Особенности налогового учета НДС в торговых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выделить некоторые особенности учета НДС в торговых организациях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть объект налогообложения, плательщиков и порядок уплаты НДС и ставки по НДС;
2. привести операции, не подлежащие налогообложению;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС 4
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ , НДС, ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ 4
1.2. ОПЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ 8
1.3. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС ТОРГОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 11
2.1. ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАВКИ НДС 0 ПРОЦЕНТОВ И НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ 12
2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НДС ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 16
2.3. УЧЕТ НДС И СКИДОК В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 18
2.4. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НДС ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Приложения …………………………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС.ПО БУХ.УЧЕТ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)
  1. реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы при определенных условиях;
  1. реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:
    • общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
    • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%;
    • лечебно-производственными мастерскими при психиатрических, противотуберкулезных учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
    • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
      • осуществление банками банковских операций по установленному перечню;
      • проведение лотерей, организация тотализаторов и других, основанных на риске игр организациями игорного бизнеса
      • оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;
      • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
      • оказание услуг адвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ;
      • проведение работ по тушению лесных пожаров;
      • операции по продаже жилых домов, помещений, долей в них;
      • другие операции, предусмотренные ст. 149 НК РФ.

1.3. Налоговые ставки

 

      Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

  • нефти, природного газа, экспортированные в страны СНГ;
  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК
  • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации; 
  • работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве; 
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
  • припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов.

      Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

  • следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов яйца и яйцепродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, включая сахар-сырец, соли, зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, маслосемян и продуктов их переработки, хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия); крупы; муки; макаронных изделий; море- и рыбопродуктов, продуктов детского и диабетического питания; овощей (включая картофель).
  • товаров для детей, согласно установленному списку;
  • книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства согласно установленному списку.

        Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в остальных случаях.

 

Глава 2. Особенности исчисления и уплаты НДС торговыми организациями

 

      Действующим налоговым законодательством (главой 21 части второй НК РФ) установлен общий для всех предприятий порядок исчисления НДС. Однако в силу специфики своей деятельности в организациях торговли могут возникать проблемные ситуации с определением величины НДС, требующие дополнительных разъяснений.

      Налоговая база по НДС при реализации товаров этими организациями определяется как стоимость этих товаров, исчисленная по продажным ценам, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

      При этом под продажной ценой в  приведенном выше определении налогового законодательства понимается цена, по которой товары были реализованы покупателю за минусом НДС. Такая цена складывается из стоимости приобретения проданных товаров (то есть всех расходов, связанных с их приобретением) и торговой наценкой. Причем, торговая наценка определяется организацией самостоятельно, исходя из уровня ее накладных расходов и величины рентабельности (предполагаемой прибыли от продажи этих товаров).

      Таким образом, торговые предприятия, осуществляющие перепродажу товаров, формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости этих товаров по цене их приобретения с добавлением торговой наценки. Естественно, при расчетах с покупателями к этой цене добавляется собственно НДС (определяемый умножением цены товара на ставку налога).

      Для окончательного расчета величины НДС, причитающегося к перечислению в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы налога, уплаченного поставщикам и подрядчикам (в соответствии с требованиями статьи 171 части второй НК РФ).

      В соответствии со статьей 167 части второй НК РФ организация может самостоятельно выбрать момент возникновения налоговых обязательств по НДС: «по оплате» или «по отгрузке», отразив его в своей учетной политике для целей налогообложения.

      Рассмотрим  общий порядок исчисления НДС  на условном примере.

Пример  1

          Организация оптовой торговли реализовала сторонним  организациям в отчетном периоде товаров на сумму 600 000 рублей (в т.ч. НДС 18% – 91 525,43 рублей). Фактическая себестоимость проданных товаров составила 450 000 рублей.

          Величина  «входящего» НДС, уплаченного за приобретенные в этом периоде товары, выполненные работы и оказанные услуги, составила 84 000 рублей.

          Таким образом, сумма НДС, подлежащей уплате в бюджет составляет 91 525,43 – 84000 = 75252,43 руб.

      Приведенный выше порядок исчисления НДС применяется в организациях оптовой торговли.

      В последнем случае продажная цена товаров (не путать с понятием продажной цены для расчета НДС) будет включать помимо расходов, связанных с приобретением этих товаров, и торговой наценки, также НДС и налог с продаж (пункт 13 ПБУ 5/01), то есть полную цену товара, по которой он будет реализован покупателю.

      Следует учесть, что подобное отражение в  бухгалтерском учете величины НДС, включаемой в продажные цены реализуемых товаров, не влияет на сумму НДС для расчетов с бюджетом. Однако такого рода операции необходимы для определения фактической себестоимости проданных товаров.

Пример 2

          Согласно  договору-поставки организация розничной  торговли получила товаров на сумму 600 000 рублей (в т.ч. НДС – 91 525,43 рублей). 

          Предположим, что торговая наценка в данной организации единая для всех товаров и составляет 30 процентов, ставка НДС для всех товаров – 18 процентов.

          Сумма товаров, полученных от поставщика (без  учета НДС) – 508 474,57 руб. Начисленная торговая наценка – 152 542,37 рублей. НДС от продажной цены товаров (508 474,57+152542,37)Ч18%=118 983,04 рублей.

          Таким образом, продажная цена этих товаров  будет составлять (508 474,57 руб. + 152 542,37 руб. + 118 983,04 руб.) = 780 000 руб.

2.1. Порядок подтверждения  применения ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров

 

      При подтверждении предприятиями торговли применения ставки НДС 0 процентов и  налоговых вычетов при экспорте товаров необходимо обратить особое внимание на порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории, который изменен «Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ)», утвержденной Приказом ГТК РФ от 21 июля 2003 г. № 806 (далее по тексту — Инструкция). Рассмотрим этот порядок подробнее.

      Согласно  подпункту «а» пункта 8 Инструкции за подтверждением фактического вывоза товаров имеют право обращаться в пограничную таможню предприятия торговли, реализующие товары за пределами таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также декларанты указанных товаров.

      На  основании пункта 9 Инструкции для  получения подтверждения фактического вывоза товаров предприятие торговли представляет в пограничную таможню следующие документы:

  1. письменное заявление, подписанное руководителем предприятия торговли или лицом, им уполномоченным, и заверенное печатью этого предприятия, содержащее:
      • просьбу подтвердить фактический вывоз товаров;
      • способ, которым предприятие торговли просит направить документы с отметками таможенного органа;
      • налоговый орган, в который предприятие торговли при необходимости просит направить информацию о фактическом вывозе товаров (по желанию предприятия торговли);
      • наименование таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров и код данного таможенного органа (если он известен предприятию торговли);
      • регистрационный номер таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК РФ в качестве таможенной декларации;
      • наименование и количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);
      • период вывоза товара (с указанием месяца и года), а при перевозках товаров морскими, речными, смешанного (река-море) плавания судами либо воздушными судами — ориентировочной даты фактического вывоза товаров, известной предприятию торговли на момент подачи заявления;
      • сведения о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар фактически перемещался через таможенную границу РФ, известные предприятию торговли на момент подачи заявления;
      • наименование пункта пропуска товаров через государственную границу РФ (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный пункт пропуска), через который осуществлялся фактический вывоз товаров, известный на момент подачи заявления;
  2. экземпляр таможенной декларации или ее копия, заверенная в установленном порядке. Предприятие торговли в целях ускорения осуществления подтверждения фактического вывоза товаров, должно указать на оборотной стороне основного листа экземпляра (копии) таможенной декларации (с использованием печатающего устройства), сведения о фактически вывезенных товарах с указанием кода товаров согласно ТН ВЭД РФ их наименования и количества (в основной и дополнительной единицах измерения). Это требование не носит обязательный характер, но на практике способствует быстрому подтверждению фактического вывоза товаров;
  3. экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу РФ;
  4. почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом предприятия торговли (если в заявлении предприятие торговли просит направить документы почтой);
  5. почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа, в который предприятие торговли просит направить информацию о подтверждении фактического вывоза товаров (если предприятие торговли просит направить информацию в налоговый орган).

      После проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку «Товар вывезен» (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью. Если товар вывезен не полностью, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа указывает фактическое количество вывезенного товара.

      Отметки, свидетельствующие о подтверждении  фактического вывоза товаров, проставляются:

  1. в случае представления таможенной декларации (копии) — на оборотной стороне основного листа таможенной декларации (копии);
  2. если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копия — на оборотной стороне первого листа данного документа.

      Отметка «Товар вывезен» не проставляется на поручении на отгрузку, коносаменте и на международной авиационной грузовой накладной.

      Представленные  документы (копии) с отметками таможенного  органа, подтверждающими фактический вывоз, либо с мотивированным отказом подтвердить факт вывоза, не позднее 20 дней после поступления заявления в таможенный орган возвращаются предприятию торговли способом, указанным в заявлении.

      Согласно  пункту 6 Инструкции таможенный орган  по просьбе предприятия торговли одновременно с направлением (выдачей) ему ответа о подтверждении вывоза товаров с таможенной территории РФ может направить информацию о выданном подтверждении фактического вывоза в указанный предприятием торговли налоговый орган.

      Для этого предприятие торговли дополнительно  указывает в заявлении налоговый орган, в который необходимо направить данную информацию и прикладывает к заявлению почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа.

      Информация  для налогового органа формируется  в произвольной форме и должна содержать:

  • сведения о количестве (в основной и дополнительной единицах измерения, используемых в ТН ВЭД России);
  • сведения о сроках вывоза товаров;
  • сведения о наименовании организации, получившей подтверждение фактического вывоза данных товаров;
  • дату выдачи подтверждения.

      В случае поступления запроса из налогового органа, касающегося фактического вывоза указанных товаров предприятием торговли, налоговый орган информируется о направлении в его адрес данной информации (с указанием номера и даты письма, которым информация о фактическом вывозе ранее была направлена в налоговый орган).

Информация о работе Особенности налогового учета НДС в торговых организациях