Основные направления развития бухгалтерской отчетности в России и международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – изучение на примере конкретного предприятия нормативного регулирования составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Задачами курсовой работы являются:
• изучение сущности и содержания современных направлений развития бухгалтерской отчетности;
• изучение техники формирования бухгалтерской отчетности, удовлетворяющей требованиям различных пользователей информации с позиций ее анализа;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Основные направления развития бухгалтерской отчетности в России и международной практике…………………………………………………………...6
1.1. Сущность и назначение бухгалтерской (финансовой ) отчётности…………………………………………….........................................…...6
1.2 Нормативное регулирование подготовки бухгалтерской отчетности……………………………………………………..…………………….10
1.3. Требования к составлению финансовой отчетности в МСФО и РСБУ………….………..............................................................................................14
2. Нормативное регулирование составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на ОАО «ТС « Аптечка »…………………………………………..22
2.1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах – правовые принципы построения; схемы построения…………………………….…………22
2.2. Отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств – нормативное регулирование и принципы построения…………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

        Бухгалтерская отчетность выступает как средство наблюдения пользователями за работой организации. Это достигается путем представления в сжатом виде информации об основных показателях хозяйственной деятельности данного субъекта хозяйствования.

     Бухгалтерская отчетность выполняет следующие функции:

  1. является средством наблюдения пользователей за работой 
    организации;  
  2. служит информационной базой для принятия управленческих решений руководителями организации;
  3. дает возможность обобщения экономических показателей на региональном и общегосударственном уровнях;
  4. выполняет контрольную функцию;

является  базой для разработки текущих  и перспективных планов и др. [24, с. 22].

   Итак, финансовая (бухгалтерская) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.1    

Отчетность  выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

 

 

 

1.2.   Нормативное регулирование правил подготовки бухгалтерской отчетности

 

          Нормативное регулирование правил подготовки бухгалтерской отчетности реализуется на четырех уровнях [19, с. 33]:

       Первый уровень регулирования — это Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступивший в силу 01.01.2013 года, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н.

         Второй уровень регулирования — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, другие Положения по бухгалтерскому учету.

        Третий уровень регулирования — Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»(10.01.2012) (с изменениями внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н, от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н) 

         Четвертый уровень регулирования реализуется в рамках учетной политики организации, например, о внешней и внутренней сегментарной отчетности, налоговых расчетах и т.д.

        В этих нормативных документах  изложены принципы и базовые  положения по составлению и  представлению бухгалтерской отчетности.

      Президент РФ подписал Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Новый закон заменил действующий сейчас Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

      Новым  законом устанавливаются единые  требования к бухучету, в том  числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создается  правовой механизм его регулирования.  По сути, цель подписанного закона - исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы действующего законодательства. Распространяется его действие на коммерческие и некоммерческие организации, госорганы, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, филиалы, представительства иностранных государств, международные организации и Центральный банк РФ.

     В частности,  новым законом устанавливается,  что вести бухгалтерский учет должны все экономические субъекты (в том числе перешедшие на УСН). Исключение составят лишь индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ими ведется налоговый учет).

      Также теперь объектами бухгалтерского учета стали факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы, а также иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухгалтерского учета признавались только имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.

  Кроме того, в настоящее время руководителям организаций разрешается вести бухгалтерский учет лично. Новый закон оставил это право только за руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства. Также им закреплено, что образцы первичных учетных документов утверждает сам руководитель.

     Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ бухгалтерская отчётность будет считаться составленной после подписания ее руководителем (ИП, лицом, занимающимся частной практикой).

   Помимо этого, новый закон определяет обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица и закрепляет, как разрабатываются и утверждаются национальные стандарты в области бухгалтерского учета.

     Закон вступил в силу 1 января 2013 года. 

  Образцы форм бухгалтерской отчетности, являющиеся приложением к приказу Минфина России № 66н, Министерство финансов Российской Федерации рекомендует организациям использовать при разработке форм бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 2013 г.

     После выхода ПБУ 4/99 организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы своей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 накладывает лишь ряд ограничений, определяя состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности.

       В частности, закрепляет понятия  отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности, что призвано обеспечить единство и сопоставимость показателей отчетных форм всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Кроме того, в п. 14 ПБУ 4/99 дан перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности: наименование организации, отчетная дата или период и т.п. [27, с. 18].

        При разработке организацией самостоятельно форм отчетности должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 не ограничивает организации в составе показателей, которые могут быть представлены в бухгалтерской отчетности. В пункте 6 установлено, что если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях может допустить отступления от этих правил.

            При этом следует руководствоваться целью обеспечения пользователей достаточной финансовой информацией для принятия и оценки решений о размещении ограниченных финансовых ресурсов. Общими требованиями установлено, что каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения.

 

1.3. Требования к финансовой отчетности в МСФО и РСБУ

     Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (п.7 МСФО 1).

    В РСБУ нет четкого указания, что цель финансовой отчетности состоит в представлении информации об организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.

  Далее, в таблице 1, представлен сравнительный анализ соответствия правил составления финансовой отчётности по МСФО положениям РСБУ, составленный специалистами Минфина РФ.

 

 

 

Таблица 1.Сравнительный анализ соответствия правил составления финансовой отчетности по МСФО положениям РСБУ

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Объективное (справедливое) представление  и соответствие МСФО

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение установленных правил бухгалтерского учета не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил (п.6 ПБУ 4/99).

Существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание финансового положения организации и результатов ее деятельности

В соответствии с п.18 МСФО 1, когда  руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям определенного Стандарта МСФО будет вводить в заблуждение, и поэтому отступление от какого-либо требования необходимо для достижения достоверного представления, компания должна раскрывать:

(a) тот факт, что руководство  пришло к заключению, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств организации;

(b) тот факт, что финансовая отчетность  соответствует применимым Международным  стандартам финансовой отчетности  во всех существенных аспектах, за исключением отступления от какого-либо Стандарта в целях достижения достоверного представления;

МСФО содержит более подробное  регламентирование информации, которая  подлежит раскрытию  в отчетности, если организация отступает от установленных правил учета.

Последовате-льность представления  финансовой отчетности

В соответствии с п.9 ПБУ 4/99 изменение  принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках  и пояснений к ним допускается  в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.

В п.27 МСФО 1 определено отступление  от последовательного представления  финансовой отчетности в случаях:

(a)значительного изменения в  характере операций компании  или когда анализ представления  ею финансовой отчетности демонстрирует, что изменение приведет к более надлежащему представлению событий или операций с учетом критериев выбора и применения учетной политики согласно МСФО 8

РСБУ не содержат  указания на то, в каких конкретных случаях допускаются отступления.

Существен-ность и агрегирование

В соответствии с п.11 ПБУ 4/99 показатели могут приводиться в бухгалтерском  балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Если статья не является существенной в обособленном виде, она объединяется с другими статьями в самой финансовой отчетности или в примечаниях (пп.29,30 МСФО 1).

Различия могут возникнуть на детальном  уровне, применительно к конкретным статьям. .

Зачет статей отчетности

В бухгалтерской отчетности не допускается  зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (п.34 ПБУ 4/99).

Активы и обязательства, а также  доходы и расходы не должны взаимозачитываться, за исключением случаев, когда это требуется или разрешается Международным стандартом финансовой отчетности или Интерпретацией (п.32 МСФО 1).

Различия возникают в результате различий в требованиях определенных МСФО и российских правил.

Кроме того, различий возможны в  представлении статей в отчете о прибылях и убытках, движении денежных средств.


 

     Как видно из таблицы, различия правил составления отчётности по МСФО и РСБУ могут возникнуть на детальном уровне, применительно к конкретным статьям. Например, МСФО содержит более подробное регламентирование информации, которая подлежит раскрытию  в отчетности, если организация отступает от установленных правил учета. Также следует, что , различия возможны в представлении статей в отчете о прибылях и убытках, движении денежных средств.

 

 

 

 

Таблица 2 характеризует отличия состава бухгалтерской ( финансовой ) отчётности и особенности определения состава включаемой информации МСФО и РСБУ.

 

Таблица 2. Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности и особенности определения состава включаемой информации

 

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Состав финансовой отчетности

Бухгалтерская отчетность состоит  из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета офинансовых результатах;

в) приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

В соответствии с п. 28 ПБУ 4/99 пояснения  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.

Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

(а) бухгалтерский баланс;

(б) отчет о прибылях и убытках;

(в) отчет об изменениях в  собственном капитале, показывающий:

(i) все изменения в собственном  капитале; либо

(ii) изменения в собственном капитале, отличные от операций с акционерами;

(г) отчет о движении денежных средств; и

(д) пояснения, включающие существенные  положения использованной для  подготовки финансовой отчетности  учетной политики и прочие  примечания

(п.8 МСФО 1)

1. В системе МСФО, в отличие  от РСБУ, не существует определения  формы бухгалтерской отчетности. В связи с этим отчеты, включаемые в полный комплект финансовой отчетности, могут формироваться исходя из предлагаемых в МСФО 1 вариантов построения финансовой отчетности и разрабатываться организациями самостоятельно. Российские формы отчетности, даже с учетом продекларированного подхода к самостоятельной разработке организациями форм отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н (п.1 Указаний о порядке составления и представления форм бухгалтерской отчетности), зачастую не отличаются от рекомендуемых.

2. В МСФО 1, в отличие от РСБУ, предусмотрено два варианта представления  отчета об изменениях капитала: (а) отчет, показывающий все  изменения в собственном капитале; (б) отчет, не включающий операции с акционерами по вкладам в капитал и выплате дивидендов.

3. В российской системе регулирования  бухгалтерского учета в отличие  от МСФО существует требование  составления Приложения к бухгалтерскому  балансу (формы № 5), а также  Отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6). В них приводится информация, которая согласно МСФО включается в пояснительные примечания к финансовой отчетности.

4. МСФО не устанавливает прямого  требования об обязательном включении  в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности организации.

Представление дополнитель-ной информации, сопутствую-щей финансовой  отчетности

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений (п.39 ПБУ 4/99).

Компании могут представлять, помимо финансовой отчетности, финансовые обзоры руководства, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается (п.9 МСФО 1).

В частности, такой отчет может  включать анализ ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно Международным стандартам финансовой отчетности (в соответствии с подп. (c) п.9 МСФО 1)

 

 

РСБУ не содержит ни требований по представлению, ни запрета на представление  финансовых обзоров руководства.

Объем информации, представля-емой в  бухгалтерской (финансовой) отчетности

РСБУ устанавливает возможности  представления бухгалтерской отчетности в различном составе в зависимости  от особенностей отчитывающихся организаций. Следующие виды организаций имеют право предоставлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном составе форм отчетности: субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, общественные организации (объединения).

В настоящее время МСФО не устанавливают  зависимость объема раскрываемой информации от особенностей деятельности отчитывающейся организации.

До выхода МСФО по финансовой отчетности малых и средних предприятий, система МСФО не содержит специальных  требований к раскрытию информации в отчетности отдельных видов компаний.

Промежуто-чная финансовая отчетность

В соответствии с п.48, 49,51 ПБУ 4/99, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, в составе баланса и отчета о прибылях и убытках в объеме и формате, соответствующих годовой отчетности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Промежуточная финансовая отчетность – это финансовая отчетность, которая  содержит полный, либо сжатый набор  финансовых отчетов за период более короткий, чем полный финансовый год компании (п.4 МСФО 34).

МСФО 34 не устанавливает, какие компании должны публиковать промежуточную  отчетность, как часто и как  скоро после окончания промежуточного периода.

Причиной составления промежуточной финансовой отчетности могут быть как требования регуляторов фондового рынка (для компаний, чьи акции и долговые ценные бумаги свободно обращаются на нем), так и использование ее показателей в управленческом учете.

МСФО, в отличии от РСБУ, не требуют обязательного представления промежуточной финансовой отчетности.

В отличие от РСБУ, в МСФО не устанавливается  периодичность, с которой формируется  промежуточная отчетность и сроки  ее представления.

МСФО 34 лишь поощряет компании к ее представлению «по крайней мере, по состоянию на конец первой половины их финансового года и представлению не позже чем через 60 дней после завершения промежуточного периода» (п.1 МСФО 34) .

Информация о работе Основные направления развития бухгалтерской отчетности в России и международной практике