Основные направления совершенствования учета нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях формирование полой информации о хозяйственных процессах невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение вопросов объекта учета нематериальных активов. В этом заключается актуальность темы и цель дипломной работы.
В последнее время в составе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных активов. Это обусловлено быстротой масштабов технологических изменения, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынке, усложнением и интеграцией международных и финансовых рынков.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика нематериальных активов как объекта учета
Учетная политика в области учета нематериальных активов
Общее понятие о нематерильных активах, их классификация
Признание и оценка нематериальных активов
Глава 2. Учет нематериальных активов ( на примере предприятия ЗАО «)
2.1. Экономическая характеристика предприятия
Особенности учета нематериальных активов
Учет поступления и выбытия нематериальных активов
Учет амортизации нематериальных активов.
Инвентаризация и раскрытие нематериальных активов в финансовой отчетности
Глава 3. Основные направления совершенствования учета нематериальных активов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

- НМА.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

     Объектами  авторского права являются:

     Литературные  произведения;

     Драматическое  и музыкально-драматическое произведение;

     Сценарные  произведения;

     Музыкальные  произведения с текстом или без текста;

     Произведения  хореографии и пантомимы;

     Аудио  визуальные произведения;

     Произведения  скульптуры, живописи, графики и  др. произведения изобразительного  искусства;

     Произведения  прикладного искусства;

     Произведения архитектуры, градостроительство и садово-паркового искусства;

     Фотографические  произведения и произведения  полученные способами аналогичными  фотографии;

     Карты,  планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные  произведения, относящиеся к географии, топографии и к др. наукам;

     Программы  для ЭВМ;

     Иные  произведения.

     К  объектам авторского права также  относятся:

     Производные  произведения (переводы, обработки,  аннотации, рефераты);

     Сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и др. составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда.

     Производные  и составные произведения, охраняются  авторским правом независимо  от того, являются ли объектами  авторского права произведения, на которых они основаны, ил которые они включают.

     Не  являются объектами авторского  права:

     Официальные  документы (законы, судебные решения,  иные тексты законодательного  административного характера), а  также их официальные переводы;

     Государственные знаки и символы (флаги, гербы, ордена);

     Произведения  народного творчества;

     Сообщения  о событиях и фактах, имеющие  информационный характер.

     Авторское  право на произведение науки,  литературы и искусства возникает  в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведение и нового специального оформления произведения, или соблюдения каких-либо формальностей.

   Обладатель  исключительных авторских прав  для оповещения о своих правах в праве использовать знак охраны авторского права, которые помещаются на каждом экземпляре произведения и состоит из 3-х элементов:

      Латинской буквы «С» в окружности;

      Имени (наименование) обладания исключительных  авторских прав;

      Годы первого опубликования произведения.

      Обладатель авторского права  или какого-либо исключительного  правомочия на произведение для  свидетельства об авторстве на  обнародованные либо не обнародованные  произведения о факте и дате  опубликования произведений или о договорах, затрагивающих право автора на произведение, в любое время в течении срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах.

   Регистрация  осуществляется уполномоченным  органом в соответствии с установленными  нормативами, правовыми актами.

   При отсутствии  иного доказательства авторам  произведения считается лицо, указанное  в качестве автора на оригинале  или экземпляре произведения.

   При опубликовании  произведения анонимно или под  псевдонимом издатель, имя или  наименование которого обозначено, при отсутствии доказательства нового считается представителем автора в соответствии с настоящим законом и в это качестве имеет право защищать право автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

   Учет  авторских прав ведется на  активном балансовом счете 106 «Прочие нематериальные активы».  Операции по приобретению, начислению  износа и выбытию авторских  прав в бухгалтерии предприятия учитываются аналогично патентом и промышленным образцам.

    Ноу-хау  признается, как совокупность технических,  коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической  документации, навыков и производственного  опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных. Широко используется в лицензионных соглашениях, договорах о техническом сотрудничестве, лизинге, различных видах услуг и т.п.

     В  коммерческой практике ноу-хау  считается собственностью предприятия наряду с патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами и патентной информацией.

    Основанием  возникновения права служит фактическое  монопольное обладание, при этом:

    Информация  о ноу-хау имеет действительную  или потенциальную ценность;

    К  этой информации нет свободного  доступа на законном основании;

   Обладатель  ноу-хау предпринимает надлежащие  меры к охране её конфиденциальности;

    Срок  охраны ноу-хау ограничивается  временем действия выше названных  условий.

    Нарушение хотя бы одного из условий секретности лишает обладателей информации права на ее защиту. Механизмом защиты от незаконных посягательств могут стать разработка и принятие на предприятие специальных внутренних правил, которые должны содержать порядок доступа и ознакомления с информацией, содержащей ноу-хау; регистрацию лиц, ознакомившихся с ноу-хау; форму расписки о том, что они, ознакомившись с ноу-хау, обязуются не разглашать её третьим лицам; перечень лиц, имеющих право на ознакомление с ноу-хау; должностные инструкции для лиц, хранящих текущую информацию.

     Правовой  формой передачи ноу-хау являются  договор о передаче ноу-хау.  В отличие от лицензионного  договора, по нему передается  само ноу-хау (информация), а не  право на ее использование.  Поэтому существенным условием является описание передаваемого ноу-хау. Во всем остальном договор о передаче ноу-хау не отличается от лицензионного и содержит в себе его основные условия (порядок передачи ноу-хау, срок действия договора, цена и порядок ее уплаты, обязательства сторон сохранять конфиденциальность). Договор о передаче ноу-хау не подлежит регистрации.

      Передача ноу-хау осуществляется 2-мя основными путями: внесение  имущественного права на ноу-хау  в качестве вклада в условный  капитал предприятий различных форм собственности или предоставление лицензии.

Учет ноу-хау  ведется на счете 106 «Прочие нематериальные активы», износ собирается на счете 116 «Амортизация прочих нематериальных активов», операции по движению ноу-хау  ведутся аналогично другим нематериальным активам.    

        Товарный знак и знак обслуживания - это зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащая для отличия товаров и услуг других хозяйствующих субъектов.

       Коллективный  товарный знак – это товарный знак союза, хозяйственной ассоциации, концерна или иного объединения, предназначенных для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными, качественными или иными характеристиками.

       Наименование  места происхождения товара - это название географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства, которого исключительно или главным образом связано с местом его производства (природными условиями или людскими факторами).

     Право  на товарный знак охраняется законом, если он зарегистрирован на имя юр. или физ. лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

     Владелец  зарегистрированного товарного  знака имеет исключительное право  пользоваться и распоряжаться  товарным знаком, запрещать его использование др. лицам.

    Нарушением  прав владельца товарного знака  является несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к  продаже, продажа, иное введение  в хозяйственный оборот или  хранение с этой целью товарного  знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения сходного с ним до степени смещения в отношении однородных товаров.

     Регистрация  товарных знаков и наименований  мест происхождения товаров производится, соответственно, в Государственном  реестре товарных знаков наименований мест происхождения товаров.

В Государственный  реестр товарных знаков вносятся изображение  товарного знака, сведения о его  владельце, дата приоритета товарного  знака и дата его регистрации, перечень товаров и услуг, для  которых зарегистрирован товарный знак, а также др. сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, поддерживанию его в силе и все последующие изменения упомянутых сведений. При регистрации коллективного знака вносятся сведения, о его пользователях.

      Свидетельство на товарный знак действует в течение 10 лет, считая с даты подачи заявки. Срок действия свидетельства может быть продлен по ходатайству владельца свидетельства, поданному в течение последнего года действия, каждый раз на 10 лет при условии уплаты пошлины.

     Знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными или их комбинациями; их регистрируют в любом цвете или цветном сочетании.

    Не допускается  регистрация товарных знаков, состоящих  только из обозначений, не обладающих  различной способностью, а также представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные названия международных и межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и др. знаки отличия или знаков, сходных с ними до степени смещения. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или элементов обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя товара или его изготовителя, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

     Исключительное  право на товарный знак в  отношении всех указанных в  свидетельстве товаров и услуг  либо их части может быть  уступлено владельцем другому  заинтересованному хозяйствующему  субъекту по договору и оформляется договором об уступке обязательной регистрацией в Патентном ведомстве.

     Право на  использование товарного знака  может быть предоставлено владельцем  товарного знака (лицензиаром)  другому заинтересованному лицу (лицензиату) в отношении всех указанных в свидетельстве товаров и услуг либо их части по лицензионному договору с обязательной регистрацией в Патентном ведомстве.

    Лицензионный  договор должен содержать условие  о том, что качество товаров  лицензиата будет не ниже качества  товаров лицензиара и что лицензиар имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия.

    Передача права  не допускается, если она может  явиться причиной введения в  заблуждение относительно товара  или места нахождения его изготовителя.

     Владелец свидетельства на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара обязан использовать товарный знак или наименование места происхождения товара. Использованием считается любое введение в хозяйственный оборот товарного знака или наименования места происхождения товара: изготовление, применение, ввоз, хранение,   предложение к продаже, продажа его ли товара, обозначенного этим знаком, использование в рекламе, печатной продукции, деловой документации, вывесках и др. действия.

     Предприниматели,  осуществляющие посредническую  деятельность, вправе использовать  свой знак на реализуемых ими  товарах наряду с товарным  знаком изготовителя товаров,  также помещать его вместо  товарного знака изготовителя  при взаимном согласии между  ними.

    Хозяйствующие  субъекты – владельцы коллективного  знака могут наряду с коллективным  знаком проставлять свои товарные  знаки на выпускаемых ими товарах.

   Затраты на разработку  и регистрацию товарного знака  учитывают на счетах подраздела 92 «Вспомогательные производства». Затраты на разработку и регистрацию товарного знака записывают по дебету счетов подраздела 92 «Вспомогательные производства» (921-924) и кредиту следующих счетов:

        201 «Сырье  и материалы»

681 «Расчеты  с персоналом по оплате труда»;

635 «Социальный  налог»;

Учтенные на счетах подраздела 92 «Вспомогательные производства» (921-924) затраты по окончании  каждого месяца списываются на счет 920 «Вспомогательные производства». В  случае, если по окончании месяца работы по разработке товарных знаков не закончены, остатки по счету  920 «Вспомогательные производства» переносят на счет 213 «Незавершенные вспомогательное производство», а вначале следующего месяца обратно возвращаются на счет 920 «Вспомогательные производства» - так до завершения работ. По завершении работ, связанных с разработкой товарных знаков (знаков обслуживания) и мест происхождения товаров, собранные расходы списываются с кредита счета  920 «Вспомогательные производства» в дебет счета 106 «Прочие нематериальные активы».

Информация о работе Основные направления совершенствования учета нематериальных активов