Особенности организации учета и отчетности на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Система бухгалтерского учета на малом предприятии………………5
Документирование хозяйственных операций на малом предприятии…………………………………………………………….7
Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии……...9
Порядок применения рабочего плана счетов бухгалтерского учета.11
Состав отчетности малых предприятий……………………………...18
Основные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета на предприятии……………………………….21
Тесты…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации учета и отчетности.docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)

Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий  рабочий План счетов бухгалтерского учета, который указывается в  таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Рабочий План счетов бухгалтерского учета

Раздел

Наименование счета

Основные средства и иные внеоборотные активы

Основные средства

01

 

Амортизация основных средств

02

 

Вложения во внеоборотные активы

08

Производственные запасы

Материалы

10

 

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям

19

Затраты на производство

Основное производство

20

Готовая продукция и товары

Товары

41

Денежные средства

Расходы на продажу

44

Денежные средства

Касса

50

 

Расчетный счет

51

 

Валютный счет

52

 

Специальные счета в банках

55

 

Финансовые вложения

58

Расчеты

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками

60

 

Расчеты по кредитам и займам

66

 

Расчеты по налогам и сборам

68

 

Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению

69

 

Расчеты по оплате труда

70

 

Расчеты с разными дебиторам  и кредиторами

76

Капитал

Уставный капитал

80

 

Добавочный капитал

83

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

84

 

Целевое финансирование

86

Финансовые результаты

Продажи

90

 

Прибыли и убытки

99


 

В данной таблице вы сможете  увидеть в краткой форме рабочий  План счетов, их разделы, наименования и номера счетов.

Учет основных средств  ведется на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается  на счете 02 «Амортизация основных средств».

Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете  в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым  предприятием способов начисления, норм амортизации, утвержденных в установленном  порядке, и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.

Наряду с этим, в соответствии с Типовыми рекомендациями при линейном способе начисления амортизационных  отчислений малое предприятие до 0 1.01.2002 г. могло списывать дополнительно  в форме амортизационных отчислений до 50 % первоначальной стоимости объекта  основных средств со сроком службы более трех лет. С вступлением  в силу гл. 25 Налогового кодекса данная льгота для малых предприятий  действовать перестала.

Выбранный способ начислен амортизации по объекту основных средств применяется в течение  всего срока полезного использования.

При этом следует иметь  в виду, что изменение месячных сумм амортизации, начисляемых ежемесячно исходя из годовой суммы, в результате движения (поступление, выбытие) основных средств производится в следующем  месяце после месяца принятия объекта  к бухгалтерскому учету или снятия с него.

При выбытии основных средств (списании, продаже и т. п.) сначала  списывается сумма начисленной  амортизации, при этом делается проводка:

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»

Кредит счета 01 «Основные  средства».

По дебету счета 01 будет  числится остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств. Эта недоамортизированная часть основных средств со счета 01, а также расходы, связанные  с их выбытием, списывается в дебет  счета 90 «Продажи». Если выбывает объект основных средств, стоимость которого в результате переоценки была увеличена, то сумму ее дооценки, числящуюся на счете 83 “добавочный капитал”, необходимо включить в состав нераспределенной прибыли, при этом дебетуется счет 83, кредитуется 84.

На счете 01 «Основные средства»  обособленно рекомендуется учитывать  и нематериальные активы, находящиеся  у предприятия в собственности. Амортизация нематериальных активов  учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств».

При осуществлении капитальных  вложений расходы по строительству  или приобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков  и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 «Капитальные вложения» с  кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», или кредита  счетов учета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и другие), или кредита счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и  займам» в случае, когда средства предоставленного кредита направляются кредитной организацией на оплату счетов поставщиков и подрядчиков.

Затраты по приобретенным  и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 08 «Капитальные вложения», в размере  расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 «Капитальные вложения» в дебет счета 01 «Основные  средства».

Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану  счетов бухгалтерского учета на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании  и откорме», 15 «Заготовление и  приобретение материалов» и 16 «Отклонение  в стоимости мате риалов», учитываются  на счете 10 «Материалы».

Учет материалов малому предприятию  рекомендуется вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, по которому каждая единица (вид, группа) материалов, списанная  на производство или оставшаяся на остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления  общей их стоимости, с учетом остатка на начало учетного пери ода на их количество.

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям учитывается  на счете 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям» применительно  к порядку, установленному для учета  материалов. При этом отдельно ведется  учет движения НДС по приобретенным  основным средствам, нематериальным активам  и материально-производственным запасам.

Затраты, связанные с производством  и реализацией продукции (работ, услуг), отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета  на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 30 «Некапитальные работы», 44 «Расходы на продажу», учитываются  на счете 20 «Основное производство».

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется малым  предприятием в разрезе видов  затрат (на оплату труда, материалы, амортизация  и другие) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом  по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным  за производство, и т. п. Наряду с  этим малое предприятие может  вести учет затрат по объектам учета  в разрезе прямых затрат и косвенных (накладных) расходов. Малое предприятие, имеющее значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов  производства и т. п.) и недлительный цикл производственного процесса, при  учете общехозяйственных (накладных) расходов обособлено от прямых расходов может списывать их ежемесячно полностью  на затраты реализованной продукции (работ, услуг).

Учет готовой продукции  и товаров, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета, соответственно, на счетах 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», ведется на счете 41 «Товары».

Товары, приобретаемые малым  предприятием для продажи, принимаются  к бухгалтерскому учету по стоимости  приобретения с дальнейшем их списанием  при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости.

Малое предприятие, имеющее  финансовые вложения, использует для  их учета счет 58 «финансовые вложения». При этом в аналитическом учете  отдельно учитываются вложения, имеющие  долгосрочный (свыше одного года) и  краткосрочный (до одного года включительно) характер. Учет ссуд банка, заемных  и целевых средств, отражаемых в  соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и  займам» и 86 «Целевое финансирование», ведется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по кредитам и займам»  по их видам и срокам получения. Погашение  полученных кредитов отражается в бухгалтерском  учете по дебету счета 66 «Расчеты по кредитам и займам» и кредиту  счетов учета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и др.).

Учет дебиторской и  кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лица ми», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», рекомендуется вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете  расчеты приводятся в развернутом  виде: по дебету возникновение дебиторской  задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Учет реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества  малого предприятия, а также определение  финансового результата по этим операциям, учитываемых согласно типовому Плану  счетов бухгалтерского учета на счетах 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», осуществляется на счете 90 «Продажи».

Финансовые результаты и  их использование, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», могут учитываться непосредствен  но на счете 99 «Прибыли и Убытки»  с открытием отдельного субсчета «Использование прибыли».

При учете операций по определению  прибыли и ее использованию следует  иметь в виду, что в течение  года суммы прибыли и ее использование  отражаются в соответствующем регистре бухгалтерского учета развернуто: по кредиту счета показываются нарастающим  итогом прибыль, а по дебету счета  — ее использование.

По завершении года на дату составления бухгалтерской отчетности на суммы использованной прибыли  производится уменьшение прибыли, полученная сумма перечисляется на счет 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)». И в  бухгалтерской отчетности отражается нераспределенная сумма прибыли  отчетного года или непокрытый убыток от четного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Состав отчетности малых предприятий

 

Малое предприятие составляет и  представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998г. Н 34н (с  изменениями и дополнениями от 24.03.2000 г.) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». (ПБУ 4/99).

В состав годовой бухгалтерской  отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс — форма 1;

б) Отчет о прибылях и убытках  — форма 2;

в) приложения к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках:

— Отчет о движении капитала —  форма 3;

— Отчет о движении денежных средств  — форма 4;

— Приложение к бухгалтерскому балансу  — форма 5;

— пояснительная записка;

г) Отчет об использовании бюджетных  ассигнований организацией — форма  № 2-2 и Справка об остатках средств, которые в данный момент утратили силу. Данные формы представляют малые  предприятия, полу чающие бюджетные  ассигнования.

В случае установления Минфином России других форм отчетной ин формации о  характере использования бюджетных  средств они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить  независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным  законом от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ «0б  аудиторской деятельности». (С изменениями  и дополнениями от 30.12.2001 г.).

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

2) организация является кредитной  организацией, страховой организацией  или обществом взаимного страхования,  товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным  внебюджетным фондом, источником  образования средств которого  являются предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательные  отчисления, производимые физическими  и юридическими лицами, фондом, источниками  образования средств которого  являются добровольные отчисления  физических и юридических лиц;

Информация о работе Особенности организации учета и отчетности на малом предприятии