность мест затрат различного уровня, обобщающих расходы на эксплуатацию крупных агрегатов, технологических  линий, групп оборудования внутри цеха, затраты отдельных цехов основного  и вспомогательного производств  и предприятия в целом.

Для производственных мест затрат и центров ответственности  важное значение имеет степень регулируемости соответствующих расходов.

Различают места и центры с полностью регулируемыми, слабо  регулируемыми и нерегулируемыми (произвольными) издержками. Для регулируемых затрат должно быть определено оптимальное  соотношение между расходами  и объемом деятельности. Оно устанавливается  на основе заранее исчисленных норм расхода материальных ресурсов, нормативной  трудоемкости единицы продукции  или выполненных работ. Нормативные  затраты умножают на планируемый  к выпуску объем производства. Управление расходами таких мест затрат и центров ответственности  получило название системы гибких бюджетов. Гибкий бюджет устанавливает, какими должны быть затраты на единицу выпуска  и валовые расходы при различных  объемах производственной деятельности. Менеджер центра регулируемых затрат должен стремиться обеспечить минимизацию  прямых издержек на единицу продукции. Эффективность его деятельности оценивается в зависимости от того, обеспечено ли данным подразделением достижение заданного планом (нормативом) уровня издержек на единицу выпуска  или нет.

Для мест и центров с  произвольными, нерегулируемыми затратами  нельзя рассчитать оптимальную величину затрат в зависимости от объема деятельности, поскольку либо его невозможно измерить, либо нет функциональной связи между  объемом и затратами. Для таких  мест и центров вышестоящий уровень  управления устанавливает фиксированную  величину постоянных издержек в зависимости  от численности персонала и задач, которые ему предстоит решать в предстоящем периоде. Примером таких подразделений могут служить  отделы заводоуправления. Места и  центры со слабо регулируемыми затратами  имеют дигрессивную связь издержек с объемами деятельности. Их менеджеры  практически не могут повлиять на величину удельных затрат, но должны иметь  в виду, что их общая сумма косвенно зависит от объема выполненной работы.

2 Организация учета затрат по центрам ответственности на МУП «ВКХ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия МУП «ВКХ»

 

Муниципальное унитарное  предприятие «Водоканализационное хозяйство города Бузулука» образовано с 01.10.2001 года путем выделения из состава Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства на основании распоряжения главы города Бузулук от 17.09.2001 года.

Место нахождения: Оренбургская область, г. Бузулук. Почтовый   адрес   461040,   Оренбургская   обл.,   г.   Бузулук  улица Свердловская, 67.

Полное наименование организации - Муниципальное унитарное предприятие «Водоканализационное хозяйство».

Сокращенное – МУП «ВКХ». Предприятие имеет имущество на праве хозяйственного ведения, учитываемое на его самостоятельном баланс, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные  права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.

Руководит предприятием директор - Иван Иванович Кашкин. Директор подотчетен и подконтролен Администрации города Бузулука, которая осуществляет полномочия собственника имущества предприятия.

Организационная структура  МУП «ВКХ» представлена в Приложении А. В структуру МУП "ВКХ" входят: цех ЦСВ (Службы сети водопровода); цех ЦСК (Службы сети канализации), цех ВНС (Цех водопроводных насосных станций); цех КНС (Цех канализационных насосных станций); комплекс очистных сооружений канализации (производственные мощности сейчас составляют всего 60-70% и рассчитан он на перспективу развития города); цех ЦЭРТ (Цех по эксплуатации и ремонта транспорта); ЦРЭЭиК (Цех по ремонту эксплуатации, электрооборудования и котельных); служба безопасности; ЦДС (центральная диспетчерская служба); отдел АХО; участок по содержанию объектов внешнего благоустройства, а также административно-управленческие работники.

Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Устава представленного в Приложении Б.

В соответствии с пунктом  3 статьи 6 закона «О бухгалтерском учете» (принятым приказом Минфина России от 21.11.1996г. № 129-ФЗ с изменениями и дополнениями от 28.09.2010г.) утверждена учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету на 2011 год, а также в качестве приложения к учетной политике МУП «ВКХ» утвержден рабочий план счетов.

Основной целью деятельности МУП «ВКХ», как коммерческой организации, является получение прибыли.

Предприятие согласно уставу осуществляет следующие виды деятельности:

  • обеспечение населения, предприятий, учреждений города Бузулука питьевой водой;
  • прием в канализационную сеть и очистка сточных вод;
  • строительство, реконструкция и техническое обслуживание водопроводно-канализационных сетей, сооружений и их обслуживание, эксплуатация, содержание и текущий ремонт;
  • производство и реализация тепловой энергии;
  • розничная торговля.

Уставный капитал является стартовым капиталом организации, необходимым для обеспечения  его основной деятельности и получения  в дальнейшем прибыли. Уставный фонд МУП «ВКХ» составляет 100000 (сто тысяч) рублей. Уставный фонд предприятия формируется за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

В настоящее время МУП «ВКХ» осуществляет добычу питьевой воды 53 артезианскими скважинами, общей мощностью установленного насосного оборудования 2125 м /час. 38 скважин находятся на расстоянии 8,5 км от города, насосная станция 2-го подъема, мощность которой 51 тыс. м /сутки и 15 скважин находятся в черте города Бузулука. Протяженность сетей водопровода 334,1 км, из которых протяженность водоводов 93 км, уличной и квартальной сети 240,3 км. Кроме того, предприятие осуществляет эксплуатацию сетей водопровода, протяженностью около 30 км, не стоящих на балансе предприятия и не имеющих собственников. Протяженность сетей канализации 131,0 км, из них 24,9 км главных коллекторов. Имеется 12 канализационных насосных станций и комплекс очистных сооружений канализации механической и биологической очистки стоков производственной мощностью 40 тонн м3/сутки.

Кроме оказания услуг водоснабжения  и водоотведения потребителям города МУП «ВКХ» осуществляет деятельность по озеленению центральной части города согласно договору с МУП «ВКХ» «Служба заказчика» на выполнение комплекса работ. Общая площадь объектов составляет 46593,1 м2, в том числе площадь им. Ленина 16190,7м2, парк им. Ленина 22563,4 м2, территория у бюста Романенко 4057 м2, кольца виадука 3782 м2.

Информация о работе Организация учета затрат по центрам ответственности на МУП «ВКХ»