Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности управленческого учета затрат, его организация на предприятии, а также определение возможных путей совершенствования управленческого учета.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
на основе обзора литературы определить классификацию затрат для расчета себестоимости продукции в управленческом учете;
рассмотреть организацию управленческого учета затрат на предприятии;
дать экономическую характеристику ОАО «Каравай»
рассмотреть организацию бухгалтерского учета в ОАО «Каравай»
проанализировать учет затрат в ОАО «Каравай»
предложить пути совершенствования организации управленческого учета и управленческого учета затрат в ОАО «Каравай»
Введение 2
1. Сущность затрат, их значение в управленческом учете 4
Понятие затрат, их нормативное регулирование 4
Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли 8
Классификация затрат для принятия решений и планирования, контроля и регулирования деятельности центров ответственности 15
2. Учет и анализ затрат как составная часть бухгалтерского управленческого учета ОАО «Каравай» 22
2.1 Краткая характеристика ОАО «Каравай» 22
2.2 Характеристика синтетических и аналитических счетов учета и порядок записи на них на ОАО «Каравай» 26
2.3 Планирование и бюджетирование, контроль затрат на ОАО «Каравай» 29
2.4 Характеристика системы и метода калькулирования себестоимости продукции на ОАО «Каравай» 35
2.5 Принятие управленческих решений на основании учета затрат на ОАО «Каравай» 39
3. Предложения по совершенствованию системы учета затрат на ОАО «Каравай» 43
3.1 Совершенствование организации бухгалтерского управленческого учета 43
3.2 Пути совершенствования учета затрат в ОАО «Каравай» 46
Заключение 48
Список литературы 51
К включаемым в себестоимость продукции затратам относят стоимость незавершенного производства на начало периода и те затраты отчетного периода, которые непосредственно относятся на выпущенную продукцию. Не включаются в себестоимость выпущенной продукции стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода, затраты, не относящиеся непосредственно к производству выпущенной продукции (например, затраты на приобретение неизрасходованных в производстве материалов), и часть расходов будущих периодов.
По экономическому содержанию расходы группируются по элементам затрат и статьям калькуляции. Элементы затрат определены ПБУ 10/99 «Расходы организации» [20]:
Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определении объемов закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда и суммы амортизационных отчислений, организации контроля за расходами, исчисления показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и т.п.) и ряда других показателей.
Статьи калькуляции
– это установленная
Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей – себестоимость проданной (реализованной) продукции [9]. Организации могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.
Одноэлементными называются расходы, состоящие из одного элемента (заработная плата, амортизация и т.д.). Комплексными называются расходы, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.
По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, зарплата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и другие расходы. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов [17].
По способу включения
в себестоимость продукции
Нередко основные расходы отождествляют с прямыми, а накладные с косвенными. Накладные расходы действительно распределяют между объектами учета затрат и калькулирования косвенным способом. Вместе с тем значительная часть основных расходов также распределяется по соответствующим объектам косвенным способом: основная часть вспомогательных материалов, отчисления на социальные нужды и другие [10].
Способы распределения косвенных расходов зависят от вида распределяемых расходов, технологической особенности производства продукции и ряда других факторов. Например, отчисления в единый социальный налог распределяют по объектам пропорционально оплате труда работников; общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между объектами различными способами: пропорционально оплате труда работников, плановым и сметным затратам, объему производства вида продукции и т.п.
В зависимости от периодичности затраты делятся на текущие и единовременные. К текущим относятся затраты, имеющие частую периодичность, например расход сырья и материалов, к единовременным (однократным) – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и другие. Единовременные расходы часто называют дискреционными затратами [5].
По участию в процессе производства различают производственные и внепроизводственные затраты. Производственные затраты непосредственно связаны с производством продукции, выполнении работ, оказанием услуг, и они включаются в их себестоимость. Это материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления в ЕСН, потери от брака, общепроизводственные расходы и другие. Внепроизводственные затраты непосредственно не связаны с производством продукции и не включаются в производственную себестоимость. Они списываются на уменьшение прибыли от продажи продукции (на счет 90 «Продажи») [13]. К внепроизводственным затратам относятся расходы по продаже продукции (коммерческие расходы).
По эффективности различают производительные и непроизводительные затраты. Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и т.д.). Производительные затраты планируются, поэтому они называются планируемыми. Непроизводительные затраты, как правило, не планируются, поэтому их считают непланируемыми.
Также различаю нормируемые и ненормируемые затраты. Нормируемые затраты поддаются нормированию и включаются в нормативную базу организации (материальные затраты, основная заработная плата производственных рабочих и другие). Ненормируемые – это затраты, по которым нормы не устанавливаются (потери от простоев, оплата сверхурочных работ и т.п.).
Затраты предыдущих периодов
представлены в незавершенном производстве
(по счетам 20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие
производства и хозяйства»). Затраты
отчетного периода – это
Таким образом, правильно классифицируя затраты по различным признакам, организация рассчитывает себестоимость произведенной и проданной продукции, определяет финансовые результаты, принимает верные управленческие решения, составляет бизнес-планы, нормирует некоторые расходы, определяет эффективность производства и т.д. Другими словами, понимание всех классификационных групп, позволяет специалистам по управленческому учету анализировать данные не только по затратам на производство и реализацию продукции, но и деятельности всей организации в целом.
1.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования, контроля и регулирования деятельности центров ответственности.
Как отмечалось выше, одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.
Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:
• переменные, постоянные, условно-постоянные – в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);
• ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;
• безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);
• вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);
• планируемые и непланируемые затраты.
Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
Переменные
затраты характеризуют
Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции – величина постоянная.
К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы по аренде производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения [11].
Процесс принятия
управленческого решения
Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать, между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом, готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.
Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.
Вмененные (воображаемые) затраты, присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.
В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.
Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции.
В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам [19].
Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.