Основные направления совершенствования учета нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях формирование полой информации о хозяйственных процессах невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение вопросов объекта учета нематериальных активов. В этом заключается актуальность темы и цель дипломной работы.
В последнее время в составе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных активов. Это обусловлено быстротой масштабов технологических изменения, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынке, усложнением и интеграцией международных и финансовых рынков.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика нематериальных активов как объекта учета
Учетная политика в области учета нематериальных активов
Общее понятие о нематерильных активах, их классификация
Признание и оценка нематериальных активов
Глава 2. Учет нематериальных активов ( на примере предприятия ЗАО «)
2.1. Экономическая характеристика предприятия
Особенности учета нематериальных активов
Учет поступления и выбытия нематериальных активов
Учет амортизации нематериальных активов.
Инвентаризация и раскрытие нематериальных активов в финансовой отчетности
Глава 3. Основные направления совершенствования учета нематериальных активов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

- НМА.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

     Учетная  политика должна быть долговременной. Изменение  в нее должны  вноситься практически только  при изменении общего законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета.

     Для того  чтобы быть эффективной учетная  политика должна вырабатывать  учетные решения для осуществления  как текущих, так и перспективных  задач бухгалтерского учета и  налогообложения.

 

 

1.2.Общее понятие о  нематериальных активах, их классификация  и оценка.

     Правила  учета нематериальных активов  являются одними из самых сложных  и неодназначно решаемых вопросов  в казахстанской и западной  учетной практике. Существует различные подходы к определению состава нематериальных активов, к отражению их в балансе, к списанию расходов в текущем периоде или капитализации их в качестве нематериальных активов, к определению их срока амортизации.

     Нематериальные  активы, в соответствии с МСФО 38 «Нематериальные активы» и СБУ 28 «Учет нематериальных активов» – это идентифицируемые  неденежные активы, не имеющие физической формы (сущности), предназначенные для использования в течение длительного периода времени (более одного года) в производстве и реализации товаров (услуг, работ), в администартивных целях и сдаче в аренду другим субъектам, которые :

  • можно определить;
  • контролируется субъектом;
  • от использования которых субъект ожидает получить экономические выгоды в будущем;

Нематериальная статья признается в качестве нематериального актива, если:

  • она соответствует определению нематериального актива:
  • отвечает критериям признания и регистрируется в учете, если:
  1. высока вероятность того, что субъект получит в будущем ожидаемые экономические выгоды, непосредственно связанные с данным активом;
  1. можно достоверно определить стоимость актива;
  2. в момент признания нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость  нематериальных активов равна стоимости  их приобретения, которая включает все затраты на их приобретение и приведение его в состояние готовности к использованию (покупная цена, невозмещаемые налоги и сборы и другие расходы).

     Нематериальные  активы не имеют физической 

сущности и могут  быть включены как в состав материальных, та и нематериальных активов.Некоторые нематериальные активы содержатся на физических носителях : компьютерное обеспечение – на дискете, фильм – на ленте, юридическая документация – на бумаге. В таких случаях , на соответствие определению и критериям  признания нематериальных активов проверяются непосредственно программное обеспечение,фильм, юридическая документация, а не дискета, лента, бумага, которые в свою очередь являются вспомогательными элементами и не могут быть приняты за основу определения сущности актива.

     Несмотря  на то, что учет материальных  и нематериальных активов имеет  значительное сходство, в учете  последних такие аспекты как  идентификация, измерение срок  полезного функционирования представляются  весьма сложными.

     Нематериальные  активы включают : гудвилл, патенты,  авторские прав, торговые марки,  лицензии, товарные знаки, ноу-хау,  промышленные образцы и другие  подобные ценные невещественные  активы контролируемые хозяйстеннным  предприятием. Нематериальные активы можно классифицировать по принаджлежности, по назначению и выполняемой функции.

     По принадлежности  нематериальыен активы делятся:

  • связанные с производством (ноу-хау, организационные расходы, программное обеспечение ЭВМ, право пользование природными ресурсами);
  • связанные с коммерческой деятельностью (место происхождения товара, товарные знаки);
  • связанные с правами пользования (лицензионные соглашения, патенты, промышленные образцы);
  • прочие (гудвилл (цена фирмы), интеллектуальная собственность).

Нематериальные активы, связанные с производством.

В эту группу  входят «ноу-хау», права на использование  производственной информации, программное  обеспечение ЭВМ ми базы данных, технологии или внешнего вида продукции, промышленные образцы, сервитуты и  другие.

     «Ноу-хау» – термин, применяемый в международных

отношениях для определения  технических знаний, выраженных в  форме документации, производственного  опыта, навыков. В широком смысле «ноу-хау» –совокупность  технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных. Это понятие широко используется в лицензионных соглашениях, договорах о техническом сотрудничестве, лизинге, строительстве «под ключ», различных видов услуг. В коммерческой практике «ноу-хау» считается собственностью субъекта наряду с патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами и патентной информацией, но оно тогда может отвечать определению нематериального актива, когда, при сохранении его секрета, предприятие контролирует доход, ожидаемый от его использования.

     Учет прав  на использование производственной  информации. К данному виду нематериапьных  активов относится приобретаемая  за плату произвовдственная информация или затраты на ее создание самим субъектом, способная в течение определенного времени приносить доход. Например, банки данных о потенциальных потребителях продукции, субъекта внутри страны и за рубежом: о поставщиках сырья, материалов и услуг, конкурентах.

     Программное  обеспечение ЭВМ – совокупность  системы обработки данных  и  программных документов, необходимых  для эксплуатации этих программ, приобретенных предприятием и  способных  в течение длительного  времени приносить доход.

     Нематериальные  активы, связанные с коммерческой  деятельностью.

     В эту  группу входят товарные знаки,  места происхождения товаров.

     Товарные  знаки и знаки обслуживания. Товарный  знак, знак обслуживания – это  обозначение, зарегистрированное в соответствии с законодательством или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг ) одних юридических или физических лиц от однородных товаров ( услуг) других лиц. Право на товарный знак оформляется Законом, если он зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

     Владелец  зарегистрированного товарного  знака имеет исключительное право  пользоваться и распоряжаться товарным знаком, запрещать его использование другими лицами. Нарушение прав  владельца товарного знака является несанкционированное изготовление,применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров.

     Знаки могут  быть словесными, изобразительными, объемными или их комбинациями; их регистрируют в любом цвете или цветном сочетании. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, не обладающих различительной способностью, а также представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные  или полные названия международных или межправительственных организации, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Запрещается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя товара или его изготовителя, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

     Товарный  знак может быть уступлен владельцем по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он  зарегистрирован. Уступка производится по лицензионному договору, который регистрируется в установленном порядке.

     Наименование  места происхождения товара – это наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами одновременно.

     Наименование  места происхождения товара может  быть историческое название географического  объекта.Оно регистрируется в  установленном порядке. Использованием его считается применение на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный товарооборот.

     Товарный  знак и наименование места  происхождения товара являются  действенным инструментом конкуренции.  При этом, если наименование места происхождения всегда гарантирует особые элитарные, иногда уникальные свойства товара, то товарному знаку для выполнения этой роли необходимо максимально долгое время сохранять к маркируемому им товару интерес, благодаря постоянному повышению качества товара. Предприятия, экспортирующие продукцию, должны понимать, что ее обозначение защищенными в стране поставки товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров будет определяющим в формировании к изготовителю и товару интереса со стороны торговых партнеров, идеальным средством проникновения  на внешний рынок и укрепления на нем своих позиций. Например, зарекомендовали себя как товары высокого качества, выпускаемые надежными и добросовестными изготовителями  изделия стран СНГ, реализуемые нв внешнем и внутреннем рынке с товарными знаками : «Беларусь» (тракторы), «Зенит»(фототовары), «Новая заря» (парфюмерия), «Лада» (автомобили), «Рахат» (конфеты). Постоянным спросом у покупателей пользуются товары , сопровождаемые географическим обозначениями «Гжель», «Хохломская роспись».

     Следует иметь в виду, что предприятия, экспортирующие продукцию, должны заботиться  о защите своих товарных знаков и наименований мест происхождения товаров,, так как отсутствие  такой защиты может привести к случайным коллизиям со сходными или тождественными иностранными товарными знаками или коллизиям, являющимся следствием недобросовестной конкуренции.Что касается географических обозначений, среди которых могут быть выявлены и наименования  мест происхождения товаров, то их неправомерное использование довольно широко распространено во всем мире.

     Широкое  распространение товарных знаков  и наименовании 

мест происхождения  товаров обеспечивает предприятию  и товару

 желаемую известность.  Выполняя функцию рекламного средства,

 эти объекты расширяют  возможности коммерческой реализации  товаров,

 увеличивают   число  покупателей. Правовые, экономические

 и организационные  отношения, возникающие в связи  с охраной 

и использование товарных знаков, знаков обслуживания

и наименовании мест происхождения  товаров, регулируются

Законом Республики Казахстан  «О товарных знаках,  

 знаках обслуживания  и наименованиях мест происхождения  товаров».

     Нематериальные  активы , связанные с правами пользования. В эту группу входят права на изобретения, права на использование лицензии.

    Патенты.  Патент является полученным правом, позволяющим его держателю использовать, производить, продавать и контролировать  охваченный данным патентом предмет,  процесс или род деятельности и одновременно запрещающий осуществлять те же действия другим лицам. Действие патента распространяется на  территории того же государства, где он выдан. Срок действия патента устанавливается национальным законодательством. Кроме того, под патентом понимается документ, свидетельствующий о праве  занятия каким –либо промыслом,торговлей, скупкой товара. Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобретения. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензии) другим лицам на использование запатентованного изобретения.

     Промышленные  образцы. Патенты, в соответствии  с действующим законодательством,  выдаются  на  подтверждение исключительного права на использование промышленных образцов. К промышленному образцу относятся художественные и художественные-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделия. Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунски) или комбинированными. Промышленный образец признается новым,  если совокупность общих признаков  не известна в Республике Казахстан или за рубежом до даты его приоритета.  Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть воспроизведен промышленным способом в соответствующем изделии для введения в   хозяйственный оборот. Автором промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого он создан. Если промышленный  образец создан совместным творческим трудом нескольких граждан, все они признаются соавторами промышленного образца.     По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) передает право на использование промышленного образца  другому лицу  (лицензианту), а последний принимает на себя  обязанность вносить лицензиару платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Правовые, экономические, организационные вопросы  в отношении промышленных образцов регулируются законодательством Республики Казахстан.

Информация о работе Основные направления совершенствования учета нематериальных активов