Особенности организации учета и отчетности на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Система бухгалтерского учета на малом предприятии………………5
Документирование хозяйственных операций на малом предприятии…………………………………………………………….7
Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии……...9
Порядок применения рабочего плана счетов бухгалтерского учета.11
Состав отчетности малых предприятий……………………………...18
Основные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета на предприятии……………………………….21
Тесты…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации учета и отчетности.docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)

План

 

     Введение…………………………………………………………………3

  1. Система бухгалтерского учета на малом предприятии………………5
  2. Документирование хозяйственных операций на малом предприятии…………………………………………………………….7
  3. Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии……...9
  4. Порядок применения рабочего плана счетов бухгалтерского учета.11
  5. Состав отчетности малых предприятий……………………………...18
  6. Основные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета на предприятии……………………………….21

Тесты…………………………………………………………………...23

Заключение…………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное  и равноправное сосуществование  и развитие различных форм собственности  и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит  малому предпринимательству.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства  способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье  благосостояние и достойный уровень  жизни являются основой социально  экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес — не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего  потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая  реструктуризация средних и крупных  предприятий вынуждает все большее  число граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная связь с  потребителем, узкая специализация  на определен ном сегменте рынка  труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом —  все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Для законодательного обеспечения  развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных  этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные  правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, региональные правовые акты и другие), которые в совокупности об разуют законодательство о малых  предприятиях.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются малые предприятия, а  также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица (ст. З Федерального закона от 14 июня 1995 г. Р 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)).

Целью Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий  для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер его государственной поддержки  на федеральном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система бухгалтерского учета на малом предприятии

 

В настоящее время применительно  к малому предпринимательству можно  выделить три системы учета:

  1. бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету (т. е. в общеустановленном порядке);

2) бухгалтерский учет на основе упрощенной формы бухгалтерского учета;

3) учет, осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ.

Средние и большая часть малых  предприятий обычно ведут бухгалтерский  учет, используя первую систему.

Упрощенная форма бухгалтерского учета используется обычно на малых  предприятиях с небольшой численностью работников и небольшим количеством  хозяйственных операций, а также  на микропредприятиях.

Основным документом, определяющим систему учета для малых предприятий, являются «Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства» (далее  — Типовые рекомендации), утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н.

Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства разработаны  в соответствии с Федеральным  законом «0 государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для  всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением  кредитных организаций) (далее —  малые предприятия).

Малое предприятие ведет бухгалтерский  учет в соответствии с едиными  методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «0 бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2003 г.), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. Ю 34н (с изменениями и дополнениями от 24.03.2000 г.), положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также настоящими Типовыми рекомендациями.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных  операций несут руководители малых  предприятий.

Руководитель малого предприятия  может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Документирование хозяйственных операций на малом предприятии

 

Начальным этапом бухгалтерского учета  является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления  определенных носителей первичной  учетной информации.

Малые предприятия могут применять  для документирования хозяйственных  операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. №71а «0б утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету труда  и его оплаты, основных средств  и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изменениями и дополнениями от 21.01.2003 г.); постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «06 утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями и дополнениями от 03.05.2000 г.);

Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету труда  и его оплаты»; постановлением Госкомстата  РФ от 21 января 2003 г. № 7 «06 утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету основных средств», ведомственные формы, а  также самостоятельно разработанные  формы, содержащие соответствующие  обязательные реквизиты, предусмотренные  Федеральным законом «0 бухгалтерском  учете» и обеспечивающие достоверность  отражения в бухгалтерском учете  совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных  учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен  документ, содержание хозяйственной  операции, измерители хозяйственной  операции в натуральном и стоимостном  выражения, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и  правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Для обобщения, классификации и  накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету  первичных учетных документах, и  отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии

 

Малому предприятию рекомендуется  в зависимости от объема и вида деятельности использовать следующие  формы ведения бухгалтерского учета:

1) по полной журнально-ордерной  форме учета с использованием  типового Плана счетов;

2) по упрощенной форме с использованием  сокращенного Рабочего плана  счетов бухгалтерского учета.  При использовании упрощенной  формы возможны следующие варианты:

— в регистрах бухгалтерского учета  имущества — ведомостях форм №  В-1-В-9;

— в книге учета хозяйственных  операций по форме К-1 (без использования  регистров учета имущества);

— в книге учета доходов и  расходов.

Все перечисленные формы ведения  учета предполагают использование  счетов бухгалтерского учета и двойной  записи, за исключением одной. При  ведении книги учета доходов  и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод  двойной записи.

Полная журнально-ордерная форма  предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в  Главную книгу.

При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие  ведомости:

— Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-!;

— Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного  по ценностям, — форма № В-2;

— Ведомость учета затрат на производство — форма № В-З;

— Ведомость учета денежных средств  и фондов — форма № В-4;

— Ведомость учета расчетов и  прочих операций — форма № В-5;

— Ведомость учета реализации —  форма № В-6 (оплата);

— Ведомость учета расчетов и  прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);

— Ведомость учета расчетов с  поставщиками — форма № В-7;

— Ведомость учета оплаты труда  — форма № В-8;

— Ведомость (шахматная) — форма  № В-9.

Все ведомости, кроме формы №  В-9, заполняются на основе первичных  учетных документов с формированием  оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими  счетами. Затем их данные переносятся  в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости  проверяется соблюдение принципа двойной  записи при отражении хозяйственных  операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода  заполняется баланс.

В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, книга учета хозяйственных  операций и книга учета доходов  и расходов.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета  исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике  своей работы при соблюдении:

—бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной  записи;

— взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

— сплошного отражения всех хозяйственных  операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных  учетных документов;

— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе  показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью  малого предприятия, а также для  составления бухгалтерской отчетности.

4. Порядок применения рабочего плана счетов бухгалтерского учета

 

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое  предприятие на основе типового Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах  бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Информация о работе Особенности организации учета и отчетности на малом предприятии