Основные аспекты системы управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом и организация его труда признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического, до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование процесса работы с персоналом, в котором немаловажную роль играет обеспечение организации персоналом, т.е. набор и отбор персонала.
Актуальность проблемы обостряется в большей мере в связи с развитием рыночной системы в России, в которой большую значимость приобретает рынок трудовых ресурсов.

Содержание

Введение
1.Основные аспекты системы управления персоналом на предприятии….…………………………………………………………………………..…3
1.1 Система управления персоналом: сущность, подходы, принципы……………….…….3
1.2 Персонал предприятия, как объект управления………………………………….………11
1.3 Методы управления персоналом…………………………………………………….……12
1.4 Планирование персонала в организации……………………………………………..…..13
2. Особенности персонала как ресурса предприятия……………….….….15
2.1 Факторы, влияющие на работу персонала в организации………………………….…....15
2.2 Оценка результативности системы управления персоналом организации………….…19
3. Планирование персонала на ООО « Форсаж »…………………………...21
Заключение……………………………………………………………………………...….29
Литература……………………………………………………………………………….…30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1111.docx

— 107.81 Кб (Скачать файл)

Определение потребности в персонале является начальной ступенью процесса набора и отбора персонала, т.е. процесса формирования персонала и является первым этапом в процессе вхождения нового человека в организацию. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. Проведем анализ потребности на ОАО "Новый" именно в ремонтном персонале (рабочие-ремонтники), как части всего трудового коллектива организации. При определении потребности в таком персонале ОАО "Новый" принимают участие руководитель соответствующего подразделения (ремонтного цеха) и генеральный директор, которые совместно определяют как текущую, так и стратегическую потребность в персонале.

В основе стратегического определения в потребности персонала лежит сравнение потребностей организации в человеческих ресурсах с учетом того, что ОАО "Новый" расширяется, с фактическим их наличием. При обосновании качественного и количественного состава ремонтного персонала должны быть соблюдены существующие ограничения на финансовые ресурсы, а также учтены внешние и внутренние факторы, такие как: уровень безработицы в стране и регионе, существующее трудовое законодательство, уровень организации труда на предприятии т.п. В автосалоне "Новый" наблюдается следующая тенденция. Отдел персонала отказывается от планирования численности персонала по принципу лимитов, то есть заранее согласованной и утвержденной на некоторый срок максимальной численности работников и фонда заработной платы, поскольку такой подход не позволяет руководству фирмы и отделу персонала гибко реагировать на воздействия изменяющейся среды. Вместо этого фирма напрямую увязывает свои потребности, в трудовых ресурсах исходя из объема работы, оценки перспектив и других моментов.

Залог успешной системы производства — выбор эффективного персонала.

 

Отдел персонала ОАО "Новый" при приеме на работу, выделяет следующие качества, присущие большинству по настоящему хороших работников: развитое чувство ответственности, профессионализм,  аккуратность.

При определении конкретного профиля работы рабочего персонала необходимо учитывать характер возлагаемых на него обязанностей: объем  работы, возможность нервной работы, возможность физической работы.

Руководитель отдела персонала в ОАО "Новый", отвечающий за набор персонала, должен ответить на три вопроса:

-          Где можно найти подходящих кандидатов для имеющихся вакансий?

-          Как лучше всего установить с ними контакт?

-          Как заинтересовать их работой в организации?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знание рынка труда, источников рабочей силы и методов поиска кандидатов на имеющиеся вакансии.

Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от направления деятельности организации, от финансовых средств, выделяемых на подбор персонала, от имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена данная вакантная должность.

Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого далее отдел персонала  отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа проводится в автосалоне "Форсаж" буквально по всем специальностям — техническим, административным, работников торговых точек. Например, необходимый объем работы по набору рабочих-ремонтников в значительной мере определяется разницей между наличием и будущей потребностью в нем. При этом учитываются такие факторы, как, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор рабочего персонала отдел персонала обычно ведется из внешних источников. Это связано с тем, что рабочий персонал, другими словами, ремонтники – низший уровень во всем персонале фирмы и нет смысла проводить внутренний набор на данную должность. Наоборот, вакансии на административные должности, как правило, заполняются людьми, давно работающими на фирме.

Возможными внешними источниками трудовых ресурсов для ООО "Форсаж", как впрочем и для всех других, являются:

1. Объявление  в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в прессе. Цель - получить эффективный результат с минимально возможными затратами. Оно содержит информацию о ключевых элементах работы; требуемой квалификации; местонахождение; предполагаемом жалованьем . Основное преимущество данного метода подбора кандидатов - широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. Выбор средства массовой информации должен быть обусловлен учетом существующих предпочтений потенциальных кандидатов. Для того чтобы решить вопрос, через какое средство массовой информации следует дать объявление о поиске кандидатов на вакантные должности в высшем руководстве, в экономической службе, в службе маркетинга и т.п., следует ответить на вопрос, какие газеты читают, какие радиостанции слушают потенциальные кандидаты на имеющиеся вакансии?

2. Самопроявившиеся  кандидаты.

Отдел персонала постоянно получает резюме, телефонные звонки и другие обращения от людей,  занятых поиском работы.

3. Ярмарки выпускников, устраиваемые руководством учебных заведений в целях трудоустройства студентов, на которые приглашаются работодатели.

4. Государственные  агентства занятости.

ООО "Форсаж" работает с центром занятости, т. е. биржей труда.

В процессе набора кандидатов первым делом отдел персонала ООО "Форсаж"  предлагает претендентам на занятие вакантных мест представить свое резюме, в котором указываются личные сведения и основная информация об образовании, профессиональном опыте, имеющихся навыках и достижениях. Вторым важным источником информации для базы данных является стандартная форма "Сведения о кандидате", куда заносится основная информация о специалистах, не принятых на работу по одним вакансиям, но имеющих по всем данным хорошие шансы быть принятыми на работу по мере появления других вакансий. Типовой бланк "Сведения о кандидате" содержит следующие разделы:

-          Ф.И.О., возраст, семейное положение, домашний адрес

-          Образование

-          рабочий опыт

-          предыдущие места работы и причины увольнения

-          дополнительные сведения (навыки работы с оргтехникой, увлечения в свободное время и др.)

-          рекомендации (Ф.И.О. адрес/телефон человека, дающего рекомендацию). Данное нововведение позволяет получать необходимую информацию о всех кандидатах, попавших под внимание отдела.

Приведем некоторые критерии набора персонала в автосалоне «Новый».

Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным рабочим? Кого чаще всего в ООО "Форсаж" отбирают на эту должность?

Возраст.

Предпочтение отдают молодым людям. Они более мобильны, активны, легче переносят неудачи.

Образование.

Одна из немногих профессий, где образование может быть любым. Отдается предпочтение среднему специальному. Зачастую профильное образование не дает преимуществ, за исключение тех случаев, когда необходимо разбираться в технологии. Главное в работе рабочего - хорошо разбираться в технологии, устройстве и материалах.

Опыт работы.

Прекрасно, если есть опыт работы, особенно если человек работал на аналогичном производстве, знает его и представляет возможности работы.

Личные качества.

В каждой профессии, чтобы добиться успеха, надо обладать неким набором качеств, и даже не столько их количеством, сколько их сочетанием. Для каждой профессии и должности существует баланс между опытом работы, образованием и личностными качествами. Профессия рабочего-ремонтника относится к тому типу, где личные качества человека стоят не на последнем месте, и именно они определяют, насколько успешен он будет в работе. Обязательными являются: умение быстро устанавливать контакт с людьми, добросовестность, ответственность и порядочность.

Отбор персонала – основной этап в процессе формирования фирмы персоналом. На этом этапе формирования персонала руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора.

Отдел персонала в рамках данного подхода к найму персонала должен решить следующие задачи:

-          четко представлять, что представляет собой должность, которая должна быть заполнена;

-          определить личностные и деловые качества, необходимые для эффективного выполнения данной работы;

-          найти возможные источники и методы отбора подходящих кандидатов;

-          определить какие методы позволят лучше всего оценить пригодность кандидатов для необходимой работы;

-          обеспечить введение нового работника в должность и в организацию.

В автосалоне «Новый» при отборе персонала используются такие методы как, анкетирование, собеседование, интервью, тесты и т.п.

Тестам на конфликтность, как правило, уделяется особое внимание, поскольку сложные отношения в коллективе могут отнимать до 100% рабочего времени. В ОАО "Новый" такие тесты являются обязательными для кандидатов.

Также обязательным на предприятии является прохождение теста на коммуникабельность (см. таблица 2).

Таблица 2 – Тест на коммуникабельность

Ф.И.О.

 

Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

Да

Нет

Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из товарищей?

   

Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

   

Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

   

Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

   

Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами, телевизором или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

   

Если возникали помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?

   

Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше по возрасту?

   

Любите ли Вы придумывать и организовывать различные игры и развлечения?

   

Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?

   

Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

   

Легко ли Вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

   

Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

   

Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

   
       




 
Еще один этап отбора персонала – испытательный срок.

 
Еще один этап отбора персонала – испытательный срок.

В настоящее время в ООО "Форсаж" распространился опыт приема на работу с испытательным сроком в 3 месяца, дающий возможность оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству (с работником заключается трудовой договор). В период испытательного срока кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких - либо последствий для организации.

В течение испытательного срока руководитель соответствующего подразделения  уделяет особое внимание кандидату и оценивает его с точки зрения потенциала работы в данной должности. Для повышения эффективности испытательного периода руководителю подразделения и кандидату рекомендуется совместно определить цели работы новичку и оценить их выполнение в конце срока. Этот метод представляет объективную основу для решения, которое принимает в конце испытательного срока руководитель - принять или не принять кандидата на постоянную работу.

Завершающим этапом является решение о найме.

Решение о найме, о зачислении кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и надо предпринять все, чтобы прийти к верному решению. Принять такое решение помогает анализ работы и продуманная система оценки деловых и личностных качеств кандидата.

Если во время испытательного срока работник зарекомендовал себя как  специалист с хорошими знаниями и способностями, его переводят в разряд постоянных работников.

Процесс отбора  персонала состоит из 5 этапов, каждый из которых важен для конечного результата – найма лучшего работника из имеющихся кандидатов. Пренебрежение одним из этапов может привести к другому итогу. Процесс отбора, наверное, даже более важен по значимости, чем процесс набора и объясняется это ответственностью за принятое решение. Однако в целом можно заключить, что для эффективности процесса формирования персонала необходим каждый из вышеперечисленных этапов и тщательное его проведение только поможет фирме отобрать действительно лучших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные аспекты системы управления персоналом на предприятии