Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности управленческого учета затрат, его организация на предприятии, а также определение возможных путей совершенствования управленческого учета.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
на основе обзора литературы определить классификацию затрат для расчета себестоимости продукции в управленческом учете;
рассмотреть организацию управленческого учета затрат на предприятии;
дать экономическую характеристику ОАО «Каравай»
рассмотреть организацию бухгалтерского учета в ОАО «Каравай»
проанализировать учет затрат в ОАО «Каравай»
предложить пути совершенствования организации управленческого учета и управленческого учета затрат в ОАО «Каравай»
Введение 2
1. Сущность затрат, их значение в управленческом учете 4
Понятие затрат, их нормативное регулирование 4
Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли 8
Классификация затрат для принятия решений и планирования, контроля и регулирования деятельности центров ответственности 15
2. Учет и анализ затрат как составная часть бухгалтерского управленческого учета ОАО «Каравай» 22
2.1 Краткая характеристика ОАО «Каравай» 22
2.2 Характеристика синтетических и аналитических счетов учета и порядок записи на них на ОАО «Каравай» 26
2.3 Планирование и бюджетирование, контроль затрат на ОАО «Каравай» 29
2.4 Характеристика системы и метода калькулирования себестоимости продукции на ОАО «Каравай» 35
2.5 Принятие управленческих решений на основании учета затрат на ОАО «Каравай» 39
3. Предложения по совершенствованию системы учета затрат на ОАО «Каравай» 43
3.1 Совершенствование организации бухгалтерского управленческого учета 43
3.2 Пути совершенствования учета затрат в ОАО «Каравай» 46
Заключение 48
Список литературы 51
Непланируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия.
Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов.
Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности, он может реализовываться на практике при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые.
Регулируемые — это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени влияния на них менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемые, но не на все из них могут воздействовать на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т. д., в то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления.
Регулируемые затраты следует рассматривать в трех аспектах: полностью регулируемые; частично регулируемые (произвольные); слабо регулируемые (заданные). Критериями отдельных категорий затрат является временной период возникновения и сегменты деятельности предприятия.
Полностью регулируемые затраты возникают в процессе производства и в сфере сбытовой деятельности. К ним относятся материальные и трудовые затраты, использованные в технологических операциях по производству и реализации конкретной продукции. Обычно это прямые затраты, сопровождающие продукт от первой производственной операции (вход) до момента реализации (выход), т.е. в течение всего внутреннего цикла.
Частично регулируемые затраты либо возникают, либо отсутствуют в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в ходе маркетинга продукции и исполнения услуг по обслуживанию клиента. Кроме того, они могут быть вызваны нестандартными технологическими операциями, носить вероятностный характер, иметь длительный период формирования.
Слабо регулируемые, или установленные, затраты возникают во всех сферах внутренней деятельности предприятия, так как функциями управления установлена обязательность исполнения планирования, диспетчирования, нормирования и т. д. Они связаны с использованием основных средств, капитальными вложениями и с другими долгосрочными активами. Такого рода затраты имеют самый длительный период оборота.
Классификация затрат по степени регулируемости предусматривает общий подход к выявлению динамики затрат и воздействия на них специфики организации управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности, что позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу по осуществлению контроля за затратами подразделения предприятия.
Оценка управленческой деятельности строится на классификации затрат на эффективные и неэффективные.
Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, поскольку не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери в производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и в цеховых кладовых, порчу материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы в будущем они не вошли в нормы и сметы.
Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню.
Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, поддающиеся проверке со стороны субъектов управления. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.
Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления (например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и др.).
В аспекте контроля большое значение имеет деление затрат на нормируемые и ненормируемые. Нормативы затрат отражают будущие издержки и потому более предпочтительны для оперативного контроля, чем сравнение фактических затрат со сметными. Применение нормативных затрат целесообразно при установлении цен, принятии управленческих решений, контроле за использованием ресурсов.
Следует обратить внимание на тот факт, что если нормы установлены на основе затрат прошлых периодов, то они не должны включать неэффективные расходы, которые имели место в практике предприятия, в противном случае такие нормативные затраты становятся неконтролируемыми. Состав каждой из групп затрат устанавливается администрацией при планировании и расчете бюджетов. В любом случае должна быть выполнена основная задача классификации — обеспечение информацией системы контроля и регулирования затрат на производство.
2. Учет
и анализ затрат как составная
часть бухгалтерского
учета в ОАО «Каравай»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Каравай»
ОАО «Каравай» учредителем которого является Климовское РАЙПО. Общество с ограниченной ответственностью «Каравай» именуемое в дальнейшем ОАО «Каравай» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации», другими Законами РФ и уставом предприятия (Приложение 1).Форма собственности – частная.
Место нахождения общества с ограниченной ответственностью ОАО «Каравай» 243040, Российская Федерация, Брянская область, поселок городского типа Климово, улица Октябрьская дом 195.
ОАО «Каравай» осуществляет право по владению, пользованию, и распоряжению предоставленного в его ведение имущества и отведенной ему земли, в соответствие с действующим законодательством.
ОАО «Каравай» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе (Приложение 1).
Балансовая прибыль предприятия направлена в первую очередь на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Чистая прибыль направляется , прежде всего, на образование и пополнение резервного фонда. Часть прибыли направляется на образование фондов Общества ( фонд накопления, фонд потребления и др.)
Основной целью Хлебокомбината является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и населения. Для выполнения указанной миссии ОАО «Каравай» занимается производством хлебобулочных, кондитерских, колбасных, рыбных изделий, безалкогольных
напитков. Кроме производственной деятельности ОАО «Каравай» розничной торговлей продукции собственного производства и покупных товаров.
Приведем анализ основных показателей в таблице 2
Таблица 2 –Экономические показатели деятельности
ОАО «Каравай» за 2007 – 2008 гг.
Наименование показателя |
2007год |
2008год |
Показатель 2008года в % к 2007 году |
Выручка от реализации товаров работ, услуг. тыс.руб. |
33878 |
32626 |
96 |
Себестоимость товаров, работ, услуг. тыс. руб. |
33255 |
31028 |
93 |
Прочие доходы. тыс.руб. |
- |
47 |
- |
Прочие расходы. тыс.руб. |
40 |
56 |
140 |
Коммерческие расходы. тыс.руб. |
899 |
1188 |
132 |
Прибыль (убыток) до налогообложения. тыс.руб. |
-276 |
410 |
148 |
Прибыль (убыток) после налогообложения.тыс. руб. |
-330 |
361 |
109 |
Рентабельность продаж в %. |
-0,008 |
0,011 |
138 |
Используя данные бухгалтерской отчетности в Таблице 2 произведен анализ
основных экономических
показателей хозяйственной
01.07.2006 года и поэтому данные за 2006 год не сопоставимы с данными 2008 года.
Выручка от продажи продукции в 2008 году составила - 32626 тыс. руб., а в процентах к уровню прошлого года - 96%.из этого следует что выручка от реализации работ, услуг уменьшилась на 4%, причиной этому могло послужить то, что ряд торговых предприятий были переданы другим филиалам РАйПо. Естественно и себестоимость уменьшилась, уменьшился объем выпуска продукции в кондитерском, колбасном цехах.
Из таблицы видно
что, прочие расходы увеличились
в связи с увеличением услуг
банка и коммерческие расходы
увеличились из-за переоценки товара..
Прибыль по сравнению с 2007 годом
возросла. Также увеличилась рентабельнос
Таблица 2 – Имущественный потенциал предприятия
ОАО «Каравай» за 2007 – 2008 гг.
Наименование показателя |
2007год |
2008год |
Показатель 2008года в % к 2007году |
Стоимость основных средств. тыс.руб. |
173 |
198 |
114 |
Дебиторская задолженность. тыс.руб. |
939 |
1874 |
199 |
Кредиторская задолженность. |
3968 |
5247 |
132 |
Численность работников организации. чел. |
131 |
114 |
87 |
Проанализировав бухгалтерский баланс за 2007 и 2008 года (Приложение 4), можно судить о имущественном потенциале предприятия ОАО «Каравай» Из таблицы видно что, стоимость основных средств в 2008 году составила- 198, а в процентах к уровню прошлого года -114%, из этого следует, что стоимость основных средств увеличилась на 4% . Также произошло увеличение дебиторской задолженности, что положительно влияет на развитие предприятия. Кредиторская задолженность тоже возросла. Численность работников уменьшилась на 17 человек из-за того, что уволилось часть работников хлебобулочного и кондитерского цеха, и уменьшилась численность работников аппарата управления в связи с автоматизацией бухгалтерского учета и введение программы 1С – Предприятие.
2.2 Характеристика синтетических и аналитических счетов управленческого учета и порядок записи на них на ОАО «Каравай»